Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?
- понедельник, 19 авг., 07:17
- 0
- 1.5K
- понедельник, 19 авг., 07:17
- 0
- 1.5K
19 августа православные верующие отмечают двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа или Яблочный Спас.
В череде августовских праздников, посвящённых Спасителю, Яблочный Спас – второй, после медового. Это непреходящий праздник, каждый год его отмечают 19 августа.
О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов — Марк, Матфей и Лука.
Почему Спас Яблочный?
«...Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда...»
Иван Шмелев «Лето Господне».
Конечно, это народоверие, которое не имеет никакого богословского толкования, и уж, тем более не связано с грехопадением, - сообщает журнал «Фома».
Традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. Изначально, в день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, из которого делали вино для таинства евхаристии. Но, у нас все-же не греческий климат и в силу природных особенностей, виноград заменили яблоками. И строго соблюдали правило — до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.
Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?
Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного спаса) уходит корнями в Ветхий Завет. В тое времена люди благодарили Бога за все его дары человеку. Жертва Богу была выражением благодарности человека.
Позже, в раннехристианские времена, когда образ жизни человека был в основном земледельческий, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыты. В наше время Церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).
Стоит ли сейчас соблюдать это правило (конечно не из суеверных предтавлений), — вопрос открытый. Но, действительно, в Типиконе есть указание на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализация неписаного принципа: «сначала — Богу, потом — нам».
С Яблочным Спасом связаны и другие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей — и только в последнюю очередь ели сами.
По материалам православного журнала «Фома».