Лаковые сокровища русской культуры показали в музее «Новый Иерусалим»
- вторник, 2 дек., 14:54
-
1
-
330
- вторник, 2 дек., 14:54
-
1
-
330
Выставка «ЛАКИ. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй» открылась в музее «Новый Иерусалим».
Проект представил работы 50 мастеров 4-х исторических центров лаковой миниатюры: Федоскина, Палеха, Мстёры и Холуя.
Родина русских лаков Федоскино отмечает в этом году 230-летие. Мастера-федоскинцы считают, что по их изделиям можно изучать историю страны, настолько реалистична их лаковая миниатюра, писаная маслом, инкрустированная перламутром и сусальным золотом.
Шкатулки, ларцы, панно, декоративные тарелки — традиции лаковой миниатюры зародились в подмосковном селе Федоскино в конце XVIII века, на фабрике, где в небольшой мануфактуре Петра Коробова из бумажной массы — папье-маше — изготавливали лаковые козырьки для киверов и русской армии.
Мастерские лаковой живописи в Палехе, Мстёре и Холуе изначально были иконописными центрами, а после революции 1917 года мастера изменили направление работы, соединив опыт Федоскино с традициями русской иконописи.
Рассматривая каждое из трёхсот произведений лаковой живописи, представленных в музее «Новый Иерусалим» на выставке «ЛАКИ. Большая история в миниатюре», словно погружаешься в глубины народной жизни, где фольклор и сказочные мотивы переплетаются с былью, точно и ёмко прорисовывая важные события, чаяния и устремления людей.
Экспозиция занимает три зала. Первый — это сказки, былины, традиции, праздники. Здесь и узнаваемая «русская тройка», и гимн народной смекалке, и целый календарь праздников и уклада крестьянской жизни в панно «Русь праздничная», и исторические сражения.
Второй зал повествует о переменах и важнейших событиях в жизни России. Смута, бунты, пугачёвщина, Стенька Разин, Великая Отечественная…
Третий зал приглашает к диалогу о настоящем и будущем нашей страны и культуры.
Связующей нитью всей выставки стало произведение «Слово о полку Игореве».
На выставке можно увидеть как реликвии лаковой миниатюры — например, работу первого палехского мастера Ивана Голикова, созданную в 1924 году, — так и смелые эксперименты современных мастеров. Впечатляют удивительные по красоте иконы на природных кристаллах, масштабные панно с авторским прочтением древнерусского эпоса, лаковые картины, которые можно читать, как философские трактаты.
Экспозиция "Нового Иерусалима" — как распахнутая дверь в кладовую с несметными сокровищами русской культуры.
Выставку можно будет увидеть до 24 мая.