История храма Рождества Христова в селе Рождествено
- четверг, 6 янв 2022, 08:00
- 4
- 4.0K
- четверг, 6 янв 2022, 08:00
- 4
- 4.0K
В 2021 году исполнилось 210 лет с начала строительства церкви Рождества Христова графом Иваном Павловичем Кутайсовым.
В городском округе Истра есть несколько храмов, возведённых и освящённых в честь Рождества Христова. Это Христорождественские церкви в Филатове, Юркине и в деревне Рождествено. Есть храм Рождества Христова на территории Ново-Иерусалимского монастыря и в селе Рождествено (не путать с одноимённой деревней).
У каждого из них – своя история строительства, разрушения и последующего возрождения. По согласованию с краеведом Сергеем Мамаевым, автором книги «Село Рождествено. История в очерках», мы публикуем рассказ о прошлом и настоящем храма Рождества Христова в селе Рождествено.
«Церковь в государеве селе»
Первые сведения о Рождественской церкви находятся в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1628 год: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». В 1646 году при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В селе и двух деревнях насчитывалось 66 крестьянских и 9 бобыльских дворов (146 человек).
В описании 1682 года говорится: «А в селе Рождественном церковь во имя Рождества Христова деревянная, верх шатровой, с трапезою, с трех сторон паперти, на паперть лестница над нижним рундуком, крыто полаткою, а в церкви царские двери с сенью и столбцы, завеса крашенинная, да местных образов: по правую сторону царских дверей – образ Живоначальные Троицы, венцы серебреные резные золочены, образ Рождества Христова, оклад басемной, венцы резные, образ Московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, образ Алексея человека Божия, да святых мученик Димитрия Селунскаго, да Агапия на одной цке[1], образ Николая чудотворца в житье; по левую сторону царских дверей – образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии в киоте[2], образ Рождества Христова <...> перед иконами свеча восковая да шесть свеч деревянных, писанных красками <...> на северных дверях образ Благоразумного разбойника <...> Колокольня на столбу, на ней три колокола, весом по смете пуд в пять».
И далее: «В том селе другая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы деревянная, у ней два предела святаго мученика Дмитрия Селунскаго да преподобного отца Никона, около церкви и перед пределы паперть, на паперть десница[3] в церковь и в пределы, с паперти трои двери <...>. На паперти привешаны два колокола малых, весом оба в пуд. А другой предел (преподобного Никона) не освящен и икон никаких нет».
Постройка новой церкви
В конце XVIII века село Рождествено было пожаловано любимцу императора Павла I графу Ивану Павловичу Кутайсову. Старая деревянная церковь к этому времени настолько обветшала, что в 1810 году Иван Павлович подал прошение о постройке на ее месте новой церкви.
Разрешение на постройку было получено 31 декабря того же года. Из даты окончания строительства, приводимой клировыми ведомостями – 1823 год – можно заключить, что строительство затянулось на 12 лет. Построенную церковь освятили в честь Рождества Христова с приделами Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и святых апостолов Петра и Павла.
Одноглавое здание храма выдержано в стиле зрелого классицизма, напоминающего школу Матвея Казакова. Четверик[4] храма, украшенный с трех сторон четырехколонными портиками[5] под высокими фронтонами[6] на юге и севере, завершен несколько непропорционально маленьким куполом с четырьмя полуциркульными окнами и небольшой вышкой. Крайне невыгодное расположение купола заставляет предполагать о неосуществлении замыслов автора: всего вероятнее, он мыслил себе еще и барабан, который, безусловно, придал бы иной строй всему храму.
Фасады храма были рустованы и расчленены филенками[7], в которые вписаны оконные проёмы. По сравнению с храмом, архитектура примыкающей к нему стройной, с цилиндрическим ярусом звона и завершенной куполом с высоким шпилем, колокольни, интереснее. Привлекают внимание в ее контуре пилястры[8] с непомерно большими капителями[9] почти детского рисунка.
Некоторая несогласованность внешних форм храма искупалась великолепным ампирным иконостасом. Сочетание обычного белого с золотом прекрасно гармонировало с темными вставками живописных образов. Из церковных предметов, пожалуй, ничто не заслуживало особого внимания, за исключением иконы Петра и Павла с белой эмалевой табличкой с надписью: «Благословлены императором Павлом Петровичем граф Иван Павлович и графина Анна Петровна Кутайсовы 1781 год февраль 5-го дня».
