Особое конструкторское бюро «Гидропроект»
- пятница, 19 апр 2019, 19:00
- 4
- 14.3K
- пятница, 19 апр 2019, 19:00
- 4
- 14.3K
В сентябре 1950 года министр внутренних дел СССР Сергей Никифорович Круглов подписал указ об образовании в составе московского института «Гидропроект» нового подразделения – особого конструкторского бюро (ОКБ) в городе Дедовске. Несметное количество воды утекло с тех пор на гидростанциях, спроектированных в ОКБ. Подробный материал об истории этой организации готовится к публикации в четвёртом томе книги Сергея Мамаева «Дедовск. Век перемен», а пока автор с радостью делится с читателями сокращённой версией главы, посвящённой «Мособлгидропроекту».
Главный корпус ОКБ «Гидропроект». Современное фото
В начале XX века на пустопорожнем участке западнее деревни Дедково посёлился вместе с детьми и женой выходец из Рязани Степан Филиппович Королёв. Право собственности на эту землю за ним подтверждалось документом, выданным в 1913 году Губернской землеустроительной комиссией. Оригинал этого документа сохранился в архиве семьи Королёвых, представители которой и поныне живут в Дедовске. Ни одного из тех первых домов Японского хутора, основанного Королёвым, до наших дней не сохранилось (половину из них снесли при строительстве школы на улице Энергетиков в конце 1970-х годов). Ещё раньше с географических карт местности исчез топоним – в 1952 году решением Дедовского горсовета хутор Королёва был официально переименован в улицу Загородная.
С 1944 года рядом с Японским хутором, на месте лесного массива, вырубленного в войну, расположился лагерь военнопленных, которые трудились на Гучковском керамическом заводе. После того как немцев в 1948 году отпустили на родину, в этот лагерь посёлили заключённых, которых использовали в качестве рабочих вместе с присланными сюда же специалистами для постройки здания филиала московского института «Гидропроект» и жилых домов. Головной институт «Гидропроект» тогда находился в ведомстве МВД СССР, а все гидросооружения того времени строили не только вольнонаёмные строители, но и политические заключённые, среди которых было немало квалифицированных инженеров.
Строительство дома в посёлке ОКБ «Гидропроект». Середина 1950-х годов
Министр внутренних дел Сергей Никифорович Круглов 27 сентября 1950 года подписал указ об образовании в составе института «Гидропроект» нового подразделения – особого конструкторского бюро (ОКБ) в городе Дедовск. В том же году Дедовский горсовет выделил институту участок почти в 2 гектара под застройку жилыми домами и ещё столько же для размещения строителей. Вероятно, в первую очередь были построены три двухэтажных дома и несколько одноэтажных бараков.
С 1951 по 1954 год ОКБ возглавлял инженер-майор внутренних войск Георгий Сергеевич Волков. Комплектование кадров нового конструкторского бюро в Дедовске осуществлялось за счёт заключенных и вольнонаёмных специалистов. Кадровая ситуация начала меняться в 1952 году. Тогда на работу было принято 50 человек, в 1953 году – вдвое больше. Один из первых работников ОКБ Анатолий Семенович Золкин вспоминал: «Я приехал сюда в августе 1953 года. Территория была огорожена колючей проволокой, по углам стояли вышки. Основное здание ОКБ уже было построено, активно строился и посёлок. Конструкторское бюро – это была самая настоящая “шарашка[1]”. После смерти Сталина заключённые из лагеря, что здесь находился, были освобождены. Остались человек двадцать, кто сам захотел. Затем прислали выпускников инженерных институтов из Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Горького и других городов». Сюда же направили на работу инженеров-гидротехников из института «Гидропроект», прошедших школу строительства каналов Москва – Волга, Волга – Дон и других крупных строек.
В 1953 году было закончено строительство здания ремонтно-механических мастерских, приспособленное под производственное помещение для проектировщиков, введено в эксплуатацию около десятка деревянных двухквартирных жилых домов, а также котельная, водопровод с глубинным водозабором и канализация. К 1956 году рядом с основным зданием ОКБ в Дедовске появился рабочий посёлок из десяти типовых двухэтажных домов. В 1959-1960 годах были сданы ещё два двухэтажных дома.
