Борисоглебский храм в селе Куртниково. Страницы истории
- среда, 9 ноя 2016, 11:30
- 0
- 5.5K
- среда, 9 ноя 2016, 11:30
- 0
- 5.5K
Ее автор Яков Александрович Копьев был сыном настоятеля храма отца Александра, 45 лет прослужившего в этой должности. Каменный Борисоглебский храм в августе текущего года отметил свой двухсотлетний юбилей. История восставшей из руин православной сельской церкви продолжается...
Село Куртниково (до 1930-х годов – Куритниково) расположено близ правого берега речки Раменка и левого берега ее притока, речки Чернушка (последняя сейчас образует залив Истринского водохранилища. Первые упоминания о селе относятся к концу XVI века. В 1577 году Стахей Иванович Тимофеев купил село Куретниково у Максима Богдановича Полева, а на следующий год продал его с храмом и деревнями Троице-Сергиеву монастырю в городе Сергиев Посад. До этого оно «исстари» являлось собственностью Полевых, значит, село существовало значительно раньше указанного времени.
В 1592 году в селе находилась «церковь святых страстотерпцев – Бориса и Глеба древена клетцки, а в церкви деисусы и двери царские и образы местные, и ризы, и книги, и колокола, и всякое строенье монастырское». При церкви находились дворы попа, пономаря и просвирни. Владение относилось к Раменскому стану Дмитровского уезда. По «Списку с писцовой книги Андрея Загряжского 1623-1625 годов» в Куритникове проживало всего 10 человек. В 1699 году в селе был выстроен новый деревянный храм того же посвящения, который располагался в 70-80 аршинах восточнее нынешнего. В документе 1705 года селение называлось приселок Куретников. Приселком тогда называли монастырское или дворцовое село, подчиняющееся расположенному рядом селу. Здесь таким селом было Рождествено, также принадлежавшее Троицкому монастырю. В ведомости о Борисоглебской церкви за 1790 год писали: «Деревянного здания, церковною утварью посредствена, а церковь в твердости».
С начала XIX века Куритниково стало частью Звенигородского уезда, в селе проживало 128 человек в 18 дворах. В сентябре 1808 года в результате сильного пожара деревянная церковь, простоявшая в селе более века, сгорела. Один из жителей села, несмотря на предупреждения, оставил на ночь сушить сжатый хлеб в овине. Рано утром из-за сильного ветра овин загорелся, пламя перекинулось на копны и сараи, а затем и на все остальные деревенские постройки. В огне пожара уцелели лишь несколько сараев, которые и стали приютом для несчастных погорельцев. Члены причта сумели спасти из горящего храма лишь часть утвари и книг. Едва оправившись от пожара, жители стали восстанавливать храм. В июле 1809 года была выдана грамота на строительство каменного храма: «Божией милостью смиренный Августин епископ Дмитровский Московский викарий. Просили нас звенигородской округи, села Куритниково приходские люди о даче дозволения на построение в оном селе, вместо сгоревшей деревянной церкви во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, вновь каменным зданием церкви в тож именование собственным их иждивением. Из представленной же к нам из Московской Духовной Консистории справки к построению каменной церкви препятствий не оказалось. И сего ради благословили мы помянутую церковь каменным зданием в тож именование».
В том же году приступили к строительству. Руководил строительством каменного храма избранный прихожанами зажиточный крестьянин деревни сельца Карцево Артемий Васильевич Круглов, а среди жертвователей выделялся куритниковский крестьянин Василий Семенов. Позднее крестьянин Артемий Круглов состоял при этом же храме церковным старостой и был почтен погребением за алтарем Борисоглебской церкви в Куритникове. На стене перед его могилой находилось живописное изображение ангела.