В правом приделе храма впоследствии и были захоронены супруги Кутайсовы. Гробница И.П. Кутайсова представляла собой высокий продолговатый гранитный четырехугольник на постаменте, украшенный на поперечных сторонах: с одной – прекрасно выполненным бронзовым гербом в овале с девизом, с другой – барельефной головой Христа в терновом венце. Погребение А.П. Кутайсовой было менее торжественно: сама гробница отсутствовала, доска с накладной надписью находилась на уровне пола. У стены же было приделано мраморное надгробье с крестом.
О том, как храм пережил Отечественную войну, в 1913 году описал диакон Н. П. Виноградов: «Церковь Рождества Христова цела и не¬приятелем неприкосновенна.
Престол и на нем срачица[10], одежда и святой антиминс[11] невредимы. Церковная утварь вся цела, в церкви жемчугу и золота ни на каких вещах не имеется, серебряные вещи находятся в целости, церковных сохраненных вещей зары¬тых не было. К отправлению священнослужения потребные книги есть. Иконостас, в нем иконы и на них оклады и венцы целы и не повреждены. Священно и церковно-служительских домов, построенных оного села помещиком графом Кутайсовым, два: свя¬щеннику и дьячку, у диакона собственный, деревянный, стоят целы, у пономаря не имеется. Приходских дворов 134, в них мужского пола 572, женского пола 614 душ, и все эти дво¬ры целы. Священно и церковно-служители все находятся налицо, у коих ставленные грамоты и указы имеются. У наличных: диакона – сын Алексей, году, у дьячка – Иван, 9 лет, обучается словесному, у пономаря – Николай, году, у просвирни дети Андрей, 18 лет, обучается в Лавре, Яков Николаевы, обучается в Вифании».
От господского дома Кутайсовых до церкви тянулся проспект – прямая липовая аллея, от оврага переходящая в улицу. Эта улица была застроена в начале XX века и получила название «Советская», но старожилы называли ее «пришпектом» на манер Санкт-Петербурга. Через овраг существовал каменный мост. В праздники в церковь по проспекту из имения ехали зимой на расписных возочках, а летом на легких тележках господа, а за ними пешком шла обслуга.
Рождественский приход
После Кутайсовых усадьба Рождествено перешла по наследству Надежде Ивановне Кутайсовой – жене князя Александра Федоровича Голицына, действительного тайного советника. В 1864 году настоятелем церкви в селе Рождествено был священник Василий Иванович Стогов, в приходе было 478 прихожан, 534 прихожанки. Сыновья отца Василия Александр и Николай также впоследствии стали священниками, а сын Владимир – учителем.
В конце XIX века имение Рождествено с деревнями досталось Александре Александровне Толстой, урожденной княжне Голицыной, дочери предыдущих владельцев. Александра Александровна вышла замуж за генерал-майора свиты Иллариона Николаевича Толстого, правнука фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
Последней владелицей усадьбы перед революцией была их дочь, Надежда Илларионовна Толстая, в замужестве Танеева, с детьми – Анной и Сергеем. Анна Сергеевна Танеева, в замужестве Вырубова, – фрейлина последней императрицы Александры Федоровны.
В 1869 году в доме священника была организована земская начальная школа, позже ставшая церковно-приходской. Попечителем школы был владелец усадьбы граф Илларион Николаевич Толстой, а учительствовали в школе члены семьи местного священника Василия Стогова.
По словам Григория Ивановича Шарова, в начале XX века из Рождественской церкви таинственным образом пропала икона Грузинской Богоматери. Нашли её спустя несколько дней в «калистовском» овраге чуть выше нынешнего пруда дома отдыха «Снегири». В этом овраге всегда текла чистая вода, там же висел черпачок, которым можно было зачерпнуть ключевой водицы и утолить жажду. Там из-под бугра со стороны «свиного» болота било множество ключей.
Найденную икону вернули в церковь, но через какое-то время она снова оказалась в этом овраге около построенного в тех местах колодца. И тогда было принято решение построить на этом месте часовню в честь Грузинской Богоматери. Кирпичную часовню возвели в 1904 году и поместили в нее ту самую икону Грузинской Богоматери.
Старожилы вспоминали, что санитарно-эпидемиологическая станция однажды брала для анализа воду в этом колодце и постановила, что вкусовые качества этой воды плохие и она малопригодна для питья, но люди нашли ей другое применение. Во время больших церковных праздников ходили к часовне крестным ходом не только приложиться к иконе, но и за исцелением. Умывались водой из колодца, прикладывали намоченные в воде платки и тряпки к больным местам. И, как бы в жертву за исцеление, оставляли разные вещицы около часовни и колодца.
