Вышло научное издание об известном художнике Евгении Спасском

В московском издательстве «Новалис» вышла книга о крупнейшем религиозно-мистическом художнике России середины XX века Евгении Спасском. Последние годы его жизни были связаны с Истрой.

Автопортрет. 1942 

Творчество Евгения Дмитриевича Спасского (1900 – 1985) соединило в себе дерзость авангарда, универсализм и натурфилософию, восходящие к эпохе Ренессанса, эзотерические поиски Запада и Востока, перенос форм, присущих античной скульптуре, на плоскость холста.

Основной корпус его художественных работ представлен более чем 600 произведений. Взаимодействие западной и восточной культур известно Спасскому с детства. Его отец работал следователем в разных областях Российской Империи. Спасский родился в Киеве, через два года семья переехала в Грузию – сначала в Джелал-оглы, затем Тионети и Тифлис, где Спасский окончил Школу живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств при Императорской Академии художеств:

«Это была моя стихия. Я бежал туда после гимназии и со священным трепетом, почти не дыша, замирал на два – два с половиной часа над своим листом бумаги, прикрепленным к доске... И когда пропадали штрихи и линии карандаша, выявлялась жизнь, трепещущая, мерцающая, живущая помимо тебя».

Религиозно-мистическая живопись Спасского стоит в одном ряду с творчеством Михаила Врубеля (1856 – 1910), Павла Челищева (1898 – 1957), Николая Рериха (1874 – 1947), Николая Калмакова (1873 – 1955). Если Павел Челищев был основателем мистического сюрреализма за десяток лет до появления этого направления в творчестве Сальвадора Дали, то Евгений Спасский, знакомый с Владимиром Маяковским и другими футуристами, изучавший сочинения Фридриха Ницше, Якоба Бёме, Эммануила Сведенборга, перешёл в 1930-е годы к исследованию Ренессанса и православной иконописи и около 14 лет посвятил церковной стенописи.

Главные произведения художника выполнены в жанре мистического портрета. Долгое время лишённый возможности выставлять их, Спасский показывал свои работы узкому кругу друзей, в число которых входили поэты Велимир Хлебников и Борис Пастернак, актер Михаил Чехов и символист Андрей Белый, писатель Василий Ян и архитектор Алексей Душкин, священники, музыканты, философы. С футуристами Давидом Бурлюком, Василием Каменским и Владимиром Маяковским юный художник познакомился во время их гастролей в Тифлисе в 1914 году, тридцать один год спустя Спасский знакомится с Б. Л. Пастеранком. Дружеское общение с поэтом не прекращалось вплоть до его кончины в 1960 году.

Портрет Велимира Хлебникова. 1922. Бумага, карандаш. Государственный литературный музей, Москва

Портрет Корнелии. 1932. Бумага, акварель, карандаш. 35 х 26,5 см

Картины мастера предлагают вынесенную из духовного опыта трактовку сцен Евангелия и Апокалипсиса.

Культуролог Роман Багдасаров писал: «Спасский создал более 40 изображений Христа. Но это не были изображения человека, жившего в 1 веке нашей эры в Палестине. Это были изображения Духа Христова, каким он представал его внутреннему зрению».

Се, Человек (Туринская плащаница). 1973. Холст, масло

Путь в Эммаус. 1976. Холст, масло

В своём «музыкальном цикле» Спасский визуализирует пространство европейской классической музыки. В последние годы жизни Спасский популяризировал творчество академических композиторов: он выступал в роли ведущего музыкальных вечеров, которые устраивал совместно с виолончелисткой Большого театра И. А. Морозовой.

Е. Д. Спасский на фоне афиши музыкального вечера И. А. Морозовой

С музыкой и театром связана вся жизнь Спасского: в 1920 году он работает исполнителем-декоратором и постановщиком в Большом народном театре Омска,  следующие полтора года – инструктором изобразительного отдела Пролеткульта, художником декоративной мастерской подотдела ИЗО при Губполитпросвете, с 1925 по 1926 год в Петрограде – художником-живописцем в Горкоме эстрады.

Эскиз декораций к спектаклю "Принц и нищий" по роману Марка Твена. 1944 г. Бумага, акварель

Эскиз декораций ко 2 акту оперы "Паяцы" Р. Леонкавалло. 1943 г. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва

Через год оказавшись в Москве, Спасский работает в Первом государственном и Втором государственном цирках сначала как практикант, затем как режиссёр и шпрехшталмейстер – инспектор манежа, с 1927 года по 1935 год – помощником режиссера в Театре имени Евгения Вахтангова, с 1942 по 1945 год – заведующим декоративным цехом Театра оперы и балета имени З. П. Палиашвили в Тбилиси, совмещая работу с творчеством художника-декоратора в тбилисском Государственном театре юного зрителя.

