Чем оказалась отметка на онлайн-карте  «Переправа времен войны»? 

Изучая Истру на онлайн-карте, мы случайно обнаружили отметку, заинтересовавшую нас — как журналистов и как местных жителей.

«Природный заповедник в России. Переправа времен войны», — гласит надпись, отмеченная на карте недалеко от берега реки Истры. 

Нажав на неё, мы увидели фотографии объекта, действительно похожего на остатки моста. Из воды выступают балки, которые могли в прошлом служить опорой. 

 

  • full-article
  • full-article
  • full-article

Фантазия начала рисовать сцены из 1941 года, когда солдаты Красной Армии, отдохнув на одном берегу Истры и воспользовавшись переправой, спешили по боевому пути дальше...

Но, как оказалось, это только фантазия, а отметкам на онлайн-картах не всегда можно верить. 

Кто как не историк, краевед и писатель может помочь разобраться в вопросе, подумали мы и позвали на помощь Сергея Мамаева

«Это не переправа времен войны, а остатки моста узкоколейной железной дороги. Вот на этой карте она отмечена», — сразу включился в работу Сергей, посмотрев на отметку. 

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги — 1920-е годы. Скорее всего, основным назначением узкоколейной железной дороги был вывоз торфа из торфомассива, обозначенного на многих топографических картах как «Баево Болото». 

«Вероятно, осенью-зимой 1941 года узкоколейная железная дорога была частично разрушена. В 1942 году по её трассе был проложен один из участков рокадной железнодорожной линии Икша-Поварово-Манихино-Кубинка (Большой Московской Кольцевой железной дороги)», — продолжает рассказ Сергей. 

В 1967-1968 году проводилась электрификация Большого кольца Московской железной дороги, участок Кубинка-Икша, Яхрома-81 км. В этом месте была старая кривая однопутная ж/д линия, проходившая по территории нынешних дачных посёлков и в этом месте пересекавшая Истру. Новая двухпутная спрямлённая дорога через Истру-165 км до Манихино-2 введена в эксплуатацию в 1968 году. На старой трассе рельсы были сняты, и она была частично превращена в грунтовую автодорогу. 



Вот такое открытие для нас (а может быть, и для кого-то из наших читателей) помогло сделать путешествие по онлайн-карте. Иногда что-то интересное можно сделать и не выходя из дома, согласны? 


Благодарим за разъяснение историка, писателя, краеведа Сергея Мамаева 


Поделитесь историей

История о том, как сохраняли историю Зачем в Истре памятник П. Г. Цурикову?

  • author
    Гость

    В Дедовске есть похожий разрушенный мост на речке Грязева, недалеко от слияния с Нахабинкой. В детстве мы его называли Чертов мост. С супругой недавно спустились с горы Массовка и увидели остатки моста. Может, кто знает откуда и куда вела дорога через этот мост? Кликните, для просмотра комментария

    Понедельник , 08 июн. в 12:32 Ответить

    • author
      Гость
      Гость

      Я поищу информацию. Кстати, на гидрологических картах Московского уезда конца 20-х - начала 30-х годов ХХ века река Нахабинка обозначается как Пахабинка. Надо бы найти подобную дореволюционную карту и посмотреть, действительно ли ранее этот гидроним звучал как Пахабинка, а затем был переименован, или же это опечатка. З.Ы. Вот Снигири же переименовали в Снегири. Кликните, для просмотра комментария

      Вторник , 09 июн. в 10:00 Ответить

  • author
    Гость

    UPD. Смотреть надо не карту ГШ на скрине в тексте заметки - она 60-х или даже 70-х годов, а карты вот именно 30-х годов. Торфоразработки на Баевом болоте, скорее всего, были связаны путями в 20-х и 30-х годах с д. Ивановское. Ибо, именно в д. Ивановское, на противоположном берегу реки Истра, находилась электростанция, которая - к гадалке не ходи! - работала на торфе. Она выдавала электроэнергию для д. Ивановское, Красновидово, Санниково и м.б. Павловское. Но в основном, для Ивановского, поскольку именно там была суконная фабрика. А ту часть УЖД, о которой идёт речь, достроили уже во время войны в 1942 году, как я уже говорил выше, для лесозаготовок. Потому, и на карте Google такой нелепый маркер - "Переправа времён ВОВ". Кликните, для просмотра комментария

    Суббота , 06 июн. в 23:56 Ответить

  • author
    Гость

    "...Вероятно, осенью-зимой 1941 года узкоколейная железная дорога была частично разрушена" Это так. Её восстанавливали и частично перестраивали во время войны. В частности, это касается участка ж/д насыпи, вдоль которой теперь расположен СНТ "Рефрижератор" и часть СНТ "Истра-2". Строили её одни женщины и старики. Моя бабушка - одна из них. С её слов я и знаю об этом участке разобранной ныне узкоколейки. Только она говорила, что в 1942 году ж/д перестраивали и восстанавливали с целью вывоза леса на дрова и для строительства. То есть, это была лесовозная УЖД. Возможно даже, что в 1942 году она была т.н. конножелезной узкоколейной дорогой. По поводу использования этой ветки в сороковые годы 20-го века для вывоза торфа с торфоразработок в районе Баева болота у меня есть сомнения. К этому времени там уже торф не добывали, ЕМНИП. Кликните, для просмотра комментария

    Суббота , 06 июн. в 21:45 Ответить

Обсудить


Гость