Часовня была разрушена в начале 30-х годов, колодец позже обвалился, но все равно верующие люди часто приходили к нему освежить лицо и глаза. Сейчас о существовании часовни напоминает лишь небольшой холм, образованный остатками фундамента.
Но вернемся к храму Рождества Христова. Ограду вокруг церкви строили в 1905 году, и она до войны оставалась нетронутой. После оккупации села многие жители остались без жилья, жили в мазанках и землянках, а когда строили себе заново дома, некоторые на постройку печей брали кирпич от церковной ограды. До революции приходу храма принадлежал фруктовый сад, находящийся с восточной стороны церкви. При советской власти он отошел колхозу, а в 1940 году полностью вымерз. Позже это место было отдано под гаражи.
В 1929 году в сторожке Рождественской церкви проживали несколько монахинь, прислуживавших в храме. Это были сестры закрытого в 1928 году Аносинского монастыря. В публикации с характерным для того времени названием «Монашенки сагитировали» говорится, что следует отобрать у монахинь сторожку, якобы необходимую для «общественной работы».
Последний священник
Храм закрыли в 1938 году. Сын Василия Стогова Александр, предпоследний настоятель храма Рождества Христова, был сослан в 1932 году в Новосибирск и после возвращения в село уже не священствовал. Последним настоятелем храма был Сергей Иванович Беляев. Его незаконно арестовали в декабре 1937 года. После этого церковь была закрыта.
Сергей Иванович был арестован «за распространение провокационных слухов о войне, падении советской власти и приходе к власти фашистов». Арест был проведён без санкции прокурора. Сергей Иванович содержался сначала в Таганской тюрьме, затем постановлением УНКВД был осужден на десять лет и сослан. О месте ссылки и смерти отца Сергия ничего не известно. Последнее письмо от него пришло в 1941 году с сообщением, что его вместе с другими заключёнными везут на фронт. В 1966 году постановлением президиума Московского областного суда было отменено постановление УНКВД и дело закрыто за отсутствием состава преступления.
Президиум посчитал, что указанные свидетелями факты являлись обывательскими разговорами, а в ходе предварительного следствия были грубо нарушены нормы УПК: обвиняемого с материалами дела не знакомили, обвинительное заключение прокурором не утверждалось. Расследовавшие дело бывшие сотрудники НКВД были привлечены к уголовной ответственности за фальсификацию.
Во время войны
Во время Великой Отечественной войны Рождествено оказалось в зоне тяжелых боёв, которые происходили здесь в конце ноября – начале декабря 1941 года.
Перед тем как войти в село, немецкие самолёты бомбили окрестности, одна из бомб упала с южной стороны ограды, разрушив её и образовав большую воронку. До войны с церкви были только сняты колокола, внутреннее убранство оставалось целым до прихода немцев. Перед их приходом жители села иконы и другую церковную утварь унесли домой. С началом восстановления храма возвращена была только одна икона с надписью «Сия икона сооружена усердием купца Ивана Петровича Судакова 1906 года 20 мая», ножницы из крестильного набора и печатная Библия на церковно-славянском языке с клеймом священника Александра Стогова.
Наши войска вели артобстрел Рождествена из деревни Лешково – досталось тогда и церкви, где немцы на крыше установили пулемёт и миномёт. Деревянные перекрытия под железом на крыше после артобстрела почти все выгорели. Уходя из Рождествена, немцы оставили на колокольне пулемётчика для прикрытия отходящих частей.
После оккупации храм остался цел, однако позже в церковном сарае стали хранить зерно, а в самом храме – аммиачную селитру, которая и дала толчок к его разрушению. Крыша на церкви текла, удобрения впитывались в стены. Силами рабочих совхоза крышу не раз латали рубероидом, но это мало помогало. Для проезда внутрь тракторов были пробиты большие проёмы вместо глухих окон на северной части западного фасада и на южной части восточного фасада.
В 1985 году на основании программы ремонтно-реставрационных работ по Московской области было принято решение о восстановлении храма Рождества Христова в селе Рождествено.
К 1990 году трестом «Мособлостройреставрация» был разработан проект восстановления храма, а ведущим архитектором Мариной Юрьевной Горячевой создан эскизный проект реставрации церкви и разработаны рабочие чертежи. Уже даже начались проводиться восстановительные работы, в частности, летом 1987 года со сводов были вырублены деревья, но в связи с перестройкой проект так и не был осуществлён.
