Первый директор Дедовского Дома культуры

В четверг, 17 декабря, в Дедовске откроют мемориальную доску в честь основателя и первого директора Дедовского Дома культуры – Анны Андреевны Григор (1921-2012). Приглашаются все желающие.

В 1950 году по инициативе ткацко-прядильной фабрики началось строительство Дедовского Дома культуры. Оно шло пять лет, так как руководители строительно-монтажного управления фабрики больше внимания уделяли другим стройкам.

В 1954 году в газете описывали проект будущего клуба: «Здание носит торжественный характер. Главный фасад обращен к площади города, боковые – к саду, окружающему Дом культуры. Зрительный зал на 500 мест с эстрадой пригоден для всех видов самодеятельности и концертно-гастрольных постановок и для киносеансов. Перед входом в зрительный зал – фойе, по краям буфеты, биллиардная комната. На втором этаже аудитория на 100 мест, библиотека и читальный зал, четыре комнаты и аудитория для самостоятельного искусства, две гостиные и буфет-кафе».

Торжественное открытие Дома культуры текстильщиков состоялось 30 декабря 1955 года, а следующие два дня в новом клубе проходили новогодние балы-маскарады. В январе 1956 года в новое помещение в Доме культуры полностью перебралась городская библиотека, а 30 июня того же года за клубом открыли Парк культуры и отдыха: «Новый парк хорошо благоустроен. Клумбы с цветами украсили всю площадь парка. В центре возвышается обелиск над могилой воинов, павших смертью храбрых близ Дедовска во время войны. В парке выстроены беседки, раковина для оркестра, танцевальная и спортивная площадки, летняя эстрада на 300 мест. Парк электрифицирован». На открытие парка пригласили эстрадный коллектив Дома культуры московских железнодорожников.

В новый и просторный Дом культуры стали приглашать коллег с других фабрик и заводов, известных московских артистов, стали проводить вечера молодёжи, читательские конференции и многое другое. «То и дело, – писали в фабричной газете “Знамя труда” в 1956 году, – открывается массивная дверь культурного очага. В известные часы идут кружковцы. Кто с нотами в руках, кто с вышивкой, кто с книгой, а кто с шитьём кофточки или мужской сорочки. В Доме культуры работает 14 кружков, в которых участвуют более 300 человек. Самая большая посещаемость — у кружка кройки и шитья».

В Доме культуры с первых лет действовали академический хор и хор русской народной песни, танцевальная группа, драматический кружок, изобразительного искусства и другие.

Первым директором полноценного Дома культуры текстильщиков назначили Анну Андреевну Григор, которая была заведующей фабричным клубом с 1951 года.

Анна Андреевна родилась в 1921 году в селе Белгородка Мариинского района Кемеровской области и с 1936 года трудилась счетоводом. Через год поступила на курсы учителей начальных классов, в 1938 году окончила их и год работала по специальности, после чего стала студенткой горного рабочего факультета в городе Анджеро-Судженске. В 1940 году Григор после подготовки на рабочем факультете стала студенткой Сталинского педагогического института в Новокузнецке. Ныне учебное заведение называется Кузбасской государственной педагогической академией. Педагогическая практика у Анны Андреевны проходила всё так же в качестве учительницы 2-4 классов, но уже и с обязанностями заведующей школы.

В 1942 году Анна Андреевна была мобилизована на военный завод в Кривощёкове под Новосибирском в качестве станочницы, а годом позже поступила на службу в действующую армию, была демобилизована в 1944 году по состоянию здоровья и сразу же стала комсомольским организатором ЦК ВЛКСМ в школе фабрично-заводского обучения № 23, благодаря чему продолжала совмещать организаторскую работу с учёбой в областной партийной школе Кемерова, которую окончила в 1946 году и была направлена руководить партийным кабинетом в посёлке Ижморский – центре одноимённого района.

