Зачем в Истре памятник П. Г. Цурикову?
- вторник, 2 июн 2020, 15:38
- 10
- 5.1K
- вторник, 2 июн 2020, 15:38
- 10
- 5.1K
При благоустройстве улицы 15 лет Комсомола, возможно, будет установлен памятник-бюст Павлу Григорьевичу Цурикову. Об этом говорится в протоколе заседания Общественной комиссии по проведению общественных обсуждений проектов создания комфортной городской среды на территории городского округа Истра.
Почему новый памятник в городе хотят поставить именно этому человеку? Многие ли истринцы знают о том, кем был и что сделал Павел Григорьевич Цуриков?
На территории Ново-Иерусалимского монастыря сохранилось надгробие с иконой работы Васнецова.
Сделано оно было на могиле Анны Сергеевны Цуриковой, жены Павла Григорьевича. Напомним, что на монастырской земле могли быть погребены люди, делавшие большие вклады в данную обитель. Значит, Цуриковы были меценатами и храмоустроителями.
Однако в метрической книге храма в селе Покровское-Рубцово есть запись, первая за 1812 год, в которой говорится, что 3 января (по старому стилю) у дворового человека Григория Михайлова родился сын Павел. То есть, Павел Григорьевич рожден был крепостным в усадьбе Голохвастовых, которым и принадлежало Покровское-Рубцово.
Как же получилось, что урожденный крепостной стал меценатом?
Отец Павла Цурикова, Григорий Михайлович, был специалистом по установке плотин, и в 1817 году устроил сукновальную мельницу на реке Истре близ деревни Ивановской. Сначала на мельнице занимались только промывкой и валянием сукон, а в 1830-х годах Цуриков установил ткацкие станки и начал самостоятельно вырабатывать сукно.
Но на организацию собственного производства дворовому человеку нужны были деньги. Вот что пишет в своей статье краевед Сергей Мамаев: «Ответ на это дает в своих воспоминаниях игуменья Аносинского монастыря матушка Алипия (Таишева). По её словам, после войны с Наполеоном на своем огороде Григорий Михайлович обнаружил бочку с драгоценностями, вывезенными французами из Москвы. Часть драгоценностей пошла в казну, а на остальное Цуриков организовал в Ивановском суконную фабрику. Приблизительно с 1835 года в управлении фабрикой стал принимать участие сын основателя Павел Григорьевич Цуриков, а спустя десять лет в «Атласе промышленности Московской губернии» он уже назван единоличным владельцем мануфактуры.»
Производство сукна оказалось прибыльным делом, и Павел Григорьевич по примеру своего отца начинает заниматься благотворительностью и устроением православных храмов. В селе Ивановское, близ суконной фабрики, он строит церковь. К сожалению, она не сохранилась.
Вслед за отцом он постоянно помогает Аносинскому монастырю: хлебом, сукном, деньгами. В середине XIX века Павел Григорьевич Цуриков начал финансово помогать ремонтным работам в Ново-Иерусалимском монастыре.
Обратимся вновь к статье Мамаева за цифрами и фактами: «В 1856 году на его средства была обновлена Рождественская церковь, а в 1861-1862 годах в ней возобновили позолоту иконостаса. Всего же с 1852 по 1864 год Цуриков пожертвовал Воскресенскому монастырю около 24 000 рублей и еще около 93 000 рублей на нужды епархии. Наивысший расцвет благотворительной деятельности фабриканта в Воскресенском монастыре приходится на середину 1870-х годов. В 1873 году он изъявляет желание возобновить иконостас в соборе. В том же году между ним и архимандритом Леонидом (Кавелиным) заходит речь о золочении куполов, которые совершенно облезли и за два года до того были закрашены масляной краской. Цуриков же позолотил и часовню Гроба Господня, освященную в 1876 году, а также надвратную церковь и церковь Рождества Христова. В 1874-1876 годах благотворитель израсходовал на реконструкцию храмов Воскресенского монастыря 150 000 рублей.»
Аносинский монастырь, храмы в Рубцове, Лужках, Никулине, Полевшине, Троицком, Садках, — это далеко не весь список мест, куда Павел Григорьевич делал благотворительные вклады.
Сергей Носиков, участник краеведческого проекта «Утраченный божий дом», рассказал нам, что когда шла работа по восстановлению утраченных храмов на истринской земле, фамилия Цурикова встречалась в десятках церквей. Просто Павел Григорьевич был скромным человеком и не афишировал то, что делал. По мнению Сергея Носикова, во второй половине 19 века в Московской губернии не было человека, который по масштабу благотворительности мог бы сравниться с Павлом Григорьевичем Цуриковым.
Отметим, что меценатство Цурикова не ограничивалось только храмами.
«Павел Григорьевич настоял на том, чтобы все близлежащие к фабрике селения на расстоянии 8 верст не позволяли открывать у себя питейные дома, за что Цуриков платил обывателям этих селений ежегодно «не меньшую сумму, чем какую они могли получать с этих заведений».
Больным предоставлял бесплатное лечение в больнице при фабрике, инвалиды получали от него ежемесячное содержание. Помогал Павел Григорьевич деньгами и Чикинской больнице.
Кстати, женское училище, в котором преподавал Иван Чехов и где бывал Антон Чехов, после пожара, заново отстроил тоже Павел Цуриков.
За свою благотворительную деятельность Павел Григорьевич в 1864 году был возведён в потомственное почётное гражданство, а за два года до смерти стал действительным статским советником и дворянином. Удостоен орденов: Святого Станислава 3 и 2 степеней, Святой Анны 2 степени, Святого Владимира 4 степени.
Имя Павла Цурикова известно и за пределами истринской земли, но всё-таки большей частью устроительством и меценатством он занимался здесь, на своей родине.
После смерти Павла Григорьевича дело мужа продолжила его супруга Анна Сергеевна.