Подводный флот в Истре
- четверг, 19 мар 2020, 15:19
- 2
- 3.4K
- четверг, 19 мар 2020, 15:19
- 2
- 3.4K
19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Праздник имеет прямое отношение и к нашему городу. Почему? Да потому что на территории городского округа Истра проживают около двухсот моряков, есть среди них и подводники, причём командный состав — капитаны 1 и 2 рангов.
Спросите, откуда? Как? Почему?
Оказывается, в Новом Иерусалиме в 1963 году был открыт Всесоюзный центр подготовки моряков-подводников, далее он стал называться Всероссийским. С 1965 года центр заработал уже в полную силу. В основном здесь готовили кадры для северного флота. Наш институт электромеханики (ВНИИЭМ) создавал аппаратуру для подлодок. С 2001 по 2006 годы, старшим преподавателем в центре работал и капитан 2-го ранга Федор Рошка, ныне член Президиума Союза инвалидов Чернобыля г.о. Истра.
В 2006 году центр был закрыт, а кадры... кадры так и остались в Истре.
Многие знают и старшего мичмана Василия Касаткина, участника Великой Отечественной войны. Служил Василий Касаткин на подводной лодке, но давайте по порядку.
Почему именно 19 марта выбрано как дата праздника моряков-подводников?
Обратимся к истории.
В 1906 году, 19 марта, по указу императора России Николая II в классификацию судов военного флота были включены подводные лодки. В состав российского флота вошли подлодки "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". В том же году был учрежден праздник — День моряка-подводника.
О событии 19 марта 1906 года свидетельствовал и приказ по Морскому ведомству России № 52 от 24 марта 1906 года, который подписал морской министр адмирал Алексей Бирилев. 9 апреля учредили Учебный отряд подводного плавания при порте в Либаве. Брали в подводники в основном добровольцев. Матросы шли из-за повышенного денежного содержания, специалисты кораблей 1 ранга хотели добиться повышения. Привлекало и качество питания. В паёк входили мясные и рыбные консервы, сгущённое молоко, сухофрукты. К офицерам-подводникам предъявляли особые требования в части личных качеств. В "Положении о прохождении службы в подводном плавании" указывалось: "Член экипажа подводной лодки, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, подлежит списанию с неё".
С приходом к власти большевиков праздник отменили, а восстановили его только в 1996 году. С тех пор каждый год 19 марта в нашей сухопутной Истре собираются вместе морские воины. Среди них и участник Великой Отечественной войны – Василий Касаткин.
Родом Василий Иванович из небольшой деревушки Лес-Бухвалово, что в Ярцевском районе Смоленской области.
Может, потому что книжек много читал о приключениях, а может, потому что фамилия не совсем сухопутная, только о море смоленский мальчишка мечтал с детства.
Великая Отечественная война изменила все планы. Мальчишкой довелось побывать Василию в партизанском отряде, ходил несколько раз в разведку. Однажды в лесу внезапно вышел на немцев. Один, буквально «нос к носу», столкнулся с цепью фашистских солдат. Что делать?
«А я был невысокого роста, щупленький, совсем пацан, — рассказывает Василий Иванович. — Пришлось прибегнуть к хитрости и актёрскому мастерству. Пустил слезу, и немцы – отпустили!» С февраля 1944 года служил Василий при одном из полевых госпиталей. 15-летний Вася Касаткин работал санитаром, перевозил раненых и умерших бойцов на лошади, за которой сам и ухаживал.
Война закончилась, и снова Васю стало манить море. Он поступил в военно-морскую школу оружия.
Практику ребята проходили на действующих кораблях, а в 1949 Касаткина призвали на Дважды Краснознамённый Балтийский флот. Василий Иванович попал служить на «Большой охотник».
Справка: Охотник за подводными лодками — подкласс малого боевого корабля, предназначенного для поиска и уничтожения подводных лодок при несении дозорной службы или охранении транспортных судов и кораблей.
Мечта сбылась! Смоленский паренёк Василий Касаткин — во флоте! Потом, в 60-х годах, судьба привела на атомный флот. Василий Иванович участвовал в шести океанских походах. Приходилось бороздить и Средиземное, и Карибское моря. Служил на подводной лодке типа К, «Крейсерская». Говорит, что в длительных походах главная опасность для личного состава — привыкание к обстановке, тогда притупляется чувство опасности. Командование придумало способ подбодрить экипаж. Перед дальними плаваниями записывали добрые пожелания, напутствия родных, а в море, вдали от родных мест, услышать голос тех, кто тебя ждёт на берегу — это сильнейший стимул. И настроение, и боевой дух поднимали такие записи мгновенно.
До сих пор старший мичман в отставке Василий Касаткин помнит своих командиров, боевых товарищей. «Настоящая сплочённость, надёжность каждого члена экипажа, – рассказывает Василий Иванович. — Атомная подводная лодка – это могучий корабль».
Уже много лет, как старший мичман Касаткин на суше. Но бывших военных не бывает. Он и сегодня в строю. Несёт «боевое дежурство» по воспитанию подрастающего поколения. Часто встречается со школьниками, рассказывает о Великой Отечественной, о военно-морской службе.
Вот такая история об Истре и моряках-подводниках.