История посёлка Лесодолгоруково: от лесного завода до подвига железнодорожников  

Станция Лесодолгоруково была построена в 1902 году князем Петром Дмитриевичем Долгоруковым на пустоши между деревнями Деньково и Шапково по договору на строительство с правлением акционерного общества Московско-Виндавско-Рыбинской дороги. Эти земли относились к Рузскому уезду, руководителем которого был брат-близнец Петра Долгорукова Павел, один из лидеров Конституционно-демократической партии (партии кадетов), член II Государственной думы. Станция вначале была названа Разварня по реке, на которой расположены станция и деревни. В 1904 году станция получила современное название.

 

Князь Павел Долгоруков (1866 – 1927)

Выдающийся государственный деятель Российской Империи, князь Долгоруков был владельцем имения Волынщина-Полуэктово недалеко от Рузы. Его предку, генерал-аншефу Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому, помимо имения под Рузой принадлежала усадьба Знаменское-Губайлово в центре современного Красногорска.

Павел Дмитриевич был предводителем дворянства Рузского уезда, имея круг обязанностей, который сейчас был бы поручен главе муниципалитета. С 1893 года по 1903 год он создавал учебные и культурно-просветительские учреждения в Рузском уезде и в Москве. В течение трёх пятилетий рузское земство, председателем которого также избрали князя, строило школы начального образования, заложило основы для развития Рузского уезда как агропромышленной территории – изменение системы полеводства, введение посева новых растений, распространение инновационных сельскохозяйственных орудий, использование искусственных удобрений, развитие коневодства и скотоводства.

Вблизи реки Разварня Долгоруковы основал лесопильный завод. В 1916 году было трудоустроено 28 рабочих, которые использовали для работы станков паровую машину. Завод производил доски и стружку.

С 1910 года Павел Долгоруков руководил правлением Московского общества грамотности и, открывая предприятия, задумался о повышении уровня образования местных жителей. Земство стало выплачивать средства на приобретение квартир учителям и малоимущим учащимся и сиротам: « Высшее начальное училище есть единственное в Рузе училище, которое дает повышенное образование. Но многие дети по бедности не пользовались бы училищем, если бы Общество в свою очередь не поддерживало уездных детей пособием в 250 рублей от Рузского земства», — говорится в протоколе Рузского уездного Собрания.

В 1902 году князь стал организатором съезда учителей, который прошёл в Москве. По итогам работы съезда и при содействии князя и в Рузском уезде построили несколько новых школ.

 

Главный дом усадьбы Волынщина-Полуэктово

Два посёлка и административно-территориальные реформы

В 1924 году железнодорожный посёлок Лесодолгоруково насчитывал 4 хозяйства и 20 жителей, здесь имелась секция Союза деревообделочников, основанная при заводе, до революции принадлежавшем князю. К 1926 году завод был закрыт. Согласно переписи населения 1926 года, поселение при станции входило в Деньковский сельсовет Мамошинской волости уже Вокресенского уезда и состояло из собственно станции, посёлка Лесодолгоруково, железнодорожных казарм, 3 будок и лесной сторожки. По сведениям на 1 января 1968 года, местность состояла из посёлка станции Лесодолгоруково и посёлка Леспромхоза.

В 1921 году Мамошинская волость была передана в Воскресенский уезд с Деньковским сельским советом в её составе. В 1929 году Деньковский сельский совет был отнесён к Новопетровскому району Московского округа Московской области. В 1959 году Новопетровский район был упразднён, Деньковский сельский совет был передан в Рузский район, в 1960 году сельский совет передан в восстановленный Истринский район. В 1963 году Истринский район был упразднён, сельский совет вошёл в Солнечногорский сельский район, в 1965 году возвращен в восстановленный Истринский район. В 1994 году Деньковский сельский совет преобразован в Деньковский сельский округ. В 2003 году посёлок станции Лесодолгоруково и посёлок Леспромхоза были объединены в посёлок Лесодолгоруково. В 2004 году Деньковский сельский округ упразднили, территорию передали в состав Новопетровского сельского округа. В 2006 году Новопетровский сельский округ был преобразован в сельское поселение Новопетровское, которое вошло в состав городского округа Истра в 2017 году.

Подвиг воинов 1-го бронепоезда 21-го дивизиона бронепоездов у платформы Лесодолгоруково

В Великую Отечественную войну, 17 ноября 1941 года, гвардейцев 316-й стрелковой дивизии (впоследствии 8-й гвардейская) под командованием генерал-майора Ивана Панфилова поддерживали огнём два бронепоезда, которые вели огонь по скоплению противника в районе селений Горюны, Анино и Покровское. Один из бронепоездов был уничтожен фашистской авиацией, его экипаж похоронен возле станции Лесодолгоруково.

В 2016 году сотрудники эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича, расположенного на Белорусском вокзале, взяли мемориал под своё шефство благодаря деятельности редакционного коллектива муниципальной газеты «Истринские вести», её корреспондента Елены Солдатовой и по инициативе очевидца событий ноября 1941 года Марии Шимановой.

В номере газеты от 8 мая 2015 года вышла статья «Приказ по депо: отдать дань памяти» с воспоминаниями бывшего работника железной дороги и упоминанием её пожелания о возобновлении традиции в День Победы, когда бригады электропоездов дают гудки у памятника бойцам бронепоезда.

Корреспонденты «Истринских вестей» связались с начальником Московской железной дороги Владимиром Молдавером, который помог определить порядок подачи звукового сигнала и организовать шефство над памятником. Сотрудники депо удалили самосев в полосе отвода железной дороги, отремонтировали памятник, обустроили подход к нему со стороны деревни Деньково и платформы Лесодолгоруково.

В учётной карточке воинского захоронения и паспорте воинского захоронения вследствие технической ошибки указана неверная дата гибели воинов: 18 сентября 1941 года. В рамках ремонтных работ, проведённых в 2016 году, плита на обелиске над воинским захоронением была заменена на гранитную, дата была исправлена на верную в соответствии с архивным именным списком и воспоминаниями очевидца: 18 ноября 1941 года. Также была исправлена ошибка в написании фамилии одного из бойцов: Тишин (правильно Мишин). Ошибка в написании фамилии встречается  и в учётной карточке и паспорте воинского захоронения. Согласно воспоминаниям М. Ф. Шимановой, ею было осуществлено подзахоронение в братскую могилу неизвестной несовершеннолетней, тело которой было обнаружено рядом с воинским захоронением в марте 1943 года.

В 2017 году межселенная территория южнее станции, включающая захоронение железнодорожников, вошла в границы деревни Деньково. В 2020 году мемориал железнодорожникам включают в перечень выявленных объектов культурного наследия. Мемориал у платформы Лесодолгоруково — один из двух памятников подвигу железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, установленных в Московской области, наряду с памятником в эксплуатационном вагонном депо в городе Орехово-Зуево. Мемориал в этом городе был открыт в 2019 году, но территория памятника не содержит захоронения.

Фото автора

Фотография главного дома усадьбы Волынщина-Полуэктово – Вадим Разумов

 


Поделитесь историей

Георгиевская лента. «От землянки в Кашино до Орши» Георгиевская лента. «Мой дедушка»

Обсудить


Гость