Миша Майский. Виолончелист-легенда выступил в Новом Иерусалиме
- суббота, 17 июл 2021, 20:33
- 2
- 2.9K
- суббота, 17 июл 2021, 20:33
- 2
- 2.9K
Всемирно известный виолончелист приехал специально для участия в фестивале «Лето. Музыка. Музей». После выступления музыканты пообщались со зрителями.
«Это почти невероятное событие. Миша Майский это мировая звезда, легенда, гениальный виолончелист! Я даже не представлял, что мне доведётся увидеть его выступление вживую, тем более здесь, в Подмосковье!»
Так начался наш разговор с музыковедом, ведущим концертов Московской филармонии, Ярославом Тимофеевым, перед началом вечернего концерта третьего дня фестиваля «Лето. Музыка. Музей» в Новом Иерусалиме. «Помимо того, что это великолепный музыкант, Миша Майский – полиглот, человек Мира, космополит. Он обладает прекрасным чувством юмора. Миша и виолончель – единое целое. Впрочем, вы сами всё услышите!»
Единственный музыкант, которому посчастливилось учиться у двух величайших виолончелистов – Мстислава Ростроповича в Московской консерватории и Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе, Миша Майский приехал в Россию специально, чтобы выступить в Подмосковье. 16 июля на сцене фестиваля в музее «Новый Иерусалим» он сыграл вместе с Госоркестром России Концерт №1 для виолончели с оркестром ля минор Сен-Санса.
Это было потрясающе! Виолончель то пела, то говорила со зрителями, то завораживала… Казалось, музыкант играет не на инструменте, а на струнах человеческой души.
На вопрос: «Как Вы считаете, что самое важное из того, чему Вы научились у своих великих педагогов?» – Михаил Леопольдович ответил: «Меня учили тому, что музыка рождается не в руках и не в инструменте. Она должна рождаться в сердце исполнителя. Тогда зритель услышит её не столько ушами, сколько сердцем. А руки музыканта и инструмент – это всего лишь средства, которыми надо виртуозно владеть».
Как зритель вчерашнего концерта, я подтверждаю: именно так и играет Миша Майский. Маэстро долго не отпускали со сцены, под шквал аплодисментов музыкант сыграл на бис.
После выступления Михаил Леопольдович дал интервью журналистам, в котором рассказал, что главное на концертах для него – это люди и атмосфера.
«Больше люблю играть в концертных залах, на улице играть сложнее, но если есть зрители, то я с удовольствием играю любые концерты. Я бывал довольно часто в старом Иерусалиме и вот наконец побывал в Новом! Сегодня здесь замечательная атмосфера».
Маэстро отметил, что ему очень приятно выступать вместе с музыкантами Госоркестра России и с дирижёром такого класса, как Василий Петренко.
На вопрос: «Есть ли у маэстро любимое произведение?» — музыкант ответил так: «Конечно, но их очень много. 24 часа будет недостаточно, чтобы сыграть все мои любимые произведения. У меня шесть детей, и это всё равно что сказать, кого из них я больше всего люблю. Вы знаете, когда я исполняю какое-то произведение, то в этот момент это и есть моя самая любимая музыка.
Что касается произведения, которое я играл сегодня, то к нему у меня особое отношение. Я впервые его сыграл на конкурсе, когда мне было 12 лет. После победы на Всесоюзном конкурсе исполнителей в 1965 году был приглашён Мстиславом Ростроповичем продолжить обучение у него в Московской консерватории, а уже в следующем году стал лауреатом Московского международного конкурса имени П. И. Чайковского, опять-таки исполнив концерт Сен-Санса».
Разговаривать с Михаилом Леопольдовичем было очень легко. Музыкант с мировым именем без церемоний отвечал на вопросы и раздавал автографы подрастающим музыкантам.
В программе прозвучали ещё два произведения: прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и «Петрушка» – музыка балета Стравинского, в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России им. Светланова. Дирижёр – Василий Петренко.
Насладившись великолепной музыкой, зрители смогли пообщаться с участниками концерта. Ваша покорная слуга не преминула воспользоваться возможностью и попросила художественного руководителя фестиваля «Лето. Музыка. Музей» Василия Петренко поделиться планами на следующее, пятое фестивальное лето.
Конечно, всех тайн Василий Эдуардович не раскрыл, но рассказал много интересного о будущем этого праздника классической музыки.
«В первую очередь хочется, чтобы пандемия поутихла. Чтобы не было такой ситуации, когда ты до последнего момента не знаешь, можно ли приехать или нельзя. В этом году из-за ситуации с коронавирусом мы очень волновались, будет ли возможность приехать в Россию у Миши Майского.
У нас очень много идей и большие амбиции совместно с музеем на тему расширения и развития фестиваля. Скорее всего, красной нитью следующего сезона будет творчество Скрябина — в следующем году исполнится 150 лет со дня рождения Александра Николаевича.
Это может быть очень интересно и красиво. Александр Скрябин создал собственную систему цветотональности. В его творчестве – и музыка, и цвет, и свет, и особая философией восприятия... Поэтому мы можем изменить оформление нашего концертного пространства, во всяком случае, задумки такие есть.
Помимо этого, у Скрябина много связей с другими авторами. Он, например, был одним из самых ярых «вагнерианцев», а значит, может звучать и музыка Вагнера. Планы у нас идут гораздо дальше следующего фестиваля «Лето. Музыка. Музей», на много лет вперёд. Надеюсь, что при поддержке правительства и, конечно, зрителей и музея, эти планы удастся реализовать.
В России на данный момент это самый насыщенный опен-эйр фестиваль по количеству приглашённых звёзд, музыки. Но нам есть куда расти!
Мы хотим развиваться не только по количеству и качеству концертов, но и, например, по образовательной программе. Я считаю, что у нас должны быть академии. Вот, Миша приехал, сыграл концерт. А ведь кроме этого, в программе мог бы быть и мастер-класс для молодых музыкантов. Есть большие идеи по поводу синестезии искусств: изобразительных, музыкальных и, вполне возможно, литературных жанров. Есть мысли по поводу пространства. Здесь рядом красивейший монастырь — это же прямо живая декорация для оперы!
Всё, больше секретов не раскрываю. Скажу лишь, что планов много, будем стараться их воплощать».
Ну, а что касается планов по организации образовательных программ в рамках фестиваля, то можно сказать, первые семена уже посеяны. Вечером 16 июля, перед концертом, все желающие могли услышать в холле музея «Новый Иерусалим» лекцию о той музыке, которую предстояло слушать. Музыковед Ярослав Тимофеев рассказал об истории создания этих музыкальных произведений, объяснил, почему их объединили в один концертный вечер и какую роль они сыграли в развитии музыкального искусства. Кстати, слушателей было немало.
Так что третий фестивальный вечер получился очень ярким, насыщенным и совершенно неординарным.
Ну, когда бы я ещё за один вечер и послушала музыку прекрасную в великолепном исполнении, и со всемирно известными музыкантами пообщалась, и в юность перенеслась, вспомнив лекции по истории музыки?
Организаторы фестиваля - Московская областная филармония и музей «Новый Иерусалим» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Московской области.
Закрытие фестиваля «Лето. Музыка. Музей» — 18 июля, так что ещё есть шанс подарить себе праздник.
P. S. После концерта можно было добраться до железнодорожной станции Истра на бесплатном фестивальном автобусе, который ожидал зрителей прямо у остановки «Музей».