Осторожно: Росреестр. Об организации и её негативной репутации
- суббота, 11 июн 2022, 06:00
- 3
- 2.0K
- суббота, 11 июн 2022, 06:00
- 3
- 2.0K
Те, кто не сталкивался с организацией Росреестр, выводы о её функциях могут сделать только исходя из названия. Но у тех, кто знаком и обращался, это название чаще всего вызывает исключительно негативные эмоции вплоть до скрежета зубов.
В этой статье мы постараемся разобраться, ̶ч̶т̶о̶ ̶н̶е̶ ̶т̶а̶к̶ ̶с̶ ̶Р̶о̶с̶р̶е̶е̶с̶т̶р̶о̶м̶ чем Росреестр заслужил себе столь невысокие рейтинги и отрицательные отзывы. Но сначала немного истории…
История образования
Прообраз Росреестра появился ещё на Руси в IX веке в виде межевых книг. Собственники земель платили налоги, а деньги шли на содержание армии и войны. Государство было заинтересовано в такой информации. Позднее, при Иване Грозном, создаются «Писцовые книги». Теперь информация вносится подробнее: имя владельца, как он получил землю в собственность, приблизительная площадь.
Точное количество земли удалось измерить только в эпоху Петра I, благодаря применению специальных инструментов и обучению первых геодезистов. Работа над выпуском генеральной карты Российской империи была окончена только после смерти императора, а началась с его указа. Большие изменения в этом деле начинаются с приходом к власти одного из самых успешных российских реформаторов – Екатерины II. Геодезия становится наукой, а учёных готовят в университете в Кремле. С манифеста императрицы начинается генеральное межевание, продлившееся практически сто лет. За это время было обмежёвано свыше 300 млн га земли и теперь они приписывались не к именам владельцев, а к названиям селений и пустошей.
В дореволюционной России все сведения о землях и их владельцах заносились в «Поземельную» и «Межевую» книги. Данные были довольно точными, что позволяло государство эффективно собирать налоги, а собственникам отстаивать права на землю в суде. Несмотря на то, что с приходом Советской власти вся земля становится государственной и перестаёт налогооблагаться, кадастровая служба продолжает работать. Теперь вносятся только данные о пользователях земли, чтобы знать, какие земли передать крестьянам, а какие отдать совхозам и колхозам. В годы СССР картографо-геодезическая служба проделала большую работу над изданием подробнейших топографических карт. Была создана высокоточная геодезическая сеть, включающая измерения на суше, под водой и с воздуха.
После распада СССР систему регистрации прав пришлось восстанавливать с нуля, поскольку земля снова стала облагаться налогом. До 2008 года обязанности по ведению кадастра, регистрации прав, составлению карт, землеустройству несли три структуры: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) и непосредственно сама Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). Указом Президента от 25 декабря 2008 года № 1847 последняя структура была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а функции и полномочия переданы первыми двумя. 1 марта 2009 года переходный период был завершён, а организации упразднены.
Осенью 2016 года изменения затронули территориальные отделы Росреестра Московской области. В частности, был упразднён отдел в Истре. Функции по приёму-выдаче документов на госуслуги Росреестра в полном объёме переданы в МФЦ Московской области.
С этого момента подача документов на государственную регистрацию и получение сведений из реестра прав жители осуществляют в МФЦ. Передача функций была связана с проведением Административной реформы в Московской области.
Кто и зачем обращается в Росреестр?
Услугами организации пользуются все владельцы недвижимости, начиная с момента проектирования объекта до момента сноса.
К функциям Росреестра относят государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставление информации из единого государственного реестра, принятие на учёт и снятие с учёта бесхозяйных объектов недвижимого имущества, государственный земельный контроль, контроль за землеустройством, ведение и сохранность фонда данных, государственный мониторинг земель.
Помимо собственников, в Росреестр обращаются юристы по недвижимости, кадастровые инженеры, риелторы. Список большой, граждан действительно обращается много, а вот положительные отзывы едва ли можно найти.
Причины недовольства граждан
Изучая отзывы об отделах Управления Росреестра, можно заметить, что большинство жалоб схожи.