Дома бывшего посёлка ОКБ «Гидропроект». Современное фото
Ещё одной важной составляющей для первых работников ОКБ была работа по благоустройству территории бывшего лагеря. В 1953 году сняли колючую проволоку по периметру, убрали сторожевые вышки. В середине 1950-х годов за основным зданием ОКБ на речке Грязева по инициативе Ивана Васильевича Буторина всеобщими усилиями жителей посёлка была сооружена плотина и заполнен водоём. До сих пор этот искусственный пруд является местом отдыха дедовчан.
Искусственный водоём возле ОКБ «Гидропроект». Середина 1960-х годов
Создавалась особое конструкторское бюро как проектная организация для гидротехнического строительства, предусмотренного государственными планами восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Общая численность сотрудников во всех трёх отделах в начале 1950-х годов составляла около 100 человек, в 1953 году – уже 280 человек. В первые годы своего существования основной тематикой работ ОКБ было проектирование отдельных подсобных предприятий строительства – автобаз, баз главных механиков и энергетиков и других, а также проектирование небольших гидротехнических сооружений для Куйбышевской и Сталинградской ГЭС.
В 1954 году начальником и главным инженером ОКБ был назначен дважды лауреат Сталинской премии Николай Алексеевич Осмер. Старожилы помнят его как отличного организатора. Деловой, активный, пробивной, пользовавшийся авторитетом в институте, в Министерстве энергетики и других организациях, он умело защищал интересы ОКБ.
Становление коллектива ОКБ, приобретение им производственного опыта и определение сферы деятельности пришлось на вторую половину 1950-х – начало 1960-х годов, когда, восстановив народное хозяйство до довоенного уровня, ставились задачи резкого увеличения промышленного и сельскохозяйственного производства. Требовалось тщательное изучение местных водных ресурсов и в случае необходимости – разработка систем подачи воды из других районов.
Первый самостоятельный проект положил начало целой серии подобных работ, следовавших одна за другой и составивших на многие годы основной стержень программы ОКБ. В 1956 году началось проектирование сооружений канала Днепр – Кривой Рог, главным инженером которого стал Николай Алексеевич Осмер. В 1960 году совместно с отделами головного института «Гидропроект» ОКБ участвовало в проектировании одного из самых крупных искусственных гидросооружений, канала Иртыш-Караганда протяжённостью 458 километров для водоснабжения промышленных районов и сельского хозяйства Казахстана. С 1962 по 1966 год в Дедовске разрабатывали проект строительства канала Волга-Уводь, предназначенного для промышленно-питьевого водоснабжения города Иваново. А в 1967 году ОКБ начало проектирование комплекса сооружений для подачи воды в три промышленных района Казахстана из канала Иртыш-Караганда.
Строительство канала Северский Донец – Донбасс. Середина 1950-х годов
В 1960 году численность сотрудников ОКБ возросла до 430 человек и оставалась на этом уровне, с незначительными отклонениями, до 1991 года. Многие молодые специалисты, пришедшие в первые годы, стали позднее ведущими сотрудниками организации – руководителями групп, отделений и отделов. В 1961 году Николая Алексеевича Осмера на посту начальника и главного инженера ОКБ сменил Геннадий Иванович Павлов.
С 1961 года ОКБ расширило сферу своей деятельности, приступив к исследованию водных ресурсов различных территорий для водоснабжения Москвы и Московской области. Эта работа была больше экономической, чем технической и конструкторской, и охватывала большое количество проблем. В дальнейшем подобные исследования были распространены на территорию Курской магнитной аномалии. Чуть раньше, в 1958 году, сформировалось ещё одно новое направление в производственной деятельности ОКБ – энергетическое использование естественных перепадов на Большом Ставропольском канале. Канал с каскадом Кубанских ГЭС предназначался для обводнения обширных степей северо-востока Ставропольского края. Главным инженером этого проекта стал Владимир Семёнович Конвиз.
