Алексей Щусев. Проект восстановления города Истры
- понедельник, 29 янв 2018, 13:37
- 6
- 6.6K
- понедельник, 29 янв 2018, 13:37
- 6
- 6.6K
После создания на территории Истринского городского округа туристического кластера "Русская Палестина" активно обсуждается архитектурный облик Истры и других населённых пунктов округа. В послевоенные годы одним из проектов такого характера был нереализованный план архитектора Алексея Щусева. В 1946 году Академия архитектуры СССР выпустила книгу с этим проектом.
Город Истра с населением в 12 000 чел. в конце 1941 г. был сожжен и разрушен немецкими оккупантами. Разрушению подвергся также находящийся в Истре монастырь-музей, памятник архитектуры XVII в. Все каменные здания в Истре были разрушены, а от деревянных зданий остались только каменные фундаменты. Подземные сооружения, канализация и водопровод пострадали незначительно. Город планируется и застраивается заново.
Опыт перепланирования городов, пострадавших от войны, имеется в Англии, раньше нас подвергшейся жестоким бомбежкам немецкой авиации. Один из разрушенных в Англии городов, Ковентри, планируется по совершенно новой системе застройки, и характер его архитектуры также в корне меняется. От старого города будут сохранены лишь некоторые исторические и общественные здания, уцелевшие от разрушения. Эти здания входят в новый план города и связываются с ним системой площадей и новых магистралей (рис. 46).
Истра планируется и застраивается заново, характер города полностью изменяется. Топография лесистой местности, природные условия, близость от Москвы (60 км) и удобные пути сообщения дают возможность превратить Истру в город-курорт для отдыха жителей столицы, которые и прежде ездили сюда на отдых. Для этого в новом городе должны быть сооружены специальные курортные здания, пансионаты и туристские базы.
История строительства города. До XVII в. город Истра (бывш. Воскресенск) не играл особой роли в Московском государстве. Впервые в истории России местность Воскресенского уезда упоминается в грамоте Ивана Калиты в 1328 г. Земли, принадлежавшие звенигородскому князю, перешли к московскому князю Дмитрию Донскому, передавшему их в 1389 г. своему второму сыну, Юрию. Население занималось, главным образом, земледелием и по реке Истре сплавляло лес. В XVII в. патриарх Никон начал скупать земельные участки для постройки Ново-Иерусалимского монастыря, задуманного им с целью создать новый центр православия. Храм монастыря построен был по образцу Иерусалимского храма Воскресения. Для постройки монастыря были привлечены лучшие мастера того времени, русские и иностранные. В 1667 г., уже после падения Никона, в московскую Оружейную палату была переведена группа квалифицированных мастеров, из коллектива строителей монастыря (среди которых встречаются белорусские фамилии). Постройка, несомненно, подняла строительную культуру всего района; вокруг монастыря образовался поселок, разросшийся в город Воскресенск, для которого в конце XVIII в. из Петербурга был прислан план. По этому плану новый город и застраивался до настоящего времени (рис. 1).
Хотя патриарх Никон и создавал Ново-Иерусалимский монастырь по планам, возможно, привезенным из-за границы, однако, планы в процессе их осуществления претерпели изменения, и это сооружение явилось одним из русских памятников XVII в., оригинальным по своей архитектуре. Особенностью этого сооружения было украшение наружных и внутренних карнизов и наличников цветными поливными изразцами. Этот оригинальный прием, новый для того времени, вскоре был использован для украшения многих зданий Москвы, в том числе для самого Кремлевского дворца и других монументальных сооружений времени царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Монастырь стал привлекать большое количество богомольцев, для которых впоследствии по дороге к монастырю были сооружены гостиницы и столовые.
Горожане также обслуживали богомольцев, пускали их на ночевку и кормили их. В городе к началу XX столетия насчитывалось до 15 000 жителей, не считая приезжавших сюда дачников.