Так, граждане сетуют на отсутствие возможности обратиться с интересующим вопросом, поскольку зачастую в Управлении не отвечают на звонки. Жалуются, что попасть на личный приём к руководству сложно и практически невыполнимо, добавляют про некомпетентность и невнимательность сотрудников. Не радуют также частые отказы, задержки дел и невыполнения требований суда, к которому приходится обращаться из-за отчаяния.
Часто говорят и о "зря потраченных деньгах" — когда оплаченный документ не приходит или приходит не тот, который требовался. Бывает, что за переделывание справок и выписок приходится платить немалые суммы.
Приведём самые частые причины приостановок и отказов Росреестра при кадастровом учёте.
В первую очередь их можно связать с несовершенством федерального закона. Законов, актов, приказов и рекомендательных писем выходит много и часто. И даже если обратившийся с ними знаком и отправил документацию без нарушений, как показывает практика заявителей, Росреестр использует законы в свою сторону.
К примеру, в статье 26 ФЗ №218 указаны основания и сроки приостановок. Вкратце: в случае, когда документы на регистрацию или кадастровый учёт подготовлены неправильно, это является основанием для приостановки. Приостановка выдаётся на три месяца. Её можно обжаловать в Апелляционной комиссии и суде. И тут опять же – комиссия редко встаёт на сторону граждан, по уверению их самих. Через суд решения затягивается на месяцы и годы.
Среди специалистов существует некоторое «правило 3%» — так называемый «необходимый процент» положительных решений. Именно такое количество заявлений от общего числа выдаётся без приостановок.
Следующей причиной можно назвать человеческий фактор, регистраторов, и реже — кадастровых инженеров, заявителей. Как нам рассказывают получившие отказы и приостановки, что-то из сдаваемых под опись документов в последующем не обнаруживается регистратором, и он выносит вердикт о приостановке. К человеческому фактору же можно отнести субъективное мнение проверяющего, когда определённые моменты каждый специалист трактует по-своему. Вероятно, причиной тому — нежелание брать ответственность.
Наши спикеры добавляют сюда и элемент самоуправства у сотрудников ведомства. Из-за отсутствия слаженности действий и чётких формулировок бывает сложно понять, что в итоге не так и что надо переделать.
Ниже приведены комментарии пользователей с отзывами о разных отделения Росреестра.
Специалисты Росреестра о своей работе
Чтобы разобрать проблему с разных сторон, мы поговорили с несколькими сотрудниками Управления на правах анонимности.
Обобщаем их рассказ. Работы действительно много, она непростая и очень часто приходится перерабатывать, задерживаясь до 10-11 часов вечера. Зарплата при этом в Москве от 20-25 тыс. руб. Не повышаются эти цифры у специалистов уже около 5 лет.
Те, кому позволяет совесть и руководство, пытаются увеличить себе оклад и мотивацию работать за счёт «подарков».
Кроме того, сказывается огромная текучка кадров (из-за зарплаты и нагрузки), из-за чего опытных и знающих сотрудников в управлениях единицы. Если повезёт с коллективом, то это большой плюс, за него держатся, но и такое, увы, бывает редко.
При всём этом на сотрудниках лежит персональная ответственность по десяткам пунктов, а знание этого подписывается лично каждым.
Некоторые говорят о том, что реформа в Подмосковье в 2016 усугубила ситуацию. Тогда кто-то ушёл, а кто-то перевёлся в другие отделы в Москве. Регистраторов стало меньше, а нагрузки больше, поскольку теперь один регистратор «обслуживает» один район, взамен целого отдела.
Ранние подъемы и поздние возвращения домой не могут не сказываться на работоспособности и настроении. При этом, как нам сказали, запуск МФЦ всё же облегчил их работу.
Вместо вывода. С одной стороны, недовольные сотрудники, с другой, и зачастую как следствие первого, — недовольные заявители. Нам очевидно, что система нуждается в кардинальной реформе, включающей изменения на благо людей и учитывающей современную скорость жизни.
Нам очевидно, но очевидно ли тем, кто это решает?