Годом ранее в Ижморском стала членом КПСС. Через год Анна Андреевна вернулась жить к своим родителям и стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы фабрично-заводского обучения № 62 в Анжеро-Судженске.

В 1949 году в жизни Анны Андреевны начался самый большой этап: культурно-массовый организатор с педагогическим образованием переехала в подмосковный Дедовск, через год стала воспитателем в школе фабрично-заводского ученичества и 5 марта 1951 года уже была назначена заведующей клубом.

Во многом по её инициативе продолжилось строительство современного здания Дедовского Дома культуры, которое возводилось по типовому, но редкому проекту, с 1950 по 1955 год. Для повышения квалификации руководство фабрики направило Григор в Ленинградскую высшую школу профсоюзного движения, и с 1953 по 1956 год Анна Андреевна окончила курс подготовки управленцев. Все эти годы строящийся Дом культуры богато украшался благодаря трудам фабричного художника Василия Тишина. Многочисленные росписи, барельефы, лепнина были созданы Василием Григорьевичем нередко в одиночку, его работы были отреставрированы уже в наше время.

Событием в Доме культуры текстильщиков стала двойная комсомольско-молодежная свадьба 18 января 1957 года: «Не было у нас в городе еще такого большого торжества, организованного комитетом ВЛКСМ и правлением Дома культуры в честь бракосочетания Нины Щербачевой и Константина Виноградова, Вали Трофимовой и Владимира Крохина».

О первой комсомольской свадьбе на фабрике тогда писали и в фабричной, и в районной прессе: «В Дом культуры собираются гости, все они празднично одетые, у многих в руках цветы. Оркестр играет торжественные марши и увертюры. Гостей приглашают в большой зал. Все усаживаются за празднично накрытые столы. На сцене стоит стол, весь утопающий в белых живых цветах. Здесь происходит регистрация и вручение юным парам свидетельств о браке. Молодожёнов усаживают на почётные места, преподносят им букеты белых роз. Начинаются поздравления».

В фабричной газете «Знамя труда» от 17 мая 1957 года можно узнать, что за неделю Дедовский Дом культуры посетили 8 тысяч человек.

Великая Отечественная война сильно повлияла на мировоззрение Григор. Некоторые жители города до сих пор рассказывают легенду, документальных подтверждений которой обнаружить так и не удалось: Анна Андреевна потеряла своего возлюбленного на фронте, и поэтому никогда более не выходила замуж. Жители Дедовска запомнили её очень строгой, волевой и деятельной женщиной, которая всю себя отдавала культуре и просвещению горожан и работников фабрики.

В 1961 году Григор рассказывала: «Сейчас в правлении Дома культуры 19 человек да свыше 400 активистов помогают нам. Пять лет работает у нас изостудия. При ней создана молодёжная группа начинающих художников. Недавно начала свою работу любительская киностудия, которой руководит Владимир Иванович Горяев». Именно его фотографии часто печатали в фабричной и районной газетах.

В том же году в Доме культуры насчитывалось 15 коллективов художественной самодеятельности, кружков и клубов по интересам, в которых занимались около 500 человек. За пять лет с открытия современного здания на сцене Дома культуры состоялось 280 концертов, на которых побывали около 140 тысяч зрителей. 

В марте 1958 года отметил 25-летний юбилей народный хор под руководством Владимира Александровича Ширшова. «Создание хора непосредственно связано с самобытным песенным творчеством наших рабочих. Среди запевал особенно выделялась работница фабрики Прасковья Тарасовна Свиридова. В её памяти хранился неисчерпаемый запас русских народных песен, и пела она по-особому – задушевно, тепло. Она и стала старостой хорового коллектива. Народный хор много сделал для пропаганды народной песни не только в нашем районе, но и в области. Коллектив хора неоднократно был участником Всесоюзного и областных смотров художественной самодеятельности». В Доме культуры состоялся юбилейный вечер, на котором были подведены итоги творческого пути коллектива. Вспоминали там и первых руководителей хора – Михаила Дмитриевича Успенского и Надежду Львовну Гродзенскую.