Портрет Медеи Джапаридзе, народной артистки Грузии. 1945. Бумага, акварель, карандаш

Альбом-монография впервые знакомит читателя со всеми художественными жанрами, в которых работал мастер и его программными циклами. В издании несколько тематических разделов: «Путь» (визионерская живопись), «Образ» (религиозная картина), «Лики» (портреты современников и исторических лиц, статьи к разделу Л.К. Алексеевой, Литературный музей им. В. И. Даля; Р. В. Багдасарова, Творческий союз художников России), «Книга» (книжная графика), «Театр» (сценография, статья к разделу М. В. Липатовой, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина), «Натура» (пейзажи и натюрморты).

Впервые полностью публикуется энигматический цикл «Странник» с подробным комментарием  доктора искусствоведения А. К. Флорковской (МГХИ им. В. И. Сурикова) и заслуженного художника Республики Татарстан И. Х. Мустафина (Институт дизайна РГУ им. А. Н. Косыгина). В 2002 году этот цикл был представлен на Пятом Московском международном художественном салоне в Центральном Доме художника и в галерее религиозной картины «Южный крест» в Государственном выставочном зале «На Каширке».

Евгений Дмитриевич похоронен на территории городского округа Истра, рядом с каменной церковью села Троицкого, роспись которой стала его последним реставрационным заказом.

Могила Евгения Спасского в Троицком, 2020 г. Фото Константина Косенкова

Объект культурного наследия регионального значения строился с 1904 по 1913 год по проекту Михаила Литвинова и был признан памятником градостроительства и архитектуры в 2002 году. Всего Спасский расписал около 10 храмов, а к работе в храме Троицы Живоначальной возвращался три раза (последний раз в 1971 году, когда с бригадой живописцев произвёл его полную реставрацию). Художник жил под Истрой, вплоть до своей кончины дружил и вёл переписку с истринскими поэтами Е. С. Холиной и Р. Ф. Алексеевым, журналисткой Е. С. Богдановой, священником Руфом Поляковым. Для храма специально написаны две иконы и прописан заалтарный образ на стекле.

Купол церкви Троицы Живоначальной. 2014 г. Фото Вадима Разумова

Роспись храма Троицы Живоначальной

Посильную помощь в исследовании истринского периода творчества Спасского оказала Комиссия по возрождению культурного наследия, архитектурному облику городов, культуре и развитию народных промыслов окружной Общественной палаты. Сведения о художнике обнаруживались по всей России, в частности, комиссии удалось выяснить благодаря районному краеведческому музею города Кондрово в Калужской области, что отец Спасского Дмитрий Иосифович, юрист по образованию, был сыном настоятеля храма в Полотняном Заводе – в имении семьи Натальи Гончаровой, жены А. С. Пушкина.

Для работы над книгой привлекались редкие и малотиражные издания.

Альбом открывается биографическим очерком о художнике, написанным искусствоведом В. П. Головиной (Государственная Третьяковская галерея) и историком А. Р. Ефименко. Увлекательное, остросюжетное повествование позволяет по-новому взглянуть на многие события в культурной жизни послереволюционной России: от Большого Сибирского турне «отца русского футуризма» Д. Д. Бурлюка и особенностей оформления Московского метрополитена до краткого периода возрождения церковного искусства в 1950-х годах и неофициального искусства СССР 1960-1980-х годов.

В 1914 году семья Спасских переезжает в Самару, где художник окончил восьмиклассный курс 1-й Самарской мужской гимназии и впервые выставил свои живописные работы на выставке Давида Бурлюка. В 1917 году Спасский живёт в Москве, где продолжает занятия в Московской художественной студии, впервые встречается с поэтом Велимиром Хлебниковым и продолжает увлекаться футуризмом настолько, что вместе с Бурлюком и его семьей переезжает в башкирское село Будзяк, участвует в подготовке серии поэзоконцертов и выставок футуристического искусства.

В следующие два года Спасский познакомился с «королём сибирских поэтов» Антоном Сорокиным и писателем Борисом Четвериковым. Борис Дмитриевич выбрал Спасского в качестве прототипа одного из героев своего романа «Навстречу солнцу». Художник в это время занимался живописью в стиле супрематизм, его картина «Настроение ночного всадника» даже была приобретена Иркутским обществом художников.

Знакомство с писателем Василием Яном, сыном исследователя античности Григория Янчевецкого, переросло в дружбу вплоть до смерти автора исторических романов в 1954 году. Тема Востока и Запада в произведениях Василия Григорьевича была проиллюстрирована Спасским, который в 1938 – 1939 годах создал масштабный цикл иллюстраций к роману «Чингисхан» — первому в трилогии «Нашествие монголов».

