Гуляем по Чеховским местам
- пятница, 15 июл 2022, 07:00
- 11
- 5.3K
- пятница, 15 июл 2022, 07:00
- 11
- 5.3K
Интересно пройти по Чеховскому маршруту, вооружившись воспоминаниями Михаила Чехова, брата Антона Павловича. Эти строки не просто помогают понять, как связано то или иное место в наших краях с именем писателя, но и переносят в атмосферу Чеховского Воскресенска.
Недавно у меня гостила подруга, которая приехала из Сибири. Гуляя по городу, она поинтересовалась, почему у нас так много мест названы в честь Антона Павловича Чехова?
Чеховский переулок, школа имени Чехова, центральная библиотека, уже больше ста лет носит имя писателя…
«Да у нас же здесь Чеховские места», – ответила я, уверенная, что об этом знают все. «А как же Мелихово, Ялта?», — осторожно и с ноткой недоверия спросила моя гостья.
«Всё так, – продолжила я. – Но именно здесь, в Истре, Антон Павлович, можно сказать, формировался, как писатель. Это был период начала писательской карьеры Чехова. Антон Павлович и врачом работал в нашей больнице. Город назывался Воскресенском в 19 веке. Эти края, люди, врачебная практика, природа – вот источники вдохновения автора, которого знает весь мир.
Чехов жил и работал в Истре-Воскресенске. Он встречался и дружил здесь с интереснейшими людьми своего времени. Кстати, подробные воспоминания о жизни писателя в наших краях оставили его современники».
Через некоторое время, вооружившись воспоминаниями брата Антона Павловича – Михаила Чехова и примерив на себя роль заправского экскурсовода, я повела подругу по Чеховским местам.
Начали мы с центра города, где когда-то стояло приходское училище, а ныне уцелели только пилоны от его ограды.
Их зачем-то оштукатурили, видимо, полагая, что так история города выглядят более презентабельно... Но факт остаётся фактом. С этими небольшими кирпичными столбиками недалеко от центрального парка связана история появления семьи Чеховых в Истре.
Из воспоминаний М. П. Чехова. «Встречи и впечатления» глава 5:
«Попечитель городского училища в Воскресенске известный суконный фабрикант Цуриков не пожалел денег на его благоустройство, и у Ивана Павловича оказалась вдруг просторная, хорошо обставленная квартира, рассчитанная не на одного холостого учителя, а на целую семью. Для Чеховых, живших тогда в Москве тесно и бедно, это было чистой находкой. Едва только у меня и у моей сестры Маши кончались переходные экзамены, как наша мать, Евгения Яковлевна, уже ехала с нами в Воскресенск "на подножный корм" и проживала там с нами до самого начала учения. Для меня и сестры Воскресенск казался земным раем, тем более, что мы очень утомлялись в Москве. Воскресенск замечателен своими окрестностями. В округе много грибов, а мы, Чеховы, страстные любители собирать грибы».
Так в 1880 году, с назначением Ивана учительствовать в Воскресенске, здесь появляются Чеховы.
У Антона Павловича, помимо летнего отдыха, была ещё одна причина приехать в этот городок — врачебная практика.
Из воспоминаний Михаил Чехова: «Только студентом последнего курса Антон Павлович приехал на лето в Воскресенск. Здесь он нашел уже порядочный круг знакомых. Высокий, в черной крылатке, широкополой шляпе, он стал принимать участие в каждой прогулке, а гуляли большими компаниями…»
«Как писателю Антону Чехову нужны были впечатления, и он стал их теперь черпать для своих сюжетов из той жизни, которая окружала его в Воскресенске: он вошел в нее целиком. Как будущему врачу, ему нужна была медицинская практика, и она тоже оказалась здесь к его услугам».
Воскресенская лечебница была первой в Московской губернии, открытая на средства уездного земства. С неё началось развитие земской медицины.
На территории старой Истринской районной клинической больницы и сейчас сохранились старейшие одноэтажные корпуса. Всего их шесть.
До устройства в них лечебницы здесь была ткацкая фабрика по производству хлопчатобумажных и шерстяных тканей, принадлежавшая А. Д. Чикину – брату известного предпринимателя и мецената И. Д. Чикина. Истринскую больницу так и называли — Чикинской. В семидесятых годах 19 века Звенигородское уездное земство выкупило этот земельный участок и в бывших фабричных постройках устроило лечебницу.