В 1959 году правлением Дома культуры был организован университет культуры, в задачи которого входило эстетическое, музыкальное и литературное образование фабричных работников. Занятия проводились в форме лекций-концертов, читательских конференций, диспутов. Первое занятие, на которое собрались около 300 человек, было посвящено советской песне. За три года в университете культуры провели 35 занятий.

Но были и негативные отзывы о работе Дома культуры. Посетители, к примеру, жаловались на отсутствие шахматно-шашечной секции, плохое качество показа кинокартин, плохую организацию танцевальных вечеров: «Правлению Дома культуры следует обратить внимание и на оркестр народных инструментов. В этом коллективе крайне слаба дисциплина, в репертуаре его отсутствуют классические произведения, участники оркестра слабо овладевают музыкальной культурой».

Дом культуры был словно ещё одним цехом Дедовской фабрики, без которого уже не представлялась жизнь в городе.

Московский областной комитет Профессионального союза рабочих текстильной и лёгкой промышленности поручил Григор проверять и анализировать работу других учреждений культуры Московской области. Например, 3 июня 1959 года Анну Андреевну командировали в Раменское для оценки работы и обмена опытом во Дворце культуры «Красное Знамя» при старинной ткацко-прядильной фабрике.

В систему культурного просвещения Дедовской фабрики входила до сих пор не поменявшая свой производственный профиль мануфактура в селе Никольском – памятник архитектуры в составе усадьбы Никольское в черте Красногорска – и швейная фабрика в деревне Покровское Истринского района.

С 1964 года молодые активисты фабрики и учащиеся школы ФЗУ принимали участие в новых советских обрядах: посвящение в рабочий класс, торжественное вручение комсомольского билета и советского паспорта, бракосочетание и другие. Стали популярны игры команд разных цехов и отделов фабрики в Клубе весёлых и находчивых (КВН). Клуб любителей природы в фабричном парке создал уголок ботанического сада.

22 февраля 1967 года за создание Дедовского Дома культуры и развитие учреждения Анну Андреевну наградили орденом Трудового Красного Знамени.

В Доме культуры работали уже восемь клубов по интересам и 14 коллективов художественной самодеятельности. С 1955 года действовал туристический клуб «Радуга», объединявший в себе всех любителей путешествовать. «Наши туристы побывали на Урале, в Карелии, на Мещере, озере Селигер и многих других чудесных уголках нашей советской Родины. Но больше всего устраивается походов по окрестным местам. В штабе туристов в Доме культуры есть своя туристская библиотека, десятки фотоальбомов, фильмы, снятые в походах. Ежемесячно туристы выпускают свою стенную газету «Подмосковная радуга». В 1971 году в Доме культуры начал свою работу клуб филателистов «Орбита».

Созданный в ДК университет культуры продолжал свою работу с приставкой «народный», в нем работали четыре факультета: молодёжный (литературно-музыкальный), технического прогресса (занятия проводились на фабрике), здравоохранения, воспитания детей. Появлялись новые коллективы: ансамбль «Юность», детский хор «Прялочка», ансамбль гитаристов, балетная студия, литературное объединение и так далее. Дом пионеров имени Лёни Голикова стали называть также детским сектором Дома культуры. Около 600 детей занимались тогда в 13 коллективах разных направлений.

В 1967 году был организован кукольный театр «Колокольчик», юные артисты которого выступали со своими спектаклями в детских садах города. К предстоящему юбилею со дня рождения В. И. Ленина в школах и в других учреждений массово открывались Ленинские комнаты, на предприятиях работники сдавали ленинские зачёты. 22 апреля 1968 года в Доме культуры текстильщиков открылась ленинская комната. В ней проводили занятия университета марксизма-ленинизма и кружков политического образования. В 1967 и 1970 годах народный хор Дедовского Дома культуры становился лауреатом Фестиваля самодеятельного искусства Московской области.

