Вышло научное издание об известном художнике Евгении Спасском
- вторник, 23 мар 2021, 21:28
- 4
- 3.2K
- вторник, 23 мар 2021, 21:28
- 4
- 3.2K
В московском издательстве «Новалис» вышла книга о крупнейшем религиозно-мистическом художнике России середины XX века Евгении Спасском. Последние годы его жизни были связаны с Истрой.
Автопортрет. 1942
Творчество Евгения Дмитриевича Спасского (1900 – 1985) соединило в себе дерзость авангарда, универсализм и натурфилософию, восходящие к эпохе Ренессанса, эзотерические поиски Запада и Востока, перенос форм, присущих античной скульптуре, на плоскость холста.
Основной корпус его художественных работ представлен более чем 600 произведений. Взаимодействие западной и восточной культур известно Спасскому с детства. Его отец работал следователем в разных областях Российской Империи. Спасский родился в Киеве, через два года семья переехала в Грузию – сначала в Джелал-оглы, затем Тионети и Тифлис, где Спасский окончил Школу живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств при Императорской Академии художеств:
«Это была моя стихия. Я бежал туда после гимназии и со священным трепетом, почти не дыша, замирал на два – два с половиной часа над своим листом бумаги, прикрепленным к доске... И когда пропадали штрихи и линии карандаша, выявлялась жизнь, трепещущая, мерцающая, живущая помимо тебя».
Религиозно-мистическая живопись Спасского стоит в одном ряду с творчеством Михаила Врубеля (1856 – 1910), Павла Челищева (1898 – 1957), Николая Рериха (1874 – 1947), Николая Калмакова (1873 – 1955). Если Павел Челищев был основателем мистического сюрреализма за десяток лет до появления этого направления в творчестве Сальвадора Дали, то Евгений Спасский, знакомый с Владимиром Маяковским и другими футуристами, изучавший сочинения Фридриха Ницше, Якоба Бёме, Эммануила Сведенборга, перешёл в 1930-е годы к исследованию Ренессанса и православной иконописи и около 14 лет посвятил церковной стенописи.
Главные произведения художника выполнены в жанре мистического портрета. Долгое время лишённый возможности выставлять их, Спасский показывал свои работы узкому кругу друзей, в число которых входили поэты Велимир Хлебников и Борис Пастернак, актер Михаил Чехов и символист Андрей Белый, писатель Василий Ян и архитектор Алексей Душкин, священники, музыканты, философы. С футуристами Давидом Бурлюком, Василием Каменским и Владимиром Маяковским юный художник познакомился во время их гастролей в Тифлисе в 1914 году, тридцать один год спустя Спасский знакомится с Б. Л. Пастеранком. Дружеское общение с поэтом не прекращалось вплоть до его кончины в 1960 году.
Портрет Велимира Хлебникова. 1922. Бумага, карандаш. Государственный литературный музей, Москва
Портрет Корнелии. 1932. Бумага, акварель, карандаш. 35 х 26,5 см
Картины мастера предлагают вынесенную из духовного опыта трактовку сцен Евангелия и Апокалипсиса.
Культуролог Роман Багдасаров писал: «Спасский создал более 40 изображений Христа. Но это не были изображения человека, жившего в 1 веке нашей эры в Палестине. Это были изображения Духа Христова, каким он представал его внутреннему зрению».
Се, Человек (Туринская плащаница). 1973. Холст, масло
Путь в Эммаус. 1976. Холст, масло
В своём «музыкальном цикле» Спасский визуализирует пространство европейской классической музыки. В последние годы жизни Спасский популяризировал творчество академических композиторов: он выступал в роли ведущего музыкальных вечеров, которые устраивал совместно с виолончелисткой Большого театра И. А. Морозовой.
Е. Д. Спасский на фоне афиши музыкального вечера И. А. Морозовой
С музыкой и театром связана вся жизнь Спасского: в 1920 году он работает исполнителем-декоратором и постановщиком в Большом народном театре Омска, следующие полтора года – инструктором изобразительного отдела Пролеткульта, художником декоративной мастерской подотдела ИЗО при Губполитпросвете, с 1925 по 1926 год в Петрограде – художником-живописцем в Горкоме эстрады.
Эскиз декораций к спектаклю "Принц и нищий" по роману Марка Твена. 1944 г. Бумага, акварель
Эскиз декораций ко 2 акту оперы "Паяцы" Р. Леонкавалло. 1943 г. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
Через год оказавшись в Москве, Спасский работает в Первом государственном и Втором государственном цирках сначала как практикант, затем как режиссёр и шпрехшталмейстер – инспектор манежа, с 1927 года по 1935 год – помощником режиссера в Театре имени Евгения Вахтангова, с 1942 по 1945 год – заведующим декоративным цехом Театра оперы и балета имени З. П. Палиашвили в Тбилиси, совмещая работу с творчеством художника-декоратора в тбилисском Государственном театре юного зрителя.
