Павловская суконная фабрика. История и восстановление (продолжение)
- понедельник, 11 авг., 15:04
-
1
-
1.2K
- понедельник, 11 авг., 15:04
-
1
-
1.2K
Бывшая Павловская суконная фабрика, перепрофилированная после 1861 года для размещения гренадёрской бригады — архитектурный ансамбль государственного значения.
Использование комплекса для нужд обороны в Российской Империи и Советском Союзе сделало творение выдающихся архитекторов памятником отечественной государственной и военной мысли.
«Автор первоначального проекта ансамбля неизвестен, но планы произведённых реконструкций, известные к настоящему времени, удостоверяют коллективное участие в завершении строительства выдающихся представителей позднего классицизма: академик и ректор Императорской Академии художеств А. И. Мельников, мастер ампира Л. И. Шарлемань, известный как Шарлемань 2-й, при участии старшего брата И. И. Шарлеманя, П. И. Висконти, известный как Висконти 2-й, и его старший брат Д. И. Висконти, Ф. И. Руска под влиянием своего родственника Луиджи Руска.
В завершении работ по реконструкции прядильно-чесально-парового корпуса, позже казарм с церковью Михаила Архангела ведущую роль играл А. И. Штакеншнейдер. Общее архитектурно-стилистическое решение фасадов всех ранних памятников в составе ансамбля прямо указывают вплоть до использования характерных элементов, известных по другим постройкам, на участие в проектных работах В. П. Стасова», — рассказывает Константин Косенков.
План общего расположения строений Павловской казённой суконной фабрики. 1853
В начале XIX века фабрика стала уникальным явлением как производство, возникшее на западе Московского уезда за несколько десятилетий до строительства первых текстильных фабрик Московской губернии. Павловская суконная фабрика стала государственным проектом, реализация которого была связана не только с деятельностью первых промышленников, но и с миротворческой политикой Российской Империи. Особенностью фабрики было производство сукна высокого качества – гвардейского. Каждая третья шинель для военных нужд Отечества производилась в Павловской Слободе.
История использования бывшей Павловской казённой суконной фабрики для нужд военных описана, в частности, С.Ю. Мамаевым:
«Накануне Первой Мировой войны армия Российской Империи являлась самой многочисленной в Европе. В числе других в её состав входили 3-я артиллерийская бригада и 2-я гренадёрская артиллерийская бригада в составе 2-й гренадерской дивизии Отдельного гренадёрского корпуса. Обе эти бригады приняли участие в Великой войне и обе были связаны с селом Павловское Звенигородского уезда, ныне – Павловская Слобода Истринского района.
В первой половине XVIII века графом Павлом Ивановичем Ягужинским в селе на берегу реки Истра была устроена суконная фабрика. В 1800 году император Павел I выкупил её в казну, и производство стало специализироваться на изготовлении сукон для армии. Но подобные казённые предприятия к середине XIX века стали невыгодны государству. В 1859 году фабрику закрыли. Военное ведомство сначала предполагало продать здания фабрики, но позже разместило здесь штаб и пять из шести батарей 3-й артиллерийской бригады. Старшие офицеры гарнизона жили в селе, а на закрытой территории находились казармы рядового и сержантского состава. Ещё одна батарея бригады, которой командовал полковник Болеслав Иванович Маевский, была расквартирована в городе Воскресенске (ныне Истра)».
Историк из Нахабина Алексей Каревский писал: «В 1897 году на место выведенной в г. Калугу 3-й артиллерийской бригады в Павловскую Слободу прибыла 2-я гренадёрская артиллерийская бригада. Это соединение, как и его предшественники, также успело отличиться в минувшую Русско-Турецкую войну».
Самой яркой страницей в боевой истории бригад было их участие в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов, где она сражалась на главном, Балканском театре военных действий. С началом Первой Мировой войны обе бригады летом 1914 года были отправлены на фронт, одна – из Павловской Слободы, другая – из Калуги. Батареи 3-й артиллерийской бригады в составе 3-й пехотной дивизии 17-го армейского корпуса направили на юго-западный фронт, где они и провели всю войну, переходя лишь из состава одной армии в другую. В августе-сентябре 1914 года принимали участие в боях в Галиции. Бригада же артиллеристов-гренадеров, уходившая на войну из Павловской Слободы сначала в составе Гренадёрского корпуса, тоже попала на юго-западный фронт, а в августе 1915 года уже воевала на западном фронте, где и закончила войну.
В 1920 году на территорию бывшего городка гренадёрской бригады перевели Арсенал из Московского Кремля. До конца 1921 года склад сохранял прежнее наименование – Московский артиллерийский склад, а с января 1922 года склад стал именоваться Павловский окружной артиллерийский склад.

Ткацкий корпус бывшей Павловской суконной фабрики и улица Октябрьская, ведущая на Пороховую гору и появившаяся в середине XIX века благодаря строительству жилых домов для бывших работников Павловской казённой суконной фабрики, на дальнем плане церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, перед ней барак на месте лазаретного двора гренадёрской бригады, разобранный в последней трети XX века, радиоцех на месте Лебяжьего пруда. 1965
Во время Битвы за Москву в начале декабря 1941 года архитектурный ансамбль и важнейший объект военной инфраструктуры удалось сохранить благодаря подвигу капитана Константина Тарасовича Салангина (1884 – 1946). Его поступок стал символом грядущей Победы, примером мужества русского советского офицера. Жизнь Салангина и его подвиг до сих пор служат примером и для жителей села Павловская Слобода. За деятельность в годы Великой Отечественной войны Константина Тарасовича наградили орденом Ленина и орденом Красного Знамени, медалью «За Победу над Германией».

Константин Салангин
Из-за халатности руководства Министерства обороны малоизвестный на тот момент архитектурный ансамбль, остававшийся главным инфраструктурным центром села Павловская Слобода, едва не был уничтожен в 2014 году после расформирования войсковой части, которая разместилась вместо артиллерийского склада на территории бывшей фабрики после Великой Отечественной войны. В 2015 году полузаброшенные здания подожгли при попытке рейдерского захвата земельного участка в процессе передачи комплекса из государственной собственности в муниципальную.

Интерьеры парадного зала офицерского собрания до пожара. 2014
Интерьеры парадного зала офицерского собрания до пожара. 2014
Многие поколения жителей Павловской Слободы работали на суконной фабрике, на артиллерийском складе, после Великой Отечественной войны – в мастерских по ремонту вооружения. Среди жителей Истринского района нашлись неравнодушные к отечественной истории, понимающие и архитектурно-градостроительное, и военно-мемориальное значение ансамбля, и возможности его приспособления для нужд села, окрестностей и всей истринской земли – размещения в исторических зданиях объектов социальной инфраструктуры, приспособления их под культурные, жилые цели, восстановления бывшей полковой церкви Михаила Архангела – изначально красильни Павловской суконной фабрики, спроектированной великим архитектором Андреем Штакеншнейдером и перестроенной в церковь к 1906 году.
План фасада и профиля красильного отделения на Павловской казённой суконной фабрике. 1850
Из проекта реставрации бывшей Павловской суконной фабрики
Трагическая часть истории бывшей Павловской суконной фабрики заканчивается, началось возрождение архитектурного ансамбля в новом качестве: уже два года проводятся работы по реставрации творений великих архитекторов прошлого. Проект редевелопмента, который десять лет назад казался неосуществимым, стал успешным, были пройдены все этапы – от общественного контроля до привлечения инвестиций, и пример ревалоризации бывшей Павловской суконной фабрики лёг в основу научно-практического курса Константина Косенкова об экономике культурного наследия.