В конкурсе Домов культуры Московской области дедовский очаг культуры занял второе место, а в 1967 году стал третьим в Советском Союзе среди домов культуры текстильной и лёгкой промышленности.

12 апреля 1974 года по представлению профсоюзного коллектива  Дедовской прядильно-ткацкой фабрики получила высокое звание «Ударник коммунистического труда», а в феврале 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Анне Григор было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». К тому моменту Анна Андреевна стала членом комиссии по художественной самодеятельности Мособлсовета по I-му Всесоюзному фестивалю народного творчества, членом культурной комиссии областного комитета профсоюза, председателем методического совета работников культуры района и руководителем практики студентов ВГИК.

Дом культуры стал базой прохождения практики студентов 3-4 курсов Института культуры, а также объектом посещения различных делегаций, в том числе иностранных. На сцене дома культуры Дедовска выступали знаменитые актёры, эстрадные и оперные певцы. В 1978 году благодаря Григор был создан оркестр народных инструментов, а к хору русской песни добавилась оркестровая группа, обоими коллективами руководил Борис Косенков.

Дом культуры служил постоянной площадкой для отчётных концертов Дедовской детской музыкальной школы.

Преподаватель эстрадной и рок-гитары Владимир Васильченко рассказывал: «Анна Григор создала все условия для работы вокально-инструментального ансамбля “Юность” – закупила инструменты, аппаратуру и пригласила опытного музыканта, солиста театра Станиславского Юрия Бухтиярова». Юрий Михайлович и Анна Андреевна долгие годы общались и ушли из жизни в один год.

Владимир Петрович вспоминает, что такие люди, как Бухтияров и Григор, воспринимались как настоящие учителя: «Анна Андреевна никогда не улыбалась, она выглядела строгим человеком, казалось, она хранит глубокую внутреннюю трагедию, но при этом она всегда была человеком, который принимал объективные решения, основанные не на личной приязни или родственных связях, а благодаря педагогическому умению выявлять творческие или управленческие таланты». Из ВИА «Юность» вышли заслуженный артист России Алексей Кондратов, известный ударник Сергей Шевляков, саундпродюсер хэви-металлических групп «Ария» и «Кипелов» Валерий Шишаков.

В 1980 году в ДК работали 28 коллективов художественной самодеятельности: туристический клуб «Радуга», хор русской песни, клуб филателистов «Орбита», вокально-инструментальный ансамбль «Юность», любительская киностудия и многие другие. Детский Дом культуры имени Лёни Голикова стали именовать детским сектором Дома культуры текстильщиков. Для детей тоже предлагался богатый выбор кружков и студий: музыкально-хоровая студия «Прялочка», авиамодельный кружок, театральный коллектив, кружок «Умелые руки» и другие. В 1973 году появилась детская хореографическая студия «Родник», существующая и по сей день. Спустя всего семь лет, в 1980 году, студии присвоили звание «Образцовый самодеятельный коллектив».

29 апреля 1980 года от имени Президиума Верховного Совета СССР Анну Андреевну наградили медалью «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд, а 6 июня того же года Дедовское производственное объединение технических тканей за долголетнюю и безупречную трудовую деятельность на предприятии подтвердило звание «Ветеран труда Дедовского ПОТТ».

 В середине 1970-х годов издательство «Московский рабочий» запланировало выпуск очерков по истории городов Подмосковья. Авторский коллектив обратился к директору Дедовского Дома культуры Анне Андреевне Григор, а та порекомендовала им молодого журналиста и писателя Евгения Алексеевича Обухова.

