Лишенный звания воин из Дедовска
- четверг, 25 июн 2020, 14:29
- 0
- 3.2K
- четверг, 25 июн 2020, 14:29
- 0
- 3.2K
В Комиссию по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной палаты городского округа Истра поступили документы дедовчанина Николая Казакова (1924 – ?). 76 лет назад Казаков совершил несколько подвигов на Ленинградском фронте.
В комиссию обратился краевед, советник Союза поисковых отрядов России, житель Дедовска Игорь Макаров. Игорь Владимирович решил поделиться странной страницей военной истории – биографией сержанта Николая Васильевича Казакова, командира орудия 1309-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 46-й отдельной истребительно-противотанковой бригады 21-й армии Ленинградского фронта.
Николай Казаков родился в городе Дедовске и в 1942 году был призван Истринским районным военным комиссариатом в ряды Красной Армии. Почти в эти же дни 76 лет назад Казаков совершил несколько подвигов на Ленинградском фронте.
В июне 1944 года Николай Васильевич участвовал в прорыве обороны противника на Карельском перешейке и 10 июня на окраине деревни Александровка Всеволожского района Ленинградской области отличился в первый раз. На пути пехоты оказалась полоса обороны противника – ряды проволочных заграждений среди болот на сложном рельефе. В таких условиях танки не могли прикрыть пехоту. Чтобы освободить путь для пеших воинов, было необходимо уничтожить ДЗОТы противника и сделать проходы для танков среди надолб. За решение задачи взялась артиллерийская батарея старшего сержанта И. И. Соломоненко, которой нужно было подойти к полосе обороны как можно ближе.
Военные историки рассказывают: ночью пушки батареи были выдвинуты к вражеским позициям на прямую наводку, передвижение заметил враг, был открыт сильный миномётный и автоматный огонь, но это не остановило артиллеристов, и когда до переднего края обороны противника осталось не более 100-150 метров, было приказано развернуть пушки и наскоро окопаться, а к орудийным прицелам стали сержанты В. Р. Николаев и Н. В. Казаков: “Не обращая внимания на ударявшие по щиту пули, артиллеристы открыли огонь. От разрывов снарядов взлетали в воздух спрятанные в землю мины, проволочные заграждения рвались осколками. Вскоре от артиллерийского огня были сбиты несколько гранитных надолб, в проволочных заграждениях и в минных полях появились два прохода, в которые устремились наши танки и пехота”.
В ходе атаки был разрушен один ДЗОТ. Он мешал продвижению пехоты: внутри него находилось орудие и две пулемётных точки. Сержанты смогли подавить и огонь двух пушек. От ответного артиллерийского и минометного огня, стрельбы вражеских автоматчиков вышли из строя бойцы двух расчётов, а вражеский огонь по артиллеристам не прекращался. Контуженные уцелевшие артиллеристы занимали места у действующих ещё орудий: подавляли пулемётные точки, уничтожали вражескую пехоту. Казаков, оставшись один из всего взвода у своего орудия, работал один за весь расчёт. Он тоже был ранен во многих местах мелкими осколками, но остался в строю, продолжая вести огонь.
14 июня 1944 года в бою за село Кутерселька, ныне Лебяжье Выборгского района Ленинградской области, невзирая на налёт авиации, интенсивный артиллерийско-минометный огонь и снайперов противника, батарея старшего лейтенанта Соломоненко с дистанции 100-200 метров проделала четыре прохода в гранитных надолбах и два прохода в проволочных заграждениях.
В этом бою Николай Васильевич, работая за командира орудия и наводчика совершил второй подвиг – пробил один проход в проволочном заграждении и один в гранитных надолбах, уничтожив около 30 финских солдат. Его пушка была разбита ответным ударом снаряда, а сержанта снова ранило. В это же время выбыли из строя командир орудия, наводчик и два номера второго расчёта, и Казаков перешел к этому орудию. Других выбивших наводчиков некоторое время заменял Соломоненко, сам ставший к орудию, и уничтоживший 4 станковых пулемёта.
Затем старший лейтенант Соломоненко заменил погибшего командира роты 133-го стрелкового полка и вместе со своими артиллеристами поднял пехотинцев в атаку под прикрытием Казакова. Он прочесал опушку леса, где были финские снайперы и уничтожил один пулемёт. Наши воины сломили сопротивление противника и ворвались в первую траншею укрепленной линии врага Кутерселька — Мустамяки.
Третий ожесточенный бой произошел 22 июня 1944 года за железнодорожную станцию Тали в 10 километрах северо-восточнее города Выборг. Под ожесточенным огнём тяжёлой артиллерии и бомбежкой с воздуха батарея старшего лейтенанта Соломоненко огнём прямой наводкой разрушила четыре ДЗОТа, уничтожила два противотанковых орудия и шесть станковых пулеметов с расчётами.
Вновь работая за командира орудия и наводчика, Казаков пробил проход в проволочном заграждении, один проход в гранитных надолбах, разбил два орудия прямой наводки и разрушил один ДЗОТ. Когда пехота пошла в атаку, поддерживая своим огнём наступающие подразделения, отважный артиллерист подавил огонь двух пулемётов и огонь автоматчиков на опушке леса, уничтожив при этом до 30 финских солдат. При этом он получил лёгкое ранение в грудь, но остался в строю.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство сержанту Казакову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№ 3740).
Но указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1947 года Казаков Николай Васильевич был лишен звания Героя Советского Союза и других наград. Сразу после этого следы Казакова теряются. До сих пор неизвестно, по каким причинам его лишили звания.
По мнению Игоря Макарова, НКВД нашел информацию о том, что сержант в первые годы войны мог сотрудничать с неприятелем. Возможно, что Казаков стал жертвой оговора или, как это нередко случалось в годы Великой Отечественной, некоторое время пребывал в плену, после чего по законам военного времени проходил проверку советской службой безопасности. У дедовчанина Казакова были и другие награды: одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза 21 июля 1944 года его удостоили орденом Ленина и сразу после войны медалью “За Победу над Германией”.
В память о подвиге нашего земляка – а подвиг, несомненно, случился, чему были свидетельства очевидцев, – остался основанный на этих свидетельствах наградной документ, который мы и представляем нашим читателям.
По материалам из архива Союза поисковых отрядов России и Комиссии по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной Палаты городского округа Истра