Виндавская железная дорога, Волоколамское, Химкинское и Звенигородское шоссе прочно и удобно связали городок с Москвой. Он сделался административным центром района, но условий для создания значительной промышленности не имел. Существовали только кирпичные заводы и кустарные промыслы, пользовавшиеся местным сырьем и завозными полуфабрикатами.
Природные условия Истринского района. В пределах Московской области имеются геологические отложения различных периодов. Наибольшее накопление строительных ресурсов происходило в ледниковый период, когда ледник покрывал весь этот край. Могучие потоки льда, двигаясь на юго-восток с северо-запада, с гор Скандинавии и Финляндии, в своем движении переминали и перетирали встречные отложения и тащили с собой глыбы горных пород, откладывая их в гряды конечных морен. Морена подвергалась действию различных факторов и давала суглинки и супеси. Таким образом, в этой области глина и пески явились главными строительными материалами после дерева.
План города Воскресенска. В XVIII в. городу Воскресенску „предначертан был план“, который охватывал нагорный берег реки Истры. Вдоль берега тянулась сеть прямоугольных кварталов, сеть эта замыкалась двумя площадями, из которых главная, намеченная на пересечении с магистральной осью, ведущей к монастырю, запроектирована была овальной формы.
План был красив и классичен, как все планы времени Екатерины II. К сожалению, он был частично засорен беспорядочной застройкой, овальная площадь не была осуществлена, но сеть кварталов уцелела. Монастырь и его владения на высоком мысу живописно примыкали к городу, создавая доминирующий эффектный центр, оживлявший весь пейзаж красивыми архитектурными массами, золотом церковных куполов.
К середине XIX в. качество вновь строящихся монастырских гостиниц и столовых, а также административных зданий в городе, в архитектурном отношении стало постепенно ухудшаться, — нагорный район и живописный скат к долине реки были беспорядочно застроены. Строения города в большинстве были деревянными, иногда на каменных фундаментах; в общем, однако, дома эти выглядели даже привлекательно среди зелени, обрамлявшей тротуары улиц.
В 25—30-х годах XX в. на нескольких кварталах города было осуществлено строительство жилых двухквартирных деревянных домов стандартного типа на каменных фундаментах. На окраине, за кладбищем, среди зелени были возведены каменные корпуса городской больницы.
Центральные кварталы города обслуживались водопроводом и канализацией. Городской водопровод питала артезианская скважина.
Водоохранная зона. Река Истра входит в систему водоснабжения Москвы, а потому берега ее охраняются от засорения водоохранной зоной, за которую не должно заходить новое строительство.
Город-здравница. Полноводная река Истра извилисто течет по зеленой долине среди высоких берегов, покрытых смешанным лесом. На высоком мысу расположена живописная группа монастыря. Отметка самого города возвышается над долиной на 10 м.
Скат к реке покрыт зеленью, в долине за монастырем разместились рыбные пруды, огороды и луга.
Вся местность вполне пригодна для постройки курортного городка. Когда здесь будут выстроены дома отдыха и туристские базы, здесь будет как бы наше северное Сочи, с набережными и парками, с видом вместо моря на живописную долину реки.
Вдоль западной вершины городского холма по новому плану пройдет Первомайская улица, длиною в 500 м, с широким зеленым бульваром, связывающим две главные городские площади: административную и торговую. На склоне холма к реке проектируется курортный парк, площадью в 100 га, с курзалом и местами для игр и отдыха. Парк будет продолжаться до самой реки, перейдет на ее правый берег, превращаясь в спортивную базу со стадионом и водной поверхностью, площадью в 4 га.
Территория нового города займет площадь в 300 га, вглубь от Первомайской улицы на 1 км.