Из воспоминаний Михаила Чехова: «Ею заведовал известный тогда среди земских врачей и в медицинской литературе врач П. А. Архангельский. Чикинская больница считалась поставленной образцово, сам Павел Арсеньевич был очень общительным человеком, и около него всегда собиралась для практики медицинская молодёжь, из которой многие потом сделались врачебными светилами».
В эту Чикинскую больницу и пришёл молодой Антон Чехов — сначала на практику, а с 1884 года, после окончания курса в университете, и врачом.
Вот как описывает работу молодого доктора Павел Арсеньевич Архангельский: "Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но все он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Он всегда терпеливо выслушивал больного, ни при какой усталости не возвышал голоса, хотя бы больной говорил и не относящееся к уяснению болезни... Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича и, наряду с обычными медикаментами, он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды" (П. А. Архангельский. В кн.: Отчет Благотворительного общества при Вознесенской земской лечебнице Звенигородского уезда за 1910 г, М., 1911, стр. 28-32)
Здесь, в лечебнице, Антон Павлович Чехов нашёл сюжеты для рассказов «Хирургия» и «Беглец». «….а знакомство с Воскресенским почтмейстером Андреем Егоровичем дало ему тему для рассказа «Экзамен на чин», – читаем мы у Михаила Павловича Чехова в воспоминаниях.
Вот бы где открыть мемориальный рабочий кабинет писателя…. Или, например, музей земской медицины.
Позже доктор Чехов недолго заведовал больницей в Звенигороде. Лечил крестьян и в Бабкино, и в Мелихово. Между тем именно после первых успехов бабкинских рассказов, Антон Павлович Чехов утвердился как писатель. Начался бабкинский период в жизни Чеховых одним зимним вечером.
Из воспоминаний Михаила Чехова: «Верстах в двадцати пяти от Воскресенска, в котором учительствовал мой брат Иван Павлович, находилась Павловская слобода, в которой стояла артиллерийская бригада. К этой бригаде принадлежала и та батарея с полковником Маевским во главе, которая квартировала в Воскресенске.
По какому-то случаю в Павловской слободе был бригадный бал, на котором, конечно, должны были присутствовать и офицеры из Воскресенской батареи. Поехал туда с ними и мой брат Иван Павлович. Каково же было его удивление, когда по окончании бала привезшие его туда Воскресенские офицеры решили заночевать в Павловской слободе, а ему с утра уже нужно было открывать свое училище в Воскресенске; к тому же была зима, и отправиться домой пешком было невозможно.
На его счастье, из офицерского собрания вышел один из приглашённых гостей, который уезжал в Воскресенск и которого тут же дожидалась тройка лошадей. Увидев беспомощного Ивана Павловича, человек этот предложил ему место в своих санях и благополучно доставил его в Воскресенск. Это был А. С. Киселёв, живший в Бабкине, в пяти верстах от Воскресенска, племянник русского посла в Париже графа П. Д. Киселёва».
Артиллерийская бригада, о которой идёт речь в воспоминаниях Михаила Чехова, располагалась в зданиях бывшей суконной фабрики, что в Павловской слободе. Некоторые здания фабрики в 1862 году были переоборудованы в кухню батальонного командира и канцелярию, а к началу 1890-х здесь стал располагаться и офицерский дом. Именно эту суконную фабрику многие наши современники хотели бы видеть как сохранённый культурно-исторический объект, вовлечённый в современные ритмы жизни…
Именно с этого места и началось случайное знакомство, которое переросло в дружбу Чеховых и Киселёвых. Отсюда берёт начало бабкинская история в жизни Антона Павловича, одна из самых плодотворных и любимых писателем.
Киселёвы сдали Чеховым на лето флигель в своём имении.
Из воспоминаний Михаила Чехова: «Как уже писалось не раз, Бабкино сыграло выдающуюся роль в развитии таланта Антона Чехова. Не говоря уже о действительно очаровательной природе, где к нашим услугам были и большой английский парк, и река, и леса, и луга, и самые люди собрались в Бабкине точно на подбор.
Семья Киселевых была из тех редких семей, которые умели примирить традиции с высокой культурностью.
