История о том, как сохраняли историю
- вторник, 9 июн 2020, 15:14
- 9
- 5.8K
- вторник, 9 июн 2020, 15:14
- 9
- 5.8K
История музея «Новый Иерусалим» весной 2020 года начала отсчёт своего второго столетия.
Недавно на странице в социальных сетях я наткнулась на отзыв о посещении музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим». Человек, явно приезжий, интересовался, есть ли у этого музея история, или это просто новое здание для выставок и концертов?
Не сомневаюсь, что коренные истринцы знают о нашем музее немало. Есть информация и в интернете. Но я, с вашего позволения, решила по этому поводу написать статью, тем более что именно в этом году историю музея «Новый Иерусалим» стоит вспомнить: весной 2020 года она начала отсчёт своего второго столетия.
Недалеко от нового современного здания выставочного комплекса находится Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь.
Это не случайно. История музея началась именно там. Ещё до революции, в конце 19 века в стенах собора развернулась экспозиция одного из первых церковных музеев. Создана она была трудами архимандрита Леонида(Кавелина), известного церковного историка и археографа. Леонид Кавелин решил таким образом сохранить память об основателе монастыря, патриархе Никоне.
В музее были собраны личные вещи патриарха, церковное облачение и утварь, книги, иконы, живописные полотна, портреты духовных лиц и членов августейшей фамилии.
Возможно, именно эта коллекция и стала отправной точкой в принятии решения создать здесь музей в первые годы советской власти. Монастырь был закрыт после революции, и от разграбления и уничтожения его спас именно образованный здесь музей, но уже не церковный, а государственный. До наших дней чудом сохранилась металлическая вывеска 1919 года, символизирует она начало новой эпохи в жизни Воскресенской обители.
Надпись на табличке гласит: «Великая русская революция передала Ново-Иерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, они являются художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения».
29 марта 1920 года, постановлением коллегии музейного отдела Наркомпроса РСФСР был образован Государственный Ново-Иерусалимский художественно-исторический музей.
В состав имущества входили: Воскресенский собор, церковные постройки, крепостная ограда с башнями, бывший архиерейский дом, скит, ризница, предметы из музея патриарха Никона. Директором музея был назначен Натан Александрович Шнеерсон.
Он вошёл в историю как активный собиратель музейных коллекций. Соратницей и помощницей во всех делах стала его жена, Евгения Степановна Радченко. В 1937 году Натан Александрович был репрессирован. Одновременно уволили часть музейных сотрудников. Музей работал под руководством Главмузея, являвшимся подразделением Главнауки Наркомпроса.
Создавать музей помогали Н.Н. Померанцев, хранитель Оружейной палаты Московского кремля; историк В.И. Троицкий; этнограф П.Н. Свешников; реставраторы П.Д.Барановский и Д.П. Сухов; специалист по архитектурной керамике А.В. Филиппов. Ими и были заложены основы изучения и научной реставрации памятников монастырского ансамбля, исторических и художественных коллекций музея.
Ещё в довоенное время начались ремонтные и даже реставрационные работы архитектурных памятников монастырского ансамбля. Главной заботой администрации музея было сохранение Воскресенского собора и скита патриарха Никона.
Под руководством А.В. Филиппова проводилось исследование и отмывка от поздних масляных записей уникального изразцового декора Воскресенского собора. Совместно с Государственным Историческим музеем были проведены раскопки стекольного завода близ села Духанина Воскресенского уезда. В 1920-х годах монографически описано село Бужарово, находящееся недалеко от музея.
Сотрудники музея ведут большую собирательскую работу. Музейные фонды комплектуют из предметов, поступающих после обследования закрытых церквей и монастырей, национализированных подмосковных усадеб, таких как Ярополец, Царицыно, Никольское-Урюпино, Братцево. Экспонаты поступали сюда из этнографических экспедиций, археологических раскопок. Редкие по своим художественным достоинствам произведения искусства таким образом были спасены от уничтожения. Они и сейчас представлены на выставках.
В 1925 году была сформирована основная музейная экспозиция.
Послереволюционные годы справедливо называют золотым десятилетием краеведения. Московские и подмосковные музеи становятся общепризнанной научно-методической базой для краеведов всей страны. Здесь формировались основы экспозиционной культуры, были созданы общества изучения подмосковной усадьбы и московской губернии.
В 1935 году, после ликвидации в Москве областного краеведческого музея, музей в Истре был преобразован в Московский областной краеведческий музей. Под таким статусом и названием он просуществовал до 1991 года, продолжая традиции создания общедоступных музеев.