Портрет Чингиз-хана. Вариант 2. Бумага, тушь, карандаш. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва

В начале второго десятилетия XX века Спасский учится во ВХУТЕМАС. Высшие художественно-технические мастерские – всемирно известное комплексное архитектурно-художественное учреждение высшего образования эпохи авангарда. ВХУТЕМАС вместе с немецкой школой Баухаус сформировали основы мировой архитектуры и дизайна XX века. В конструктивистский период творчества художник работал помощником коменданта общежития ВХУТЕМАС и познакомился с Велимиром Хлебниковым, который жил в комнате Спасского и посвятил ему стихотворение:

Так душу обмакнув,
В цвет розово-телесный
Пером тончайшим выводить,
Как бисер, паучки блестят водою пресной
Ты кистью, я пером
С тобой вдвоем,
И воробей подслушивает мысли
Летунчики, летящие за выси.
И мы вдвоем и голубой, и карий
Под кровлею одной земли пророки
Ловили до зари руками рока токи
Ты ЕвСкий я Хлебнóй.
Так хорошо вдвоем
Ловить лучи зари и солнца блески днем
Лежу я на твоем ковре
Тулупчик мой со мной, на мне
И синь небес над головой
Лазурью дышишь ты,
Я ж слышу волчий вой
Пустой, косой,
Тоской безбрежной.

Велимир Хлебников, май 1922 г., Москва

В монографии отдельные комментарии составлены О. Н. Аннушкиной, Р. В. Багдасаровым, Д. В. Жуковым, А. М. Малыгиной ко многим картинам. Большой интерес для архитекторов представляют упоминания работ Спасского в области оформления Курского, Ленинградского и Савеловского вокзала в Москве, Днепропетровского вокзала на Украине.

После возвращения из Тбилиси Спасский стал художником районного участка № 1 архитектурно-отделочных работ Главжелдорстроя-Запад Министерства путей сообщения. Наиболее известные работы художника в области архитектурного дизайна были созданы с 1950 по 1957 год: под руководством архитектора Алексея Душкина Спасский создавал оформление станции метро «Новослободская» и универсального магазина «Детский мир». Сотрудничество с Душкиным началось ещё до войны: в 1940 году Евгений Дмитриевич разработал витраж вестибюля станции метро «ЗИС» (ныне Автозаводская), в группе художников – мозаики для перонного зала, разработал макет оформления круглого эскалаторного зала.

Портрет архитектора А. Н. Душкина. 1939. Бумага, цветные карандаши

Альбом содержит полный список выставок художника и перечень музейных собраний, где хранятся работы Е. Д. Спасского, начиная с Государственной Третьяковской галереи. В их число входит Рузский краеведческий музей, где находится один из двух самых ранних автопортретов художника, датированных февралём 1923 года.

  • full-article
  • full-article
  • full-article
  • full-article
  • full-article
  • full-article

Автопортрет. Февраль 1923 г. Рузский краеведческий музей, г. Руза

50 произведений графики были переданы в 1981 году в Рузу. Выставка работ 1989 года проводилась в московском музее «Природа и фантазия» в здании церкви Симеона Столпника на улице Поварская. В 1995 году выставку живописных и графических работ принимал выставочный зал Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.

Перечень музейных собраний:

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Кинешемский художественно-исторический музей

Литературно-краеведческий музей им. К. Д. Бальмонта, Шуя

Музей истории и Дом ремесел, с. Васильевское, Шуйский район, Ивановская область

Российский государственный архив литературы и искусства, Москва

Рузский краеведческий музей

Соликамский краеведческий музей

Muzeul Sfintei Mănăstiri Sinaia, România

Музей Давида Бурлюка, Бруклин, Нью-Йорк, США

 

Автопортрет с циркулем. 1938 г. Доска, масло. Частное собрание, Бостон (США)

При жизни Спасского состоялись только две его выставки – в ДК Института атомной энергии имени И. Курчатова в 1979 году и в Шуйском историко-художественном музее имени К. Д. Бальмонта тремя годами ранее. Спасский сделал значительный вклад в формирование коллекций шуйского музея в целом: с 1971 по 1975 года вместе с заслуженной артисткой РСФСР и коллекционером Екатериной Мазуровой он организовал художественный отдел, содействовал переводу музея в новое здание и созданию при нём галереи, отреставрировал переданные музею полотна из коллекции Мазуровой и наиболее ценные из собрания музея и передал в фонды музея 20 своих работ.