Тесть А. С. Киселева, В. П. Бегичев, описанный Маркевичем в его романе "Четверть века назад" под фамилией "Ашанин", был необыкновенно увлекательный человек, чуткий к искусству и литературе, и мы, братья Чеховы, по целым часам засиживались у него в его по-женски обставленной комнате и слушали, как он рассказывал нам о своих похождениях в России и за границей. Ему Антон Чехов обязан своими рассказами "Смерть чиновника" (случай, действительно происшедший в московском Большом театре) и "Володя"; "Налим" также написан с натуры (действие происходило при постройке купальни); "Дочь Альбиона" - все окружение бабкинское».
Что видел Чехов в Бабкине тогда в 19 веке? Здесь находился большой комплекс сооружений.
На данный момент в усадьбе Бабкино сохранился большой фрагмент регулярного парка.
В 2009 году, благодаря усилиям местного краеведческого общества «Наследие» и его руководителю Елены Вильгельмовны Штейдле, это место стало выявленным объектом культурного наследия.
В 2014 году удалось обнаружить фундаменты некоторых усадебных строений с помощью георадарных исследований.
Антон Павлович Чехов провел в Бабкине три лета: 1885-1887 годов. Но материала, который был здесь собран, хватило писателю, кажется на всю жизнь: типажи крестьян и дворянства, усадебные пейзажи и жанровые зарисовки, интересные случай… Любимое Бабкино и милых его обитателей Антон Павлович будет вспоминать и в Москве, и в Ялте, и в Ницце.
Из воспоминаний Михаила Чехова: «По вечерам над Бабкиным нависают туманы, скрывая в белесоватой сумрачной мгле одинокого путника. И кажется что вместе с ним уходит такое простое, земное счастье. Ведь так, вероятно, и думала бедная «Верочка», зябко кутаясь в отсыревший платок, затаив горе неразделённой любви. Свидетельство брата писателя полностью подтверждает это. «Описанный в «Верочке» сад при лунном свете с переползавшими через него клочьями тумана - это сад в Бабкине».
Здесь же произошло знакомство Антона Чехова с Исааком Левитаном.
Возможно, гуляя вместе с Исааком Ильичем близ Дарагановского леса, Чехов и наткнулся на сторожку, которая, стала прототипом сторожки в рассказе «Ведьма» и «Недоброе дело».
В Полевшине находились усадьба и храм. Усадебный дом уже в 19 веке был закрыт, усадьбу редко кто посещал, церковь открывали только раз в году на «Казанскую», а к началу 20 века дом разобрали.
Охранял территорию усадьбы и храма сторож, который жил в построенной в 1825 году сторожке, рядом с часовенкой. Эти места были безлюдны и загадочны… Сейчас храм в Полевшине восстанавливают, есть планы восстановить и часовню со сторожкой.
Я закончила экскурсию, а моя подруга-сибирячка ещё несколько минут шла молча, будто усваивая информацию. Потом резко остановилась, повернулась ко мне и очень серьёзным тоном сказала: «А своди меня в музей вашего города! Там, должно быть, очень интересные экспонаты есть. Я пофотографирую, потом своим ученикам в школе буду показывать, рассказывать. Уверена, в музее ещё много интересных исторических фактов можно узнать… Не только про Чеховых».
Ну что тут ответишь? История у нас в Истре, действительно, — россыпями драгоценными. Вот только краеведческого музея своего, увы, нет.
К сожалению, не всегда планы становятся реальностью. Наш Истринский край связан с одним из самых значимых имен русской литературы. Он — словно музей под открытым небом… Конечно, краеведы работают, находят остатки фундаментов, выявляют объекты культурного наследия, собирают исторические материалы, – этот труд дорогого стоит, но и время не бездействует…
Сохранившиеся постройки ветшают и может статься так, что туман неведения окутает наше наследие, скрыв от потомков драгоценные кристаллы истории и целый культурный пласт канет в небытие, как тот самый вишнёвый сад….
При подготовке статьи использованы материалы видеопроекта истринского телевидения «Прогулки с Чеховым», автор – Елизавета Лысова-Голомзина, при участии Константина Косенкова.
Использованы материалы:
проектов «Летопись русской усадьбы» В. Разумова, «Наследие» Е. Штейдле, «Утраченный Божий Дом» С.П. Носикова, С.Ю. Мамаева, П.В. Малкина, Р.С. Чикина.
«Вокруг Чехова» Чехов М. П.
Исследования С. Голубчикова