Сам он позднее вспоминал: «Тогда выпуск любой книги был делом официальным и государственным, поэтому возможность поучаствовать в этом действительно воспринималась как сенсация. О Дедовске цельного очерка не существовало – были лишь отдельные публикации “по периодам”, в подавляющем большинстве воспоминания ветеранов только о годах революции или войны. Засучил рукава, поездил в архивы и газетный зал “Ленинки”, досыта начитался подшивок газет – истринской районной и дедовской многотиражной, выпускавшейся при прядильно-ткацкой фабрике, а главное – смог использовать материалы народного музея, существовавшего в Доме культуры». В 1979 году очерк был напечатан в газетах «Ленинский путь» и «Знамя труда», а в 1981 году его сокращённый вариант вышел в третьем томе сборника «Города Подмосковья».

За четверть века под руководством Анны Григор Дедовский Дом культуры сформировался как центр культурного просвещения и дополнительного образования, каким его знают и сейчас уже несколько поколений дедовчан: 1 августа 1956 года Григор стала председателем правления Дома культуры Дедовской кордной фабрики и только в октябре 1982 года была переведена на должность заведующей массовым сектором Дома культуры Дедовского производственного объединения технических тканей.

Резкое понижение в должности с последующим увольнением было связано не только с почтенным возрастом директора, но и с примечательным событием, взволновавшим горожан.

В декабре 1981 года в Дедовск с концертом приехала известная советская рок-группа «Воскресение». Второй состав этой группы действовал в 1980-1982 году. Инструмент с автографом гитариста этого состава Константина Никольского до сих пор хранится в рок-классе Дедовского Дома культуры.

Для первого состава группы 1979-1982 года Константин Николаевич уже писал песни, а наибольший успех его композиции для «Воскресения», как и песня «Кто виноват?» его коллеги по группе Алексея Романова, получили во время Олимпиады 1980-го года в Москве. Одновременно с «Воскресением» часто на одном автобусе по России гастролировал коллектив «Аракс».

Владимир Васильченко рассказывал: «В Доме культуры села Рождествено рядом со Снегирями в марте 1981 года состоялся концерт “Аракса”, я был на этом выступлении, билеты, конечно, продавались, но местные работники пропускали своих знакомых бесплатно. В небольшом зале Рождественского Дома культуры было феноменальное количество зрителей, но обошлось без драк. А вот в Дедовске после концерта “Воскресения” на городской площади сошлись дедовчане, нахабинцы, жители Тушина. Драки были в парке, на станции, в электропоездах».

Роман Багдасаров дополнил эти воспоминания: «Наши эмоциональные жители уже не помню что не поделили с москвичами, но успешно разломали ограду парка, деревянный забор фабричной больницы и дрались что с москвичами, что между собой ещё два дня, пока вся история не закончилась сама по себе».

В связи с популярностью «Воскресенья» после московской Олимпиады районный Отдел культуры договорился с директором групп «Аракс» и «Воскресение» Валерием Гольденбергом. Музыкант Дмитрий Покидов вспоминает: «Собралась тусовка из Москвы – из Тушина, а также слушатели со всего волоколамского направления – из Красногорска, Нахабина, Истры, Волоколамска. Со стороны Отдела культуры и менеджмента группы, скорее всего, было продано больше билетов на концерт популярной группы, чем было возможно из-за вместимости зала. После концерта началось побоище перед Домом культуры».

В ближайшее время были уволены почти все сотрудники районного Отдела культуры. Но основную ответственность за массовое хулиганство, которое произошло вне стен учреждения культуры, понесли отнюдь не блюстители комсомольской нравственности и не переведённые на другие должности функционеры культуры, а уже пожилая директор: в следующем году Анну Андреевну поспешно лишили любимого дела и созданного ею очага культуры, и бывший директор Дома культуры, организатор всех основных направлений его деятельности 1 марта 1983 года стала уборщицей жилищно-коммунального отдела.

Однако в характеристике партийного комитета фабрики от 22 июля 1976 года об Анне Григор отзывались совсем иначе: «За период работы показала себя честным, добросовестным работником. За это время в Доме культуры было организовано 11 новых клубов по интересам, новые формы работы: теоретические вечера, праздники, балы, дни коллективного отдыха и другие. Дом культуры неоднократно занимал классные места в социалистическом соревновании культучреждений области (1, 2 место), в 1975 г. – I-е место по области. По итогам юбилейного 1977 года II место по области. Дом культуры является образцово-показательным, где проводятся районные, областные и союзные семинары по культурно-массовой работе».