К началу войны экспозиция занимала 42 зала. Музей, как большая часть учреждений Наркомпроса, не имел плана эвакуации. Приказ об эвакуации поступил в июле. Часть экспонатов была спрятана в тайниках, оборудованных сотрудниками музея на территории монастыря. Краеведческую экспозицию и выставку в соборе (картины, мебель, фаянс) не успели демонтировать. Наиболее ценные предметы (в основном изделия из драгоценных металлов, церковное облачение, некоторые книги) и художественные коллекции были упакованы в ящики и вывезены в Москву в начале ноября 1941 года. Из Москвы они были отправлены в Алма-Ату
10 декабря 1941 года Воскресенский собор был взорван фашистами при отступлении.
При взрывах, уничтоживших центральную часть Воскресенского собора, башни крепостной ограды, перекрытия трапезных палат, погибла экспозиция довоенного музея, значительная часть коллекций, библиотеки и архива. Территория монастыря была заминирована, что затрудняло спасение уцелевших экспонатов после ухода оккупантов.
Общая стоимость ущерба, причиненная немецко-фашистскими захватчиками музею, была оценена экспертной комиссией в 47,5 миллионов золотых рублей. Разрушение памятников Нового Иерусалима и разорение музея фигурировали на Нюрнбергском процессе как акт сознательного варварства.
В годы Великой Отечественной войны музей практически перестал существовать. Спасённые фонды с 1943 года находились в Москве. Восстановительные работы в Новом Иерусалиме начались уже в конце сороковых годов. Из Москвы музей возвращается в Истру в 1956 году.
Создаётся новая экспозиция. На протяжении послевоенных десятилетий благодаря усилиям нескольких поколений архитекторов, реставраторов, музейных работников, была проведена колоссальная работа по сохранению уникального памятника русской архитектуры. Новый Иерусалим в буквальном смысле возродился из руин. Так государственный музей уберёг собор от гибели во второй раз.
Активно ведётся и восстановление музейных коллекций. Частично воссоздаются утраченные в годы войны, формируются новые. Это был подвиг людей, влюблённых в свое дело. К 90-летию музея в его фондах хранилось около 170 тысяч музейных предметов, многие из которых являются составной частью золотого музейного фонда страны.
Большая заслуга в этом директора музея Василия Фроловича Нижегородова, сумевшего сформировать и вдохновить коллектив из молодых научных сотрудников, выпускников МГУ, на плодотворную работу.
В 1991 году музей стал Историко-архитектурным и художественным музеем «Новый Иерусалим». Он являлся областным научным, экспозиционно-выставочным и туристическим центром, принимавшим ежегодно более 300 тысяч посетителей. С 1994 года музей сосуществовал с возрождённым Ново-Иерусалимским ставропигиальным монастырём.
Музей продолжал вести активную научную и изыскательскую работу. Он — постоянный участник московских и региональных выставок. О «Новом Иерусалиме» узнали и в Лувре в рамках проекта «Святая Русь». Вышел в свет Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в годы второй мировой войны. В музее проходили интереснейшие конференции, концерты, праздники, причём многие проводились совместно с монастырем. Руководила в эти годы музеем Наталья Абакумова.
В апреле 2009 года распоряжением Правительства Московской области была принята долгосрочная целевая программа развития музея «Новый Иерусалим» и его вывода с территории Ново-Иерусалимского монастыря.
В 2014 году музей переехал в новое трёхэтажное здание, расположенное на участке площадью 4,28 га и построенное в непосредственной близости от монастыря на противоположном берегу Истры. Это создало большие возможности для масштабной выставочной деятельности. Музей был переименован в Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».
Вот такая история, длинною в век.
Печально, конечно, что новое здание музея, такое оригинальное и просторное, уже требует ремонта.
Ну, а чем сейчас живёт музей, думаю, лучше узнать посетив его после отмены ограничений, связанных с распространением коронавируса.
Добавлю только, что за последние годы музей подарил нам массу интереснейших выставок: от Айвазовского и Шишкина до Пикассо и Шагала. Такие проекты стали возможны благодаря налаживанию взаимодействия с ведущими музеями России и других стран.
А экспонаты, хранящиеся в фондах музея, таят ещё много загадок. Например, в декабре 2016 года при подготовке выставки о Западно-Европейском искусстве реставраторы нашли записку в немецкой алебарде 17 века.
Бумага местами истлела, но текст частично восстановили и даже перевели со старонемецкого.
Так что с нетерпением ждём открытия музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» и отправляемся за новыми впечатлениями в музей, история которого насчитывает 100 лет.
При подготовке статьи использован фильм из архива телерадиокомпании "Истра", созданный совместно с сотрудниками историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим"