История одного самолёта
- вторник, 18 фев., 14:21
-
21
-
2.8K
- вторник, 18 фев., 14:21
-
21
-
2.8K
Рассказываем историю самолёта, который когда-то стоял в парке за Молодёжным центром «МИР».
После последней в разделе "Истории" публикации со старыми фотографиями Истры мы решили поднять из архивов рассказ об истории самолёта, который когда-то стоял в парке за Молодёжным центром «МИР».
Многие жители города наверняка помнят его, но почему самолёт там оказался?
"Каждый город, от мегаполиса до маленького провинциального, имеет свою историю. Как из кусочков мозаики, она складывается из памятных событий и мест, заветных уголков и городских легенд. Облик города меняется, часто даже исторически значимые объекты теряют свой первоначальный вид, а что уж говорить о менее заметных — как это ни печально, они и вовсе исчезают, оставаясь лишь в нашей памяти.
О том, что в далёкие 80-е в одном из уютных зелёных скверов неподалеку от сегодняшнего Центра досуга, гордо расправив 37-метровые крылья, «приземлился» пассажирский самолёт Ил-18, сегодня помнят, пожалуй, лишь коренные жители округа.
Настоящий самолёт практически в центре города!
Для Истры в те годы это стало настоящей сенсацией. Корпус привезли и установили ночью, и жители дома № 21 по улице Юбилейной, выглянув с утра в окно, были просто потрясены, увидев на поляне самолёт без крыльев (стоит припомнить, что в те годы был бешено популярен фильм «Экипаж»).

Среди истринцев была в ходу такая шутка: а почему самолёт поставили рядом с домом председателя исполкома? Говорят, он на нём улететь сможет, если что?
Со временем выяснилось, что в сквере планируется создать целый комплекс учебно-тренировочной базы для подростков, которые мечтают о героической профессии лётчика. Позже под боком у «Илюши» примостился «младший брат» — чешский учебно-тренировочный самолёт L-29. В планах была и установка вертолётов МИ-24 и МИ-6 (по некоторым данным, на это даже были выделены деньги).
Напротив самолётов планировалось установить стелу в память о летчиках, погибших в Великую Отечественную войну.
В нашем городе когда-то был довоенный аэродром, он находился примерно в том месте, где сегодня расположен спортивный комплекс «Арена-Истра». В 30-х годах при нём существовала авиационная школа, перед войной она подготовила ряд специалистов, которые потом стали высококвалифицированными пилотами, участвовали в военных действиях. Во время войны поле было разбито, и аэродром уже не возродился.
А началось всё в 1986 году с Клуба юных лётчиков, который образовался с одной единственной целью — заинтересовать мальчишек профессией авиатора. Первым и единственным руководителем Клуба был Владимир Филиппычев, он собрал около себя истринских пацанов, и начались тренировки.
По воспоминаниям одного из подопечных Клуба, Дмитрия Свиркина, в самолёте находился учебный класс, который состоял из двух рядов парт (ширина самолёта это позволяла) и кабины пилота. В первом салоне находился музей. Мальчишки проходили обучение курсу лётной школы ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).
Интересно было всё, начиная от теории полёта и заканчивая аэронавигацией. На занятия ходили в специальной форме: к обычной школьной форме пришивались погоны и шевроны. Престижным считалось получить курсантские погоны.
На базе военной присяги была разработана своя присяга юных лётчиков. У ребят была голубая мечта — покорить пятый океан, прикоснуться руками к небу.
Кстати, это был не единственный клуб, которому посчастливилось базироваться на настоящем самолёте. Соседями юных лётчиков был военно-патриотический клуб «Синева» — очень популярный в Истре клуб, в котором занятия с молодёжью проводили ребята-«афганцы». Клуб насчитывал до 200 человек.
В 1988 года на базе военно-патриотического клуба "Синева" и Клуба юных лётчиков был создан Истринский учебно-производственный комбинат (УПК). Мальчишки и девчонки — старшеклассники сельских и городских школ района, возвращаясь домой после занятий, с неподдельным восторгом рассказывали родителям и друзьям о своих первых маленьких успехах в авиационном или парашютно-десантном клубах при УПК.
Здесь они учились летать, прыгать с парашютом, преодолевая страх и подростковые комплексы.
Теорией ребята занимались в УПК, а на базе Серпуховского авиационно-спортивного клуба, Тушинского АСК им. Чкалова и Московского аэроклуба (аэродром Волосово, г. Чехов) проверяли свои познания и твёрдость характера на практике. Только за 1990—91 учебный год учащимися парашютно-десантного отделения был совершён 461 парашютный прыжок, а юными лётчиками выполнено 1247 полётов. В тот же год 30 человек получили 3-й спортивный разряд по парашютному спорту и 4 человека — по самолётному спорту.
Ребята неоднократно принимали участие во Всероссийском сборе подростковых клубов десантного и авиационного профиля в ВДЦ "Орлёнок" (Туапсе), в фестивале юных авиаторов в Ейске, занимали призовые места, получали награды, грамоты.
Победам своих воспитанников искренне радовались наставники — В.С. Филиппычев, В.Г. Голочалов, П.А. Кущенков, В.А. Лосев, С.В. Куликов. Это был общий успех. И "Синева", и авиационный клуб военно-патриотическими назывались неспроста — в них преподавались не только уроки техники и мастерства, но и уроки мужества и патриотизма
«Наш» Ил-18 был снят практически с рейса. Перед тем, как его транспортировать в Истру, с него сняли только приборы аэронавигации. Подопечным клуба однажды удалось с помощью аккумуляторов запустить приборные панели. В клубе долгое время жила идея восстановить одну из турбин самолёта. В одном из салонов сохранились пассажирские кресла. Кабина пилота была полностью исправна: штурвал, кресло, приборы...
А теперь — о грустном.
Непростые события 1993 года привели к тому, что Клуб юных лётчиков прекратил своё существование. Самолёт остался бесхозным.
По воспоминаниям бывшего секретаря исполкома Юрия Доронина, к председателю исполкома однажды обратились с просьбой разрешить организовать на базе самолёта что-то наподобие кинопроката. Однако в те годы на самолёте такого же типа в каком-то южном городе случился пожар, пострадали дети, поэтому пожарные наотрез отказались выдать разрешение на осуществление данной идеи.
Без хозяйской руки и присмотра самолёт начал быстро разрушаться. Не обошлось без вандализма: пожар всё же случился, сильно пострадал фюзеляж, многое было раскурочено руками праздношатающихся подростков.
Руководители района пришли к решению убрать самолёт с лица Истры, однако это оказалось намного сложнее, чем его установить. Опуская многочисленные детали, отметим лишь, что в 1995 году Ил-18 всё же распилили газосваркой на огромные части и вывезли в неизвестном направлении.
Так «Истринский самолет» ушёл в историю. Около 10 лет простоял он в парке нашего города. Романтика неба ушла в прошлое, профессия лётчика перешла в разряд непрестижных. Куда более актуальными становились профессии бухгалтера, брокера, рейдера...
История была написана Ириной Усик в 2015 году. Автор выражает благодарность в помощи при подготовке материала Дмитрию Свиркину и Юрию Доронину.
Использованы материалы сайта http://www.istra.ru/~upk/right.html
Фото из архивов В. Павлова, А. Баландина