В 1992 году Дедовское ПОТТ стало промышленно-торговым акционерным обществом. 22 октября 1996 года Анну Андреевну уволили по сокращению штатов окончательно и отправили на пенсию.

Некоторые её выпускники и коллеги, в том числе Маргарита Попова, организатор и первый руководитель студии «Родник», ставшая в 1994 году директором Дома культуры, ходатайствовали перед властями Истринского района о восстановлении Анны Андреевны в должности культурного работника. Им удалось добиться возвращения Григор в Дом культуры в качестве художественного руководителя хора ветеранов, которым Анна Андреевна руководила до глубокой старости.

За несколько лет до своей смерти в 2012 году Анна Андреевна стала терять зрение. Прямых родственников у неё не осталось.

В 1978 году своим решением от 13 июля Истринский городской совет депутатов трудящихся назначил для Григор персональную пенсию республиканского значения, которая после многочисленных переиндексаций в позднесоветское время и в 90-е и 2000-е годы ничем не отличалась от пенсий других пожилых горожан. За год до смерти Григор глава Истринского района Анна Щерба наградила Анну Андреевну – основателя хора ветеранов Великой Отечественной войны и труда Дедовского Дома культуры – благодарственным письмом «За многолетнюю плодотворную творческую деятельность, большой вклад в развитие песенной культуры в Истринском районе и в связи с 90-летием со дня рождения».

Впрочем, и редкая адресная помощь от Совета ветеранов города Дедовска и Главы района, и возможность посещать центр «Милосердие» для паллиативной помощи при Дедовской городской больнице не смогли замедлить старение уже очень пожилой женщины. Анна Андреевна умерла 5 декабря 2012 года и была похоронена на Дедовском старом кладбище.

В первой и второй книге трёхтомного издания «Дедовск. Век перемен» его авторы Сергей Мамаев и Константин Косенков, рассказывая об истории послевоенного Дедовска, предприняли первую попытку собрать сведения о Дедовском Доме культуре и самой Анне Андреевне, коллективах учреждения, включая знаменитый русский хор, ставший народным коллективом, лауреатом РСФСР и Советского Союза, театральной школе, которая благодаря Григор и руководителю школы Сергею Мадянову дала возможность реализовать таланты многим актёрам. Некоторые из них получили всесоюзную известность: на сцене Дома культуры регулярно демонстрировались спектакли, поставленные силами драматического кружка, основатель кружка Сергей Вениаминович Мадянов уже работал на телевидении, а его сыновья – Вадим и Роман – снимались в кино.

В марте 2018 года на заседании Комиссии по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной палаты городского округа Истра по инициативе председателя Комиссии Константина Косенкова было принято решение об увековечении памяти первого директора Дома культуры.

За три года до этого было закончено восстановление интерьеров Дома культуры под руководством архитектора Владимира Валова, бывшего ведущего специалиста по вопросам архитектуры и градостроительства администрации Дедовска.

Задание на изготовление памятного знака было поручено известному скульптору из Москвы, выросшему в Истре, Денису Петрову. Благодаря Денису Владимировичу на площади Алексия Смирнова в посёлке Глебовский появился памятник священномученику. В Истре с его помощью была увековечена память основателя системы музыкального образования послевоенного Истринского района Владимира Ширшова, в деревне Глинки — Герою Советского Союза танкисту Сергею Павлову, в Павловской Слободе — Героям Советского Союза военным лётчикам Сергею Конюхову и Алексею Артамонову.

Работы Дениса Владимировича отличает реалистический стиль, связанный с традицией советской монументальной скульптуры, вниманием к художественным приёмам классицизма. Последним достижением скульптора стала реставрация всех монументальных скульптур на фасаде и в интерьерах Северного речного вокзала в Москве.