Одним из главных деятелей и попечителем при строительстве нового храма стал титулярный советник, владелец сельца Леоново Гавриил Иванович Рукин. При возведении церкви он был «крайне бдителен и заставлял рабочих переделывать одно и то же по нескольку раз, если сделанное казалось ему недостаточно прочным». В результате храм был возведен основательно. На самом деле Гавриил Иванович был «нрава кроткого, человек чувствительный». Простота его доходила до того, что он при встрече даже с крестьянскими детьми сам «поспешал сниманием фуражки и раскланивался». Нехарактерный и удивительный факт для помещиков того времени. В построенный храм Гавриил Иванович пожертвовал серебряную ризу на образ Казанской иконы Богоматери и самый большой колокол, на котором имелась надпись: «1819 года июля 16 дня вылит сей колокол иждивением дворянина Гаврилы Ивановича Рукина и поселян Артемия и Ильи Васильевых при старосте Сидоре Григорьеве в Москве на заводе Николая Самгина, весу 104 пуда 18 фунтов». На месте сгоревшей церкви устроили кладбище, ныне не существующее, на котором позднее и похоронили главного попечителя. На его памятнике была надпись: «Гавриил Иванович Рукин. Родился 1753 года марта 22 дня, скончался 1823 года марта 29 дня, жития его было 70 лет и 7 дней. Память его бывает 26 марта».
Во время Отечественной войны 1812 года французы не проходили через село, что дало возможность прихожанам безостановочно воздвигать здание церкви. Пока шло строительство, прихожане посещали храм Ченстоховской иконы Божией Матери в селе Зыково. Эта церковь была сооружена усердием генерал-майора Владимира Васильевича Измайлова в 1769 году. Его внук «впал в бедность» и не в силах был поддерживать храм, сооруженный дедом. В 1827 году разобранная Ченстоховская церковь поступила на обжигание кирпича для строившейся в соседнем селе Рождествено каменной церкви, а иконостас вместе с иконами и богослужебными книгами передали в Борисоглебский храм в Куритникове.
В 1816 году храм был выстроен, и настоятель священник Алексий Андреев направил в Консисторию прошение об освящении: «В нашем селе церковь во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, каменного здания, сооружена, святыми иконами и прочим церковным благолепием украшена, и всем удовлетворена, которую желательно нам, дабы Вашим Высокопреосвященством благоволено было благословить – освятить». Перед освящением храм осмотрел местный благочинный Иоанн Стефанов, оставивший подробное описание его. В храме был трехъярусный иконостас столярной работы, выкрашенный в перловый цвет с вызолоченной резьбой. В такой же цвет были выкрашены клиросы. Около правого клироса позднее появился иконописный крест высотой 3,75 аршина – точная копия древнего креста, явившегося в Дмитрове и хранившегося в Дмитровском Успенском соборе. Его пожертвовал около 1860 года крестьянин деревни Дьяково Лаврентий Максимов. Пол в храме выстлали лещадью, для колокольни приобрели четыре колокола от 20 фунтов до 5 пудов. Для трапезной церкви крестьянин деревни Граворново Лука Иванович Кренделев пожертвовал медное паникадило.
Новый каменный храм в Куритникове освятил 21 мая 1816 года протоиерей Звенигородского Успенского собора Василий Васильев. Храм запоминался монументальностью архитектурных форм: восьмерик на четверике с приземистым основанием, с граненой апсидой и небольшой бесстолпной трапезной соединен с колокольней из квадратных ярусов. Крыша и главы были покрыты железом, которые позднее каждые 4 года окрашивали «в зеленый цвет медянкою, а стны в белый – известью». При сдержанной внешней обработке в формах классицизма здание своей типологией и характером конструкций связано с образцами значительно более раннего времени. Это чуть ли не самый поздний образец церкви типа «восьмерик на четверике», господствовавшего в XVIII веке. Церковь была обнесена оградой из каменных высоких столбов с деревянным балясником, с южной и западной сторон устроили святые ворота.