В 1970 году открылась ещё одна страница истории бюро. Коллектив привлекли к участию в новом направлении развития энергетики СССР – строительству атомных электростанций (АЭС). В программу ОКБ вошло проектирование комплекса сооружений технического водоснабжения трёх АЭС: Курской, Чернобыльской и Смоленской.
С середины 1980-х годов ОКБ института «Гидропроект» стало ведущей организацией по проектированию малых гидроэлектростанций. Настоящей визитной карточкой ОКБ стало проектирование гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС). По проекту бюро в 1967 году была построена первая в стране ГАЭС в составе каскада Кубанских ГЭС. В газете «Ленинский путь» описывали принцип её работы: «Это незаурядное сооружение, принципиально отличающееся от привычных ГЭС. Этой станции не нужна громадная плотина, накапливающая большие запасы воды. На небольшой реке – два небольших водохранилища, верхнее и нижнее. Вытекая из первого, вода заставляет работать турбину и генератор. Затем с помощью насосов воду перегоняют обратно снизу вверх, и можно снова вырабатывать ток».
В особом конструкторском бюро занимались не только гидротехническими и гидроэнергетическими установками. Специальный отдел гражданских и промышленных сооружений во всех проектах ОКБ разрабатывал конструкции так называемых верхних строений: машинных залов, зданий подсобных помещений (автобаз, складов), административно-бытовых корпусов АЭС и тому подобных объектов. Этот же отдел занимался и проектами гражданского строительства, в том числе и в Дедовске. Так, например, отдел занимался посадкой на местность и согласованием типового проекта школы на 1 176 учащихся на улице Энергетиков. Основная заслуга в решении вопроса строительства в посёлке школы принадлежит сотруднику отдела Анатолию Семеновичу Золкину.
Анатолий Семёнович Золкин
Период 1960-1970-х годов как в городе в целом, так и в посёлке ОКБ, стал временем интенсивного жилищного строительства. Закончился «строительный бум» в посёлке возведением в 1976 году нового общежития для сотрудников.
Сотрудники ОКБ хоть и уделяли большую часть своего времени работе, порой задерживаясь там до позднего вечера или забирая документы на доработку домой, но и отдыхали, участвовали в общественной работе. «Молодёжь есть молодёжь, – вспоминал Анатолий Семёнович Золкин, – кроме хлеба, супа и картошки, ещё нужно повеселиться. А веселиться было негде, только небольшой сарай – бывший лагерный театр. Актив молодых сотрудников, в том числе и я от профкома, обратились в «Гидропроект» с просьбой построить клуб. Чтобы сэкономить, предложили пристроить зрительный зал на 200 мест к бывшему складу стройматериалов. Сначала молчали сверху, а потом пришлось нам даже съездить в Министерство энергетики». Проект клуба, сделанный Анатолием Семёновичем, воплотили в жизнь в 1957 году. В клубе демонстрировали кинофильмы, работали кружки, играли свадьбы, отмечали юбилеи. Образовали хор, танцевальный коллектив, струнный ансамбль, причём это был официально первый в Дедовске музыкальный коллектив такого рода.
Бывший клуб ОКБ «Гидропроект» (ныне Центр искусств имени Прядко). Современное фото
В 1980 году должность начальника и главного инженера бюро занял Игорь Александрович Желтышов. В 1988 году его сменил Юрий Викторович Молоканкин, под руководством которого ОКБ начало вхождение в рыночную экономику. В 1991 году прекратила существование система социалистической плановой экономики. Государство, до сих пор определявшее потребности общества и взаимоотношения между производителями и потребителями, в одночасье исчезло. Во всех организациях, в том числе и в ОКБ, начался период принятия спонтанных решений, порой противоречащих друг другу и экономической целесообразности.
В 1991 году решением Министерства энергетики СССР Особое конструкторского бюро в Дедовске было выведено из структуры института «Гидропроект» и преобразовано в самостоятельный проектно-изыскательный институт «Мособлгидропроект». В то время в его состав входили: проектные и административно-хозяйственные подразделения общей численностью 350 человек, жилой посёлок с населением 2700 человек и полным набором коммунального хозяйства, детский сад и общежитие. Бюджетное финансирование работ прекратилось, не стало государственных заказов на крупные объекты.