Граница города на юге начнется от железнодорожной платформы Истра, пройдет по ходу часовой стрелки вдоль полотна железной дороги на правый берег до середины холма, затем повернет параллельно Первомайской улице, перейдет на левый берег реки и пройдет вдоль берега до лесистой балки, где в настоящее время стоят корпуса городской больницы. Далее граница города повернет по балке, пересечет шоссе, подымется на холм и, пройдя к югу, дойдет до водоохранной зоны реки Песочной, а отсюда вдоль этой зоны — до исходного пункта, т. е. до железнодорожной платформы Истра.
Через город проходят три шоссе: Волоколамское, на Звенигород и на Химки. В будущем Волоколамская автострада будет вынесена из города по другую сторону полотна железной дороги.
Временно Волоколамское шоссе пройдет в городе по старой трассе, направляясь через реку к западу до станции Ново-Иерусалимская. Часть шоссе по Первомайской улице и далее мимо монастыря останется в качестве магистрали местного пользования.
Ввиду того, что старинный план соответствовал топографии города, в новом плане сохранена в основном принятая система разбивки улиц. Только часть улиц будет уширена бульварами и закруглена сообразно рельефу местности. Кроме того, прямоугольная сеть кварталов будет пересечена диагоналями по направлению к городским заставам в восточной части города. Таким образом, кроме прямоугольных участков, получится большое количество участков трапециевидной формы.
Зеленые насаждения. Вся территория города будет окружена зеленью, которая вклинивается к центру с северо-востока, включая в себя существующие рощи. Главные улицы вдоль тротуаров будут обсажены деревьями, зелень будет и на отдельных участках в виде садов и огородов. При населении в 15 000 чел. на каждого жителя придется до 100 м² зелени, не считая спортивного парка на правом берегу реки.
Долина, примыкающая к зданию монастыря, будет использована частью под огороды и рыбные пруды, частью засеяна травами. Здесь намечено устройство молочных ферм, где посетители смогут пить парное молоко.
Площади и бульвары. В городе запроектированы три площади: административная, торговая и центральная (въездная); все они находятся на пересечениях основных магистралей города. Размеры площадей: административной 2,5 га, торговой 2,5 га и въездной 1 га.
Кроме этих больших площадей, в разных частях города создается много разнообразных площадок в тупиках и на перекрестках. По основным магистралям пройдут бульвары с зелеными насаждениями.
Общественные здания. Из главных общественных зданий уже спроектированы здания райисполкома, курзала, торгового центра, гостиницы и пансионата для курортного фонда (размеры общественных зданий не преувеличены; так, например, объем здания райисполкома с башней и залом равен 35 000 м³).
Райисполком расположен на административной площади и своим высотным силуэтом перекликается с группой зданий монастыря. Главный фасад с башней обращен на юг. Прямоугольная башня завершается ажурным восьмигранным объемом, нарядно обработанным рельефными деталями. В здании имеется большой зал (на 300 мест) с отдельным входом; по вечерам зал может быть использован для концертных выступлений. В башне размещается водонапорный бак.
Архитектура здания, характерная для небольших русских провинциальных городов, силуэтная и нарядная отдаленно напоминает тип городских ратуш, что весьма подходит для городка московской области. Здание райисполкома явится ведущим в архитектуре всей Истры.
Против здания райисполкома, на противоположной стороне площади, запроектирован партерный сквер и фонтан — памятник, расположенный по оси Первомайского бульвара. Середина площади свободна и может быть использована для парадов и демонстраций, так как магистрали, подводящие к площади, идут не по середине, а по ее краям. С площади открывается вид на здания монастыря и главный вход в курортный парк. Рядом со зданием райисполкома проектируется школа имени А. П. Чехова, которая своим небольшим объемом подчеркивает массивность здания райисполкома. Все здания — из красного кирпича, с белой каменной аркадой и цветными майоликовыми наличниками окон. Мотивы майолики перекликаются с карнизами и наличниками монастырских зданий, но имеют свою орнаментальную тематику.