В 1831 году в трапезной церкви с правой стороны был устроен придел святого пророка Илии. Спустя еще четверть века, в 1857 году, на средства помещика сельца Леоново статского советника Владимира Александровича Рукина в трапезе с левой стороны был устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери. Придел был снабжен иконами «фряжского письма по золоченому чеканному фону». Непосредственное участие в утверждении проектов приделов храма принимал и лично подписывал антиминсы святитель Филарет Московский: первый – 30 июля 1831 года, второй – 15 ноября 1857 года.
В 1848 году, во время эпидемии холеры, в приходе умерло 258 человек, что втрое больше обычного. Подробно об этом писал Яков Копьев: «В холерный 1848 год в деревне Якунино 24 июня, в день рождества Иоанна Предтечи, по желанию крестьян, совершен был крестный ход (вокруг деревни) и в каждом доме отслужен был молебен Иоанну Предтечи с водоосвящением об избавлении от бедствия, – и холера прекратилась. На память о сем благодеянии Божием крестьяне, с разрешения епархиальнаго начальства, устроили посреди деревни деревянную часовню и поставили в ней нарочито купленную икону вышеупомянутаго Угодника Божия, равно как и другия. И с тех-то пор в Якунине ежегодно 24 июня совершается крестный ход».
Еще две деревянные часовни в том же 1848 году «по тому же случаю» были устроены в деревнях Дьяково и Малое Ушаково. В память прекращения бедствия ежегодно совершали и крестные ходы от церкви: 2 июля – в Дьяково, 15 июля – в Малое Ушаково, 20 июля – в Карцево, где еще до этого существовала деревянная часовня, замененная около 1880 года каменной. Все эти часовни были закрыты и разрушены в середине XX века с началом антирелигиозной кампании по всей стране. Более подробно об этом можно прочитать на сайте краеведческого проекта «Утраченный Божий Дом» (www.istra-ltc.ru). Еще один крестный ход в приходе установили в 1867 году из Мушкина в Куртниково с Иверской иконой Божией Матери «по случаю прекращения падежа скота в Карцеве».
В середине XIX века в 30-40 аршинах от южных святых ворот Борисоглебского храма стоял каменный столб с двумя небольшими иконами – Рождества Христова и Тихвинской Божией Матери – и кружкой для сбора средств «на разоренных от разных случаев». И такой случай пришелся примерно в 1865 году: село постиг еще один опустошительный пожар. Помимо собранных средств, куритниковским крестьянам помогли деньгами и стройматериалами купцы Павел Григорьевич Цуриков и Гавриил Григорьевич Берендеевский, бывший попечителем открытого в 1864 году начального училища (школы) в Куритникове. Находилось оно в доме священника Александра Копьева, преподавали шесть предметов: богослужение, русскую грамматику, арифметику, географию, русскую историю и пение. Ежегодно в школе училось 50-60 детей и Куритникова и соседних деревень. В 1880 году школу перевели в новое просторное здание, стоявшее у дороги в деревню Карцево. Часть средств на ее строительство выделил Николай Владимирович Рукин.
Приход Борисоглебской церкви в XIX веке составляли жители селений Граворново, Дьяково, Исаево (ныне не существует), Карцево, Мазилово, Леоново, Ушаково и Якунино – всего около 1800 человек. До революции 1917 года границы прихода не менялись, в 1916 году в приходе числилось: 316 дворов, 737 мужчин и 1014 женщин. С 1792 года по 1829 год настоятелем Борисоглебского храма был Алексий Андреевич Куров, при котором и был построен новый каменный храм, затем – Борис Васильевич Смирнов. В 1839 году настоятелем стал Александр Семенович Копьев, исполнявший эту должность до своей кончины в 1883 году. Затем настоятелем храма утвердили Сергия Георгиевича Владиславлева, который в этой должности и встретил революцию 1917 года. Он же состоял в должности законоучителя в Куритниковской школе, наблюдателем Закона Божия в школах питомцев Московского Воспитательного Дома в Исаеве и Карцеве до их закрытия. С 1900 года был членом Савинского отделения Кирилло-Мефодиевского общества, с 1906 года – местным благочинным. Имел множество наград, как церковных, так и светских за многолетнюю «деятельность по народному образованию».
