Откуда исходит угроза миру
- понедельник, 2 ноя 2020, 11:23
- 5
- 1.7K
- понедельник, 2 ноя 2020, 11:23
- 5
- 1.7K
Францию в очередной раз потрясла череда убийств на религиозной почве, совершённых исламскими фанатиками. Разбираемся, чем это ситуация отличается от аналогичной 5 лет назад и при чём тут геополитика.
Есть такое модное слово виктимблейминг (victim blaming). Оно, как и весь новояз, пришёл к нам из английского и означает буквально "обвинение жертвы". Ну, знаете, когда женщина слишком короткую юбку носила, вот её и изнасиловали... Или карикатуры на пророка Мухаммеда слишком оскорбительные, вот и расстреляли редакцию сатирического журнала в Париже.
И вот спустя 5 лет — новая трагедия. Точнее, трагедии. Всё началось с тех самых карикатур в журнале “Шарли Эбдо”, которые, надо сказать, теперь обязательны к изучению во французских школах и вузах в рамках курса толерантности. Там юным французам предлагается отвернуться или выйти с лекции, если это противоречит их религиозным убеждениям. Но одна девушка исламского вероисповедания пожаловалась отцу, тот дал клич в интернете — и вот педагог лежит с отрезанной головой в пригороде толерантного Парижа.
Казалось бы, уже все привыкли к такого рода поведению людей определённой религии, но 2020-й год обновил многие аспекты восприятия.
Во-первых, СМИ сразу написали, что убил бедного историка... москвич. Ну, если быть точным, то уроженец одной из наших южных республик, который покинул пределы Родины в раннем возрасте и к Москве отношения мало имел.
На этом инциденты не закончились, и буквально вчера произошли ещё 2 нападения в Авиньоне, нападающий убит. И в Ницце — трое мирных жертв, престарелой женщине отрезали голову. Убийцы — уроженцы Магриба, нелегалы.
Французские власти отреагировали жёстко. По крайне мере, на словах. Впервые официальными спикерами было произнесено словосочетание “исламский фашизм”, а президент Макрон заявил, что ислам как религия вообще находится в кризисе во всём мире.
На это исламский мир ответил ему карикатурами, бойкотом французских продуктов и митингами у посольств пятой республики по всему миру. В Москве тоже митинговали оскорблённые мусульмане, но не так чтобы очень многочисленно.
Громче этих митингов прозвучал голос главы одного из российских регионов, имя которого не принято упоминать без лишней необходимости, чтобы не пришлось извиняться. Так вот, он заявил, что убивать людей, кончено, нехорошо, но и оскорблять мусульман не надо, а то "как бы чего не вышло".
Тут уже пришлось вмешиваться пресс-секретарю российского президента, который напомнил, что относительно внешний политики позицию России выражает собственно президент страны, а не глава республики.
И тот же Песков резюмировал, видимо, официальную позицию России: оскорблять верующих нехорошо, но и убивать людей как бы тоже. Тут без комментариев.
Но гораздо важнее и интереснее в этой истории позиция самого высокопоставленного хулителя Эмманюеля Макрона — президента Турции Реджепа Эрдогана. Он прямо заявил, что у того психическое отклонение, и вообще у вас там в Европах мусульман убивают, а вы — ничего.
Дело в том, что Эрдоган давно и не без основателя претендует на роль главного мусульманина всего мира, мечтает об Османской Империи 2.0 и ведёт себя крайне агрессивно.
В частности, карабахский конфликт, который возобновился в самой своей активной фазе за последние 30 лет, является целиком и полностью инициативой Эрдогана. Его цель — путём давления на мировое сообщество через агрессию в регионе получить новые преференции для себя и своих геополитических планов. В частности, положительно разрешить историю вокруг нефтяных месторождений около Кипра, на которые претендует Греция, которую, в свою очередь, открыто поддерживает Франция, поскольку её компании и ведут разработку этих месторождений.
Не будем забывать, что во Франции самая большая европейская диаспора армян, исторических противников турок. Поэтому выпады Эрдогана против Макрона в этой связи более чем логичны. Особенно если учесть тот факт, что молодой глава Франции претендует на роль основного европейского лидера после ухода с этой позиции Ангелы Меркель, канцлера страны с самой большой в мире турецкой диаспорой. Что тоже немаловажно.
Поэтому такой опытный политик, как Эрдоган, знает, как использовать исламский фактор в своих интересах, будь то случайная атака террористов на мирных французов или спланированная военная операция Азербайджана против непризнанной республики с преимущественно армянским населением.
Что же касается морального аспекта этой ситуации, то двух позиций быть здесь быть не может. Позиция “сама виновата” неприемлема в цивилизованном обществе, как и закон об оскорблении чьих-либо чувств с уголовной ответственностью.
А французам пожелаем стойкости и скорейшей отмены уроков толерантности. Но не потому что есть риск оскорбить чьи-то чувства, а потому что быть толерантным к террористам, которые не разделяют твой взгляд на мир, опасно для жизни.