Портрет Медеи Джапаридзе, народной артистки Грузии. 1945. Бумага, акварель, карандаш
Альбом-монография впервые знакомит читателя со всеми художественными жанрами, в которых работал мастер и его программными циклами. В издании несколько тематических разделов: «Путь» (визионерская живопись), «Образ» (религиозная картина), «Лики» (портреты современников и исторических лиц, статьи к разделу Л.К. Алексеевой, Литературный музей им. В. И. Даля; Р. В. Багдасарова, Творческий союз художников России), «Книга» (книжная графика), «Театр» (сценография, статья к разделу М. В. Липатовой, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина), «Натура» (пейзажи и натюрморты).
Впервые полностью публикуется энигматический цикл «Странник» с подробным комментарием доктора искусствоведения А. К. Флорковской (МГХИ им. В. И. Сурикова) и заслуженного художника Республики Татарстан И. Х. Мустафина (Институт дизайна РГУ им. А. Н. Косыгина). В 2002 году этот цикл был представлен на Пятом Московском международном художественном салоне в Центральном Доме художника и в галерее религиозной картины «Южный крест» в Государственном выставочном зале «На Каширке».
Евгений Дмитриевич похоронен на территории городского округа Истра, рядом с каменной церковью села Троицкого, роспись которой стала его последним реставрационным заказом.
Могила Евгения Спасского в Троицком, 2020 г. Фото Константина Косенкова
Объект культурного наследия регионального значения строился с 1904 по 1913 год по проекту Михаила Литвинова и был признан памятником градостроительства и архитектуры в 2002 году. Всего Спасский расписал около 10 храмов, а к работе в храме Троицы Живоначальной возвращался три раза (последний раз в 1971 году, когда с бригадой живописцев произвёл его полную реставрацию). Художник жил под Истрой, вплоть до своей кончины дружил и вёл переписку с истринскими поэтами Е. С. Холиной и Р. Ф. Алексеевым, журналисткой Е. С. Богдановой, священником Руфом Поляковым. Для храма специально написаны две иконы и прописан заалтарный образ на стекле.
Купол церкви Троицы Живоначальной. 2014 г. Фото Вадима Разумова
Роспись храма Троицы Живоначальной
Посильную помощь в исследовании истринского периода творчества Спасского оказала Комиссия по возрождению культурного наследия, архитектурному облику городов, культуре и развитию народных промыслов окружной Общественной палаты. Сведения о художнике обнаруживались по всей России, в частности, комиссии удалось выяснить благодаря районному краеведческому музею города Кондрово в Калужской области, что отец Спасского Дмитрий Иосифович, юрист по образованию, был сыном настоятеля храма в Полотняном Заводе – в имении семьи Натальи Гончаровой, жены А. С. Пушкина.
Для работы над книгой привлекались редкие и малотиражные издания.
Альбом открывается биографическим очерком о художнике, написанным искусствоведом В. П. Головиной (Государственная Третьяковская галерея) и историком А. Р. Ефименко. Увлекательное, остросюжетное повествование позволяет по-новому взглянуть на многие события в культурной жизни послереволюционной России: от Большого Сибирского турне «отца русского футуризма» Д. Д. Бурлюка и особенностей оформления Московского метрополитена до краткого периода возрождения церковного искусства в 1950-х годах и неофициального искусства СССР 1960-1980-х годов.
В 1914 году семья Спасских переезжает в Самару, где художник окончил восьмиклассный курс 1-й Самарской мужской гимназии и впервые выставил свои живописные работы на выставке Давида Бурлюка. В 1917 году Спасский живёт в Москве, где продолжает занятия в Московской художественной студии, впервые встречается с поэтом Велимиром Хлебниковым и продолжает увлекаться футуризмом настолько, что вместе с Бурлюком и его семьей переезжает в башкирское село Будзяк, участвует в подготовке серии поэзоконцертов и выставок футуристического искусства.
В следующие два года Спасский познакомился с «королём сибирских поэтов» Антоном Сорокиным и писателем Борисом Четвериковым. Борис Дмитриевич выбрал Спасского в качестве прототипа одного из героев своего романа «Навстречу солнцу». Художник в это время занимался живописью в стиле супрематизм, его картина «Настроение ночного всадника» даже была приобретена Иркутским обществом художников.