Неожиданная встреча. 1923. Холст, масло. 65 х 70 см. Литературно-краеведческий музей им. К. Д. Бальмонта, Шуя

Портрет заслуженной артистки РСФСР Е. Я. Мазуровой. 1971. Холст, масло. Литературно-краеведческий музей им. К. Д. Бальмонта, Шуя

С послевоенных лет до смерти и финальной работы – в Троицком под Истрой – Спасский реставрировал и расписал Академический храм Московской православной духовной академии в Новодевичьем монастыре (1945 – 1946), храм Святого Николая Чудотворца в подмосковном Пушкине (1948), Кишиневский кафедральный собор (1951 – 1953), храм Святых Апостолов Петра и Павла в Лефортове (1954 – 1955), церковь Иконы Божией Матери «Казанская» села Иванисово (1956 – 1959), церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (1962).

Роспись и реставрация в Алтуфьеве была примером служения Спасского искусству: уже пожилой художник создал композицию росписи и самостоятельно оформил её, ежедневно работая на лесах в одиночку. Отдельная работа – реставрация и художественное оформление пространства президиума Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук – знаменитых палат Волковых-Юсуповых, которые были построены в XVI-XVII в.

В 2000 году был основан Фонд изучения и сохранения творческого наследия художника Евгения Дмитриевича Спасского (Фонд наследия Евгения Спасского).

В 2002 году фонд провёл первую выставку – проект «Странник», в составе выставки Международного Московского художественного салона в Центральном доме художника и в галерее «Южный крест», которая располагалась в государственном выставочном зале «На Каширке», в 2005 году – выставку картин и архивных документов «Современники Андрея Белого. Художник Евгений Спасский» в музее «Мемориальная квартира Андрея Белого». Первой масштабной исследовательской работой Фонда Евгения Спасского стала биография художника, написанная Верой Головиной, отдельно исследовавшей театральные эскизы Спасского. 

Аз глас вопиющаго в одиночестве (Иоанн Предтеча). 1956. Доска, масло

В 2016 году вышли отдельные каталоги «Ты – Богом сотканная ткань. Спасский. Портреты 1920-х – 1970-х годов» и «Увидеть Образ Твой... Работы 1956-1979 годов». Большое издание 2021 года посвящено Галине Курьяновой. Именно Галина Яковлевна стала первым хранителем архива Спасского, с которым познакомилась в начале 1970-х годов. Общественный деятель помогала художнику и его жене Елене Леонардовне. Нередко семья Спасских останавливалась на даче Курьяновой недалеко от города Пушкино и храма, который реставрировал художник. С 2002 года до смерти Галина Курьянова возглавляла издательство «Новалис», выпускавшее книги Рудольфа Штейнера – немецкого философа, взгляды которого серьёзно повлияли на молодого Спасского.

В 1922 и 1923 годах Спасский сотрудничал с Союзом поэтов – оформлял книги, поэтические сборники, концерты в артистическом кафе «Домино», участвовал в деятельности московской группы Антропософского общества последователей Рудольфа Штейнера, где познакомился с Андреем Белым и Михаилом Чеховым. В 2005 году состоялась выставка «Современники Андрея Белого: художник Евгений Спасский» в мемориальной квартире Андрея Белого – филиале Государственного музея имени А. С. Пушкина. Последняя выставка работ Спасского прошла совсем недавно – с февраля по март этого года в Рузском районном краеведческом музее. По итогам выхода коллективной монографии планируется её презентация в крупнейших музеях Москвы и отдельно в городских округах Истра и Руза.

Евгений Спасский. 1920-е

Репродукции работ художника и фотографии предоставлены Фондом Евгения Спасского. Они составляют собрание фонда, если не указано иного. Фотография росписи храма Троицы Живоначальной выполнена Сергеем Носиковым, известным историком-архивистом и храмоведом из Истры. Пресс-релиз подготовлен Фондом Евгения Спасского и Комиссией по возрождению культурного наследия, архитектурному облику городов, культуре и развитию народных промыслов Общественной палаты городского округа Истра.

Благовещение. 1969. Холст на доске, масло. 31 x 26 см

Андрей Рублев. 1965. Холст, масло. 50 х 40,5 см

_а была ночь (Ин. 13.30). Иуда Искариот. 1970. Холст, масло. 65 x 54 см

Вольфганг Гёте. 1974. Холст, масло. 69,5 х 59,5 см

Праздник (Натюрморт). 1976. Холст, масло. 76 х 85,5 см

Автопортрет. 1926. Бумага, цветной карандаш, акварель. 34,5 х 26 см

 

 


Поделитесь историей

Знакомство с праздником Навруз в Дедовской школе-интернате Поэт Любовь Горбачёва: «Семена, брошенные в тепло»  

Обсудить


Гость