В этих условиях коллектив «Мособлгидропроекта» продолжал работы над проектированием Зеленчукских и Кубанских ГЭС, техническим водоснабжением АЭС, отдельными объектами водоснабжения Москвы и Московской области. Пытаясь выжить, коллектив расширял поиск возможностей проектирования новых и реконструкции действующих малых ГЭС, объектов ветроэнергетики, водоохранных зон, небольших водохранилищ и тому подобного. Старые и новые заказчики, превратившиеся в юридических лиц, не обеспечивали своевременную оплату заказанных проектных работ. Приходилось задерживать оплату субподрядчикам, а крайне низкую зарплату своим сотрудникам задерживали до полугода.
Зеленчугская гидроэлектростанция. Современное фото
Финансовое положение усугублялось наличием на балансе «Мособлгидропроекта» большого коммунального хозяйства и жилого посёлка. Если раньше ОКБ получало от головного института поддержку для оплаты расходов по посёлку, то после отделения эти дотации, естественно, прекратились. В соответствии с планом приватизации в 1994 году институт «Мособлгидропроект» был преобразован в открытое акционерное общество «Московский областной проектно-изыскательский институт «Гидропроект» (ОАО «Мособлгидропроект»). При акционировании предполагалось, что инфраструктура будет передана на баланс городу, однако это произошло не сразу.
С 1998 по 2000 год генеральным директором ОАО «Мособлгидропроект» был Александр Яковлевич Моисеев, с 2000 по 2002 год – Геннадий Николаевич Батранюк. Позднее он вспоминал: «В экономике страны появились срывы по оплате выполненных работ, что привело к необходимости институту брать государственные кредиты для выплаты зарплат сотрудникам. Появились случаи неоплаты заказчиками выполненных институтом договоров». Тяжёлое финансовое положение, отсутствие ясной перспективы производственной деятельности и низкая заработная плата стали причинами ухода из организации многих специалистов.
Реструктуризация накопленных долгов за содержание посёлка на 15 лет позволила наладить ритмичную производственную деятельность института, но всё же вскоре контрольный пакет акций оказался у команды, работавшей до этого в московском институте «Гидропроект». В 2002 году общим собранием акционеров генеральным директором бывшего ОКБ стал Валерий Викторович Смирнов, в 2006 году его сменил Олег Валентинович Тарасов, занимающий этот пост до сих пор.
Тысячи предприятий, даже достаточно крупных, в период перестройки перестали существовать или полностью перепрофилировались. С институтом «Мособлгидропроект» этого не произошло. Нашлись силы и возможности сохранить небольшую часть прежних специалистов, а сформированная стратегия развития помогла постепенно встать на ноги. При этом существенным подспорьем в работе оказалось то, что по ряду объектов имелись проектные наработки прежних лет и богатый технический архив. Частично изменилась и структура института.
В 2008 году «Мособлгидропроект» вошел в состав холдинга «РусГидро», где продолжил разработку своих прежних проектов: водоснабжение АЭС в России и за рубежом, проектирование и разработка новых проектов, реконструкция и модернизация существующих гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих и насосных станций. Институт выполняет проектные и изыскательские работы по системам технического водоснабжения атомных электростанций, а также комплексам промышленных, гражданских и общественных зданий. Так, в последние годы по разработанным в институте проектам построены корпуса пансионата «Союз» недалеко от деревни Кострово, школа в посёлке Нахабино и здание новой поликлиники в городе Дедовск.
В настоящее время институт является хорошо структурированной компанией, обладающей профессиональным инженерно-техническим персоналом и портфелем заказов, гарантирующим его дальнейшее развитие.
Сергей Мамаев
[1] Шарашка – жаргонное название научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, подчиненных НКВД СССР, в которых работали заключенные ученые, инженеры и техники.
Полную версию статьи читайте в №33 журнала "Истра.РФ".