Знакомство с писателем Василием Яном, сыном исследователя античности Григория Янчевецкого, переросло в дружбу вплоть до смерти автора исторических романов в 1954 году. Тема Востока и Запада в произведениях Василия Григорьевича была проиллюстрирована Спасским, который в 1938 – 1939 годах создал масштабный цикл иллюстраций к роману «Чингисхан» — первому в трилогии «Нашествие монголов».
Портрет Чингиз-хана. Вариант 2. Бумага, тушь, карандаш. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
В начале второго десятилетия XX века Спасский учится во ВХУТЕМАС. Высшие художественно-технические мастерские – всемирно известное комплексное архитектурно-художественное учреждение высшего образования эпохи авангарда. ВХУТЕМАС вместе с немецкой школой Баухаус сформировали основы мировой архитектуры и дизайна XX века. В конструктивистский период творчества художник работал помощником коменданта общежития ВХУТЕМАС и познакомился с Велимиром Хлебниковым, который жил в комнате Спасского и посвятил ему стихотворение:
Так душу обмакнув,
В цвет розово-телесный
Пером тончайшим выводить,
Как бисер, паучки блестят водою пресной
Ты кистью, я пером
С тобой вдвоем,
И воробей подслушивает мысли
Летунчики, летящие за выси.
И мы вдвоем и голубой, и карий
Под кровлею одной земли пророки
Ловили до зари руками рока токи
Ты ЕвСкий я Хлебнóй.
Так хорошо вдвоем
Ловить лучи зари и солнца блески днем
Лежу я на твоем ковре
Тулупчик мой со мной, на мне
И синь небес над головой
Лазурью дышишь ты,
Я ж слышу волчий вой
Пустой, косой,
Тоской безбрежной.
Велимир Хлебников, май 1922 г., Москва
В монографии отдельные комментарии составлены О. Н. Аннушкиной, Р. В. Багдасаровым, Д. В. Жуковым, А. М. Малыгиной ко многим картинам. Большой интерес для архитекторов представляют упоминания работ Спасского в области оформления Курского, Ленинградского и Савеловского вокзала в Москве, Днепропетровского вокзала на Украине.
После возвращения из Тбилиси Спасский стал художником районного участка № 1 архитектурно-отделочных работ Главжелдорстроя-Запад Министерства путей сообщения. Наиболее известные работы художника в области архитектурного дизайна были созданы с 1950 по 1957 год: под руководством архитектора Алексея Душкина Спасский создавал оформление станции метро «Новослободская» и универсального магазина «Детский мир». Сотрудничество с Душкиным началось ещё до войны: в 1940 году Евгений Дмитриевич разработал витраж вестибюля станции метро «ЗИС» (ныне Автозаводская), в группе художников – мозаики для перонного зала, разработал макет оформления круглого эскалаторного зала.
Портрет архитектора А. Н. Душкина. 1939. Бумага, цветные карандаши
Альбом содержит полный список выставок художника и перечень музейных собраний, где хранятся работы Е. Д. Спасского, начиная с Государственной Третьяковской галереи. В их число входит Рузский краеведческий музей, где находится один из двух самых ранних автопортретов художника, датированных февралём 1923 года.
Автопортрет. Февраль 1923 г. Рузский краеведческий музей, г. Руза
50 произведений графики были переданы в 1981 году в Рузу. Выставка работ 1989 года проводилась в московском музее «Природа и фантазия» в здании церкви Симеона Столпника на улице Поварская. В 1995 году выставку живописных и графических работ принимал выставочный зал Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.
Перечень музейных собраний:
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева
Кинешемский художественно-исторический музей
Литературно-краеведческий музей им. К. Д. Бальмонта, Шуя
Музей истории и Дом ремесел, с. Васильевское, Шуйский район, Ивановская область
Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
Рузский краеведческий музей
Соликамский краеведческий музей
Muzeul Sfintei Mănăstiri Sinaia, România
Музей Давида Бурлюка, Бруклин, Нью-Йорк, США
Автопортрет с циркулем. 1938 г. Доска, масло. Частное собрание, Бостон (США)
При жизни Спасского состоялись только две его выставки – в ДК Института атомной энергии имени И. Курчатова в 1979 году и в Шуйском историко-художественном музее имени К. Д. Бальмонта тремя годами ранее. Спасский сделал значительный вклад в формирование коллекций шуйского музея в целом: с 1971 по 1975 года вместе с заслуженной артисткой РСФСР и коллекционером Екатериной Мазуровой он организовал художественный отдел, содействовал переводу музея в новое здание и созданию при нём галереи, отреставрировал переданные музею полотна из коллекции Мазуровой и наиболее ценные из собрания музея и передал в фонды музея 20 своих работ.
