Ряд западных компаний приостановили работу на российском рынке.
Швейцарская Nestle объявила о прекращении поставок Nespresso и других брендов, за ней последовала итальянская Lavazza, финская компания Paulig Group продала свой бизнес в России.
При этом опрос, проведённый в России, показал, что более 2/3 жителей страны регулярно употребляют кофе.
В России в первые два месяца нового года спрос на кофе в розничных магазинах упал на 18%, об этом «Известиям» рассказали в компании «Платформа ОФД», которая ежедневно обрабатывает до 55 млн кассовых чеков в стране.
Объёмы продаж кофе в России падают, а цены растут.
В обычном магазине средний чек покупки составил 449 рублей, это на 35% выше уровня 2022-го, в том числе в онлайне — 594 рубля, что на 46% выше уровня прошлого года. При этом количество заказов кофе в интернет-магазинах увеличилось на 22%. На снижение продаж влияет и сокращение ассортимента в магазинах. Оно снизилось со 151 наименования до 119. Самое сильное сокращение произошло в категории зернового кофе, с 77-51 позиции, минус 7 позиций в категории растворимого напитка и 5 в капсулах.
Онлайн-сервис по управлению здоровьем Budu и исследовательский центр «Зарплаты.ру» привели результаты опроса, согласно которым для трети респондентов регулярное употребление кофеина стало неотъемлемой привычкой. 43% опрошенных россиян заявили, что во время работы им необходимо выпить хотя бы одну чашку кофе в день. Еще 42% сообщили, что пьют кофе периодически, по мере необходимости. Особой популярностью пользуется растворимый и молотый кофе. Растворимый кофе, как правило, покупают в упаковке до 200 г, молотый — в таре до 300 г, зерновой — в пакетах по 1 кг, капсульный — по 10 шт.
Врач-генетик клиник «Атлас» Александр Резник рассказал, что
предельно допустимый объём кофе в день для взрослого человека — не более 400 мг кофеина, то есть не более трёх чашек.
Директор по работе с клиентами NielsenIQ Салтанат Нысанова считает, что из-за весеннего ажиотажа индустрия кофе столкнулась с замедлением, во время которого объемы продаж почти удвоились по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет. Покупатели сформировали достаточные запасы кофе, который можно назвать продуктом длительного хранения, а значит, пройдёт несколько месяцев, прежде чем спрос начнет восстанавливаться.
Представители кофейных сетей сохраняют спокойствие, несмотря на высокую зависимость от импорта. Со слов директора департамента по разработке напитков сети «Шоколадница» Ирины Макалевой, кофе хоть и вырос в цене, но не критично для бизнеса. «Мы сотрудничаем с компаниями-импортёрами зеленого зерна из стран Латинской Америки и Эфиопии на условиях контрактовки, то есть фиксации цены и объёмов сразу в долгосрочном контракте», — объясняет она интернет изданию Forbes. Ни уменьшения, ни увеличения потребления кофе в «Шоколаднице» не заметили, к напиткам сохраняется стабильный интерес.
«За чашкой кофе»
«Пейте вкусный кофе, пока не закончился. Кофе в стране будет, а вот качество, вероятнее всего, упадёт, — предупреждает Ольга Храмова из «Школы любителей кофе».
Будет ли доступно разнообразие ассортимента, которое есть на рынке сейчас? Непонятно. Но цикорий пить мы будем вряд ли».