В первые годы советской власти Борисоглебский храм разделил участь тысяч других храмов России. Повсеместно по храмам Московской губернии была проведена «инвентаризация» – составлены акты осмотра с описями церковного имущества, заключены договора с религиозными общинами. В мае 1922 года в рамках сбора средств в фонд помощи голодающим Поволжья из Борисоглебской церкви местные власти изъяли некоторые ценности: шесть риз, четыре креста, два кадила, три чаши с приборами – всего около 17 килограмм серебра. По всесоюзной переписи населения 1926 года в Куритникове числилось 52 хозяйства, в которых проживало 232 человека (93 мужчины и 139 женщин).
В 1935 году в Борисоглебском храме прекратились регулярные богослужения, а с арестом последнего священника в 1937 году храм окончательно закрыли. Не обошли его стороной и военные грозы 1941 года. Недалеко от Куртникова проходил северный рубеж 1-й гвардейской танковой бригады Михаила Ефимовича Катукова. В конце ноября наши войска были вынуждены были отойти на восточный берег водохранилища, но храм при отступлении не взорвали, как это произошло в некоторых других селах. Ущерб, нанесенный церкви фашистами, зафиксирован в 1943 году специальной комиссией в составе секретаря Синевского сельсовета Ирины Арсентьевны Максимовой, сотрудника районного финансового отдела Александры Васильевны Титовой, жительницы деревни Мартюшино Евдокии Ивановны Осиповой и счетовода колхоза «Новая жизнь» Клавдии Павловны Егоровой. В акте было указано: «25 ноября 1941 года в Куртниково вторглись немецкие войска. Они сразу выломали двери церкви, чтобы поставить туда машины. Все деревянные иконы сожгли, а ценности и церковную утварь растащили. В тот же день во время обстрела от немецкого снаряда загорелись рамы и обгорело все внутри церкви. Стоимость уничтоженного, разрушенного, разграбленного и поврежденного имущества в денежном выражении: 271 200 рублей».
В 1953 году у местных властей появилась идея переоборудовать бывший Борисоглебский храм под сельский клуб. Исполком Истринского райсовета решение поддержал и запросил выше узнать, не стоит ли это здания на госохране как памятник архитектуры. Совет по делам религий посчитал несвоевременным переоборудование церкви под клуб, так как «полностью сохранился внешний и внутренний вид храма». Чем закончилась эта история, не известно, но ни в одной из известных публикаций об устройстве клуба не упоминается. Известно лишь, что здание бывшей церкви использовали под сельскохозяйственное хранилище.
Руины Борисоглебского храма с обрушенными сводами трапезной и алтаря к концу XX века превратились в деревенскую свалку. Лишь в мае 2002 года начались восстановительные и реставрационные работы, а через год, 19 мая 2003 года, – была отслужена первая после многолетнего забвения Божественная Литургия. Настоятелем храма стал рукоположенный в 2001 году священник Димитрий Юрьевич Шмелев, ныне уже протоиерей. Под его руководством усилиями многих благодетелей храм постепенно возвращает себе былой облик. В 2009 году завершили внешнюю отделку храма, а внутренние работы продолжаются до сих пор. Вместе с восстановлением православной святыни оживает и приходская жизнь в Борисоглебском храме: издается приходской листок, по воскресным дням после литургии проходят занятия для взрослых.
Как уже упоминалось, первый попечитель каменного храма Гавриил Иванович Рукин был похоронен на фамильном кладбище, устроенном на месте сгоревшего деревянного храма. Место алтаря отметили «глухой часовней» (видимо, часовенным столбом), дата ее постройки неизвестна. Этот часовенный столб – один из объектов исследования краеведческого проекта «Утраченный Божий Дом». В книге 1914 года «Русский провинциальный некрополь» упомянуто еще 18 человек из рода Рукиных, похороненных на этом кладбище в селе Куритниково. Самое раннее фамильное захоронение датировано 1810 годом. Позднее племянник Гавриила Ивановича Владимир Александрович Рукин на пятнадцати фамильных захоронениях положил «большие чугунные плиты с надлежающими надписаниями». В советские годы часовню в Куртникове разрушили, а могильные холмы Рукиных разровняли.