Неожиданная встреча. 1923. Холст, масло. 65 х 70 см. Литературно-краеведческий музей им. К. Д. Бальмонта, Шуя
Портрет заслуженной артистки РСФСР Е. Я. Мазуровой. 1971. Холст, масло. Литературно-краеведческий музей им. К. Д. Бальмонта, Шуя
С послевоенных лет до смерти и финальной работы – в Троицком под Истрой – Спасский реставрировал и расписал Академический храм Московской православной духовной академии в Новодевичьем монастыре (1945 – 1946), храм Святого Николая Чудотворца в подмосковном Пушкине (1948), Кишиневский кафедральный собор (1951 – 1953), храм Святых Апостолов Петра и Павла в Лефортове (1954 – 1955), церковь Иконы Божией Матери «Казанская» села Иванисово (1956 – 1959), церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве (1962).
Роспись и реставрация в Алтуфьеве была примером служения Спасского искусству: уже пожилой художник создал композицию росписи и самостоятельно оформил её, ежедневно работая на лесах в одиночку. Отдельная работа – реставрация и художественное оформление пространства президиума Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук – знаменитых палат Волковых-Юсуповых, которые были построены в XVI-XVII в.
В 2000 году был основан Фонд изучения и сохранения творческого наследия художника Евгения Дмитриевича Спасского (Фонд наследия Евгения Спасского).
В 2002 году фонд провёл первую выставку – проект «Странник», в составе выставки Международного Московского художественного салона в Центральном доме художника и в галерее «Южный крест», которая располагалась в государственном выставочном зале «На Каширке», в 2005 году – выставку картин и архивных документов «Современники Андрея Белого. Художник Евгений Спасский» в музее «Мемориальная квартира Андрея Белого». Первой масштабной исследовательской работой Фонда Евгения Спасского стала биография художника, написанная Верой Головиной, отдельно исследовавшей театральные эскизы Спасского.
Аз глас вопиющаго в одиночестве (Иоанн Предтеча). 1956. Доска, масло
В 2016 году вышли отдельные каталоги «Ты – Богом сотканная ткань. Спасский. Портреты 1920-х – 1970-х годов» и «Увидеть Образ Твой... Работы 1956-1979 годов». Большое издание 2021 года посвящено Галине Курьяновой. Именно Галина Яковлевна стала первым хранителем архива Спасского, с которым познакомилась в начале 1970-х годов. Общественный деятель помогала художнику и его жене Елене Леонардовне. Нередко семья Спасских останавливалась на даче Курьяновой недалеко от города Пушкино и храма, который реставрировал художник. С 2002 года до смерти Галина Курьянова возглавляла издательство «Новалис», выпускавшее книги Рудольфа Штейнера – немецкого философа, взгляды которого серьёзно повлияли на молодого Спасского.
В 1922 и 1923 годах Спасский сотрудничал с Союзом поэтов – оформлял книги, поэтические сборники, концерты в артистическом кафе «Домино», участвовал в деятельности московской группы Антропософского общества последователей Рудольфа Штейнера, где познакомился с Андреем Белым и Михаилом Чеховым. В 2005 году состоялась выставка «Современники Андрея Белого: художник Евгений Спасский» в мемориальной квартире Андрея Белого – филиале Государственного музея имени А. С. Пушкина. Последняя выставка работ Спасского прошла совсем недавно – с февраля по март этого года в Рузском районном краеведческом музее. По итогам выхода коллективной монографии планируется её презентация в крупнейших музеях Москвы и отдельно в городских округах Истра и Руза.
Евгений Спасский. 1920-е
Репродукции работ художника и фотографии предоставлены Фондом Евгения Спасского. Они составляют собрание фонда, если не указано иного. Фотография росписи храма Троицы Живоначальной выполнена Сергеем Носиковым, известным историком-архивистом и храмоведом из Истры. Пресс-релиз подготовлен Фондом Евгения Спасского и Комиссией по возрождению культурного наследия, архитектурному облику городов, культуре и развитию народных промыслов Общественной палаты городского округа Истра.
Благовещение. 1969. Холст на доске, масло. 31 x 26 см
Андрей Рублев. 1965. Холст, масло. 50 х 40,5 см
_а была ночь (Ин. 13.30). Иуда Искариот. 1970. Холст, масло. 65 x 54 см
Вольфганг Гёте. 1974. Холст, масло. 69,5 х 59,5 см
Праздник (Натюрморт). 1976. Холст, масло. 76 х 85,5 см
Автопортрет. 1926. Бумага, цветной карандаш, акварель. 34,5 х 26 см