Когда у современных молодых мужчин вдруг массово стали появляться бороды, стало понятно: это больше, чем просто мода.
Появилась исключительно мужская территория — барбер-шопы.
Еще при Иване Грозном некоторых придворных юношей, начавших бриться на европейский манер, обвиняли в излишнем женоподобии. А традиционная европейская культура — будь то викинги или славяне — высоко ценила бороды. Бритье чаще всего было связано с гигиеническими нормами армии: считается, что Александр Македонский первым потребовал от своих воинов бриться.
Борода оказалась на перепутье многих базовых концепций культуры. С одной стороны, традиция твердит, что чем человек старше, тем выше его ценность для общества. Борода как безусловный признак зрелости мужчины была исключительно важна, а "безусым юнцам" следовало помалкивать и внимательнее слушать старших.
Недавно ученые из Польши провели исследование: зачем мужчина отращивает бороду. И выяснили, зависят ли их суждения о целесообразности растительности на лице от социальных ситуаций. Всего было опрошено 500 респондентов. Испытуемые считают, что наличие бороды это фактор, повышающий сексуальность в глазах женщин. И наоборот: мужчины без бороды считали отсутствие растительности на лице более привлекательным. Участники эксперимента отметили, что хотели бы быть уникальными, чтобы повысить свою значимость в контексте межвидовой конкуренции. Те, кто считал растительность на лице более сексуальной, хотели бы, чтобы у других мужчин волос на лице было меньше. А те, кто предпочитал выбритость, хотели бы видеть других мужчин более бородатыми. Мы уверены: так мужчины хотят выделяться на фоне других», – отметили авторы.
Ученые считают, что мужчины таким образом определят позиции в обществе. И присутствие бороды связано с доминированием и агрессивностью.
Однако социальный контекст этого явления не изучался, отметили ученые. Таким образом, растительность на лице может мгновенно повлиять на положение мужчины во взаимодействии с другим мужчиной», – заключили ученые.
Социологи же считают, что отращивает бороды поколение, которое не желает взрослеть.