С началом восстановления храма удалось обнаружить три чугунных надгробных плиты с надписями. На самой большой из них написано: «Марья Александровна Рукина. Родилась 1804 года января 14 дня. Скончалась 1810 года октября 4 дня». От второй плиты сохранился фрагмент, но по книге Копьева можно восстановить полную запись: «Софья Александровна Рукина. Родилась 1794 года мая 16 дня. Скончалась 1864 года июля 2 дня». Третья плита меньше других, она появилась уже после 1884 года: «Григорий Александрович Рукин. Родился 1808 года 30 декабря. Скончался 1872 года 28 сентября».
Всего Яков Александрович Копьев в «Летописи церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба» воспроизвел 15 надгробных записей с чугунных плит, но добавил, что «над остальными 4-5 могилами нет никаких памятников, но несомненно, что в одной из них покоится прах надворного советника Ивана Афанасьевича Леонова, родителя Гавриила Ивановича». В августе 2016 года, в преддверии 200-летнего юбилея, силами прихода во главе с настоятелем протоиереем Димитрием Шмелевым на месте алтаря прежней деревянной церкви был установлен памятный крест и обустроено захоронение дворянской семьи Рукиных из найденных там же чугунных плит.
Настоятель храма протоиерей Димитрий Шмелев до хиротонии служил морским офицером на Северном флоте, получил классическое морское образование. Этот фактор при поддержке и помощи прихожан определил создание в 2005 году при Борисоглебском храме клуба «Русская морская традиция», основной целью которого стало сохранение почти утраченной отечественной морской культуры. Главной акваторией клуба стало Истринское водохранилище. За годы работы были воссозданы уникальные парусно-гребные шлюпки, по дореволюционным чертежам построен десятиметровый трехмачтовый легкий катер «Император», а также сшита военно-морская форма, собрана небольшая музейная коллекция. В 2015 году клуб «Русская морская традиция» стал обладателем губернаторской премии «Наше Подмосковье», победителем в номинации «Наследие Подмосковья». «Для меня, – рассказывал отец Димитрий, – это хоть очень греющее душу дело, но, все-таки, не главное. Восстановить порушенный храм — вот это дело на всю жизнь...»
Сергей Мамаев
На фото:
1. Чертеж из книги «Летопись церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба». 1884 год
2. Борисоглебский храм в селе Куртниково. Начало XX века. Из фондов музея «Новый Иерусалим»
3. Приход Борисоглебского храма до революции. Современная реконструкция
4. Руины Борисоглебского храма. Середина XX века. Из фондов музея «Новый Иерусалим»
5. Руины Борисоглебского храма. 1984 год. Из книги «Истринская земля»
6. Руины Борисоглебского храма. Конец XX века. Из книги «Святыни Истринской земли»
7. Работы по восстановлению Борисоглебского храма. 2005 год. Фото С. Носикова
8. Временный иконостас Борисоглебского храма. 2010 год. Из книги «Святыни Истринской земли»
9. Борисоглебский храм в селе Куртниково. 2011 год. Фото С. Носикова
10. Борисоглебский храм в селе Куртниково. 2013 год. Фото С. Носикова
11. Чин освящения памятного креста на месте алтаря прежнего храма. 2016 год
12. Одна из чугунных плит у памятного креста. 2016 год. Фото С. Мамаева
13. Крест и надгробия Рукиных на месте алтаря прежнего храма. 2016 год. Фото С. Мамаева
14. Борисоглебский храм в селе Куртниково. Современное фото
15. Клуб «Русская морская традиция». 2015 год. Из архива клуба
Сергей Мамаев