На просьбу об изготовлении мемориальной доски откликнулись предприниматели из деревни Покровское городского округа Истра – Виктор Калошин и Юрий Якубов. Они взяли на себя все расходы по проектированию, изготовлению и монтажу мемориальной доски.

Директор Дедовского Дома культуры Ирина Солдатко, которая стала в 2010 году руководителем учреждения, сменив Маргариту Попову, смогла отыскать считавшийся утраченным архив Анны Григор, свои воспоминания предоставил учёный-культуролог, известный уроженец Дедовска Роман Багдасаров. Все воспоминания характеризуют Анну Андреевну как женщину с фантастической внешностью, строгой выправкой, античными чертами лица.

Бывший преподаватель фортепиано Дедовской музыкальной школы Светлана Косенкова вспоминала: «Григор была человеком с обострённым чувством справедливости, сибирским, военным, суровым воспитанием, совершенно неподкупная, строгая, не терпящая доносительства, интриг, поставившая своей целью дать городу такой очаг культуры, равных которому не было бы во всей Московской области».

Истринские предприниматели Виктор Кузнецов, Владислав Вовк и Дмитрий Акимов подарили дедовскому мастеру Андрею Минаеву все необходимые материалы, которые позволят в ближайшее время закончить благоустройство захоронения Анны Андреевны и её дальних родственников на старом кладбище Дедовска, где уже приведены в порядок захоронения выдающегося военного и гражданского врача Арама Корженьянца, детского доктора Инны Мильграм и будут отреставрированы захоронения Героя Советского Союза Петра Галутвы и дендролога Николая Зябкина – создателя Фабричного парка города Дедовска. Центральная фигура – обелиск с барельефом в составе некрополя Анны Григор и её родственников – исполнена мастерской Петра Семишина по проекту Константина Косенкова и Дениса Петрова попечением Ирины Солдатко и заместителя председателя Центра содействия строительству Московской области Ивана Синельникова.

Анну Григор никогда не воспринимали без опасений временщики и карьеристы, всю свою жизнь Анна Андреевна была одиночкой, но именно поэтому смогла организовать свою жизнь так, как хотелось ей самой – эффективно и на благо своей профессии и города, ставшего ей родным.

В старости и в болезнях Анна Андреевна осталась по сути без попечения, как и её могила восемь лет оставалась без ухода.  По словам Константина Косенкова, «она была настоящим примером поколения моих дедушек и бабушек – яркая, цельная личность, отдававшая всю себя труду во благо нашего Дедовска и своего народа, помогавшая безотказно коллективам своего учреждения и жителям города, стойкая, дисциплинированная, очень добрая и справедливая женщина, внешне и внутренне похожая на образ из античных мифов о героях. Памятник — это не свидетельство культа смерти, а напоминание о жизни. Сила жизни Григор — это сила её любви к делу, творчеству и людям».

Именно такой героический образ, представленный с элементами высокой эстетики советского времени, но камерный, соразмерный месту размещения – фасаду здания Дедовского Дома культуры – постарался воплотить скульптор с мыслью о титаническом труде простых людей, переживших военную трагедию и служащих примером для всех детей советского поколения. Спустя восемь лет после смерти просветителя историческая справедливость восстанавливается настолько, насколько уместен такой знак памяти об одной из ключевых личностей подмосковного фабричного города.

Фотографии Владимира Горяева, Дениса Петрова, Рауля Скрылёва и из архива Дедовского Дома культуры

Комиссия по возрождению культурного наследия, архитектурному облику городов, культуре и развитию народных промыслов Общественной палаты городского округа Истра благодарит за помощь в подготовке материала директора музея православной школы «Рождество», историка Сергея Мамаева.


Поделитесь историей

Новый год. Находим новые идеи для праздника в его истории и традициях Истра сквозь время-3: фотографии наших читателей

Обсудить


Гость