Богатейшие детали московской архитектуры до-петровской Руси и нарядность московской архитектуры XVII в., основанная на игре форм и силуэтов на фоне зелени, дают возможность, используя колоритный и разнообразный материал наследия, создать хорошую архитектуру нового города; строиться будут двух- и одноэтажные деревянные домики, живописные дачи, туристские базы и гостиницы. Тип жизнерадостной русской архитектуры хорошо укладывается по своим небольшим масштабам в рамки требования для массового строительства из местных материалов.
Вторым по значению зданием в городе явится курзал в парке (на месте разрушенного собора начала XIX в.). Место очень удачное, с открытым видом на долину реки. Здание невысокое, двухэтажное, не „убивающее“ высоты горы и не заслоняющее курортных зданий по Первомайскому бульвару. Курзал включает театр на 400 мест и большой ресторан с террасой и подсобными помещениями. Тут же при здании — открытый амфитеатр для кино и эстрады.
Вдоль Первомайского бульвара, между торговой и административной площадями, расположена гостиница на 100 номеров с рестораном и здания двух больших пансионатов — главной базы для пребывания отдыхающих.
Указанные здания должны образовать курортный фонд и могут быть возведены по инициативе отдельных учреждений, что обеспечит быструю застройку города. Здания планируются открыто среди парковой зелени, деловые подъезды к ним намечены с улицы Ленина. Массы их связаны в единое целое с живописными силуэтами монастыря. В архитектуре с отделкой из камня, кирпича и майолики свободно трактуются мотивы московского барокко. При приближении к городу со стороны станции Ново-Иерусалимская эти здания создадут своего рода „сказочный“ облик городка на хребте горы.
Торговая площадь, прямоугольная в плане и покатая по рельефу, замыкается двумя двух- и трехэтажными зданиями торгового центра с магазинами, почтовыми и банковскими конторами и другими помещениями под крытыми аркадами.
На возвышенной части площади — небольшой сквер с памятниками, посвященными Великой Отечественной войне. Корпусы гостиниц и каменных жилых домов, оформляющие площадь, хорошо подчеркивают ее формы; с нее открывается вид на Заречье. Эта площадь проездная, от нее же начинается Первомайский бульвар. На ней будет большая езда, так как через нее проходит трасса по улице Ленина и далее на шоссе в Химки.
Третья городская площадь, центральная, является въездной площадью; она расположена на трассе, ведущей в административный центр и к монастырю-музею. Центральная и административная площади будут соединены широким проспектом с бульваром, вдоль которого будут выситься каменные дома с магазинами под крытыми аркадами. Это будет как бы городской „центр“, ночью хорошо освещенный, с открытыми витринами магазинов. Здесь ночью будет шумно от фланирующей публики, так как на этом же проспекте находятся кинотеатр и концертный зал.
Квартальная застройка города начинается с трехэтажных зданий курортного фонда по Первомайской улице и по улице Ленина. Она убывает далее до двух-и одноэтажной жилой застройки по периферии; среди кварталов выделяются крупные каменные массивы сельскохозяйственного техникума, пожарного депо, школы, бани, поликлиники и гаража.
Деревянное жилое и общественное строительство будет выполнено в формах народной русской избы, но не из сруба, а на облегченных каркасных конструкциях. Многие дома из экономии будут возводиться на старых фундаментах, уцелевших от пожара. Резьба и раскраска деталей придадут этим домикам радостный и уютный вид. При проектировке жилых домов проводился принцип компактного рационального плана с одним дымовым стояком. Участки для застройки запланированы площадью от 600 до 1200 м² с садиком и огородом.
Все строительство города производится в пределах линии водоохранной зоны рек Истры и Песочной. Въезды в город с автострад и шоссе красиво обработаны и имеют высотные ориентиры. Колхозный рынок запроектирован недалеко от торговой площади на старом месте.
Размер кварталов от 2 до 4 га. Ширина бульваров — 40 м, ширина главной улицы — 40 м, второстепенных улиц 30—25—15 м. Плотность застройки каменными домами 25%.
А.В. ЩУСЕВ