Комплекс суконной фабрики 19 века в Павловской Слободе готовят к реставрации
- вторник, 26 ноя., 15:45
- 2
- 597
- вторник, 26 ноя., 15:45
- 2
- 597
Вместе с местным краеведом вспоминаем историю места.
Бывшая суконная фабрика в Павловской Слободе — единственный в Московской области промышленно-архитектурный ансамбль начала XIX века и один из немногих примеров дворцовой архитектуры для промышленного объекта, в составе которого – 13 строений.
Исторический объект десятилетиями находился в запустении в полуразрушенном состоянии.
Из федеральной в муниципальную собственность городского округа Истра фабрика Ягужинского была передана в 2014 году. В 2015 здесь были случаи пожаров, но комплекс всё же уцелел.
В 2016 году фабрику включили в реестр объектов культурного наследия.
Сейчас исторический объект готовят к реставрации.
С 2015 года Екатерина Золотарёва, библиотекарь из Павловской Слободы, начала водить экскурсии по территории бывшей фабрики Ягужинского.
В 2019 году главный редактор «Истра.РФ» Алексей Хамин встретился с Екатериной и записал большое интервью. Екатерина Золоторёва рассказала, что ещё в школьные годы заинтересовалась краеведением и темой этой суконной фабрики. Чтобы проводить экскурси,и даже специально окончила курсы экскурсоводов.
Вот что она рассказала об истории бывшей суконной фабрики в Павловской Слободе:
— Вообще, у этой территории есть много названий: кремлёвский арсенал, артиллерийский склад, военная база, войсковая часть 67714… Артиллерийская база стала сильным, можно сказать, градообразующим предприятием Павловской Слободы. Многие жители работали здесь. У меня, например, тринадцать родственников проработало в войсковой части в разное время, в том числе оба дедушки. Но история фабрики началась, конечно же, не с этого. Давайте перенесёмся на несколько веков назад.
В XVIII веке нашим селом владел Павел Иванович Ягужинский – фаворит Петра I. Он был сыном бедного органиста из Литвы, в детстве пас свиней, начинал как чистильщик сапог, а потом поступил на военную службу и сделал головокружительную карьеру. Павловское стало принадлежать Ягужинскому в 1730 году, уже после смерти Петра I, который при жизни поощрял отечественное производство. Ягужинский основал здесь фабрику, выпускавшую сукно, в том числе для армии.
После Павла Ивановича Ягужинского фабрика перешла его сыну Сергею. Он пытался заниматься расширением производства, но едва не разорился. Причиной была введённая государственная монополия на сукно. Возникли трудности и из-за характера самого Сергея, которого больше интересовало не фабричное дело, а кутежи.
В 1800 году император Павел I выкупил фабрику у Сергея Ягужинского и велел построить на её месте казенное суконное предприятие.
Почти все сохранившиеся здания и стены из красного кирпича с белыми колоннами относятся как раз к этому периоду, то есть к самому началу XIX века.
Фабрика была грандиозна по размаху: она рассчитана на две тысячи человек. Это уникальный архитектурный комплекс для Подмосковья, включающий около десятка исторических зданий.
Производство сукна – довольно длительный и многоэтапный процесс. Каждое здание имело свою функцию. На фабрике имелась сушильня, стригальня и ворсильня, прессовая, литейный корпус, прядильно-чесально- паровой корпус, склады-магазины… Кстати, у Ягужинского фабрика работала на водяной мельнице, а с начала XIX века, судя по названию одного из корпусов, имелся уже паровой котел.
Ещё одно огромное здание – это ткацкий корпус. Здесь находилось восемьдесят ткацких станков, за которыми работали и мужчины, и женщины. Это были крепостные, в том числе дети от десяти лет. Производственные корпуса делали красивыми и величественными, соответствующими статусу царской фабрики.
Просуществовала казенная суконная фабрика до 1859 года, а затем император Александр II велел её закрыть. Он посчитал, что производить сукно в государственных масштабах уже нерентабельно, и этим должны заниматься частные лица. Как раз во второй половине XIXвека развитие производства и техники автоматизировалось, упрощалось, и стало невыгодно содержать здесь огромное предприятие. Фабрика выполнила свою задачу, потому что в середине XIXвека каждый четырнадцатый солдат русской армии был одет в мундир, сшитый из павловского сукна.
В 1877 году в здания фабрики перевели штаб и батареи 3-й артиллерийской бригады, и с тех пор комплекс стали использовать под казармы и военные нужды.
Позднее здесь разместились части 2-й гренадерской артиллерийской бригады.
В 1906 году при казармах построили храм во имя Архангела Михаила – покровителя военных. Храм вмещал шестьсот человек: практически всю бригаду. Алтарная часть сохранилась сравнительно неплохо, и ее вполне возможно восстановить. Настоятель Благовещенского храма отец Владислав просил, чтобы помещение отдали церкви, и это оправдано, ведь бывших храмов не бывает, и земля, где стоит храм, освящена.
В XX веке на территории казарм появился новый интересный объект – двухэтажный бункер, частично располагающийся под землёй. Символично, что этот бункер тоже вмещал в себя шестьсот человек, как и храм.
В XX веке в зданиях казарм расположились артиллерийский склад и советская воинская часть.
С началом Первой мировой войны гренадерская бригада ушла на фронт и обратно сюда уже не вернулась. В 1921 году в здания казарм по приказу Ленина был переведён Московский арсенал, который находился в Кремле ещё со времен Петра I. Когда Ленин перенёс столицу из Петербурга в Москву, иметь в Кремле под боком арсенал стало в прямом смысле огнеопасно, поэтому его перевели в освободившиеся гренадерские бригады в Павловскую Слободу.
Среди корпусов есть одно здание, которое немного отличается своей отделкой, и, кроме того, ценно ещё в культурном контексте, – это бывшее офицерское собрание. Оно связано с Чеховым, а для Истринского района Чехов – это знаковое имя. Сам Антон Павлович здесь не был, но его брат Иван, который работал учителем в Истре – тогдашнем Воскресенске – завёл у этого здания важное знакомство.
Как-то зимой Ивана Павловича пригласили сюда на бал, и каково же было его удивление, когда после бала те офицеры, с которыми он приехал, не стали возвращаться в Воскресенск, а остались ночевать в Павловском. Ивану утром непременно нужно было оказаться в Воскресенске и открыть школу, иначе он потерял бы работу. В этот момент к нему на санях подъехал человек и предложил место. Оказалось, что это Киселев, владелец усадьбы Бабкино. Когда Иван всё-таки потерял работу, хотя и по другой причине, Киселёв предложил ему место гувернера для своих детей.
Таким образом Иван и его семья, в том числе Антон Павлович Чехов, перебрались в Бабкино. Антон Павлович прожил там три лета, сочинил большое количество произведений. Это произошло благодаря судьбоносной встрече, которая случилась именно здесь в гренадерских казармах.
Достаточно было сделать косметический ремонт, чтобы использовать эти здания для других целей.
Но пока решался вопрос, кому принадлежит земля, видимо, нашлись люди, которые хотели зачистить территорию и пустить под застройку. Осознанно или по простой халатности здания одно за другим начали поджигать. Только за 2015 год было семь пожаров.
Идея восстановить исторические постройки фабрики и сделать их местом притяжения для жителей не нова. Удастся ли осуществить задуманное – покажет время. Мы будем следить за ходом реставрационных работ в Павловской Слободе.