Печальное зрелище
В 1997 году началось возрождение заброшенной церкви Рождества Христова. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был рукоположен священник Александр Елатомцев, являющийся настоятелем храма по сей день. Храм был передан общине верующих и реставрировался под руководством архитекторов Марины Юрьевны Горячевой, а затем Владимира Яковлевича Кузнецова.
Почти 60 лет храм находился в запустении и к началу последнего десятилетия XX века представлял собой очень печальное зрелище. По ночам за разрушенной церковной оградой жгли костры, распивали спиртные напитки, рыча мотоциклетными моторами и гремя музыкой.
Полностью были утрачены все кровли и завершения здания. В сводах храмовой части имелись значительные проломы. Своды из-за постоянного промокания и замерзания обветшали и были пробиты корнями деревьев, выросших на кровле. Полностью были утрачены все оконные заполнения, полы храмовой части и колокольни, западное крыльцо с папертью, лестница на второй и третий ярус колокольни. В аварийном состоянии находились двери на северном и южном фасадах и в проеме между колокольней и храмовой частью. В простенках по штукатурке местами виднелась покраска красно-кирпичного цвета.
На южном фасаде первого яруса колокольни имелся значительный пролом в стене. На восточной стене над дверным проемом был расположен киот для иконы, перекрытый сверху двумя белокаменными блоками. В северной части колокольни на восточной стене сохранились следы примыкавшей в этом месте, видимо, деревянной лестницы. При внимательном рассмотрении свода первого яруса колокольни были видно, что в центре свода остались небольшие фрагменты росписи сюжета «Всевидящее око».
При осмотре восточной стены второго яруса колокольни была обнаружена заложенная кирпичом дверь, ведущая в подкровельное пространство над храмовой частью. Дверная четверть была не аккуратно выложена, а растесана, что говорит о том, что эта дверь делалась изначально, а потом была заложена. Видимо, она была задумана как выход на небольшой балкон, предназначенный для графской семьи.
В центральной части третьего яруса колокольни над белокаменным карнизом сохранились крест-накрест расположенные балки, на которых когда-то висели колокола.
В 1985 году обвалился шпиль колокольни вместе с крестом, в котором местные жители пытались найти не существующее там золото.
От дубовой двери на северном фасаде частично сохранилось восточное полотно, а на нём — детали от замка и щеколды. С внутренней стороны по периметру полотна были обнаружены маленькие обивочные гвоздики с остатками сукна. Аналогичная дверь на южном фасаде сохранилась значительно лучше. При визуальном её осмотре и обмерах было обнаружено, что в более позднее время в центральной части ее был вырезан проём для входной однопольной дверцы, о чем свидетельствовали сохранившиеся навесные петли.
Интерьер храмовой части сохранился значительно хуже, чем фасады. Штукатурка в нижней части стен была утрачена полностью, стены имели значительные утраты лицевой поверхности кирпича, сильно разрушены подоконные части и разбита кладка в нижней части опорных столбов.
На северной стене северо-восточной части алтаря была обнаружена сохранившаяся растесанная штраба [12] от примыкавшей в этом месте к стене, видимо, печной трубы. Штраба проходит по всей высоте стены слева от оконного проёма. На архивных фотографиях печная труба как раз видна над северо-восточной частью храма.
В паспорте на церковь Рождества Христова, который составлен в 1975 году и хранится в Производственном бюро по охране и реставрации памятников истории и культуры Московской области, описана частично сохранившаяся в скуфье купола композиция «Господь Саваоф». К моменту начала реставрации живопись была утрачена полностью.
Храм начал оживать
Итак, в 1997 году благодаря стараниям настоятеля храма молодого священника Александра Епатомцева, воспитанника известного в христианском мире своими подвижническими делами священнослужителя протоиерея Димитрия Смирнова, храм, едва не рухнув окончательно, начал оживать.
Священник Александр Елатомцев родился в 1972 году в Казахстане в городе Степногорске в семье врача. Жил в Семипалатинске, а с начала 1980-х годов – в Москве. Учась в старших классах средней школы, пришёл к вере под влиянием православной духовной литературы.
По благословению своего духовника Александр Елатомцев окончил медицинское училище и несколько лет работал медбратом в городской клинической больнице №50 города Москвы, одновременно учась на пастырско-богословском факультете Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, который окончил в 1996 году. А уже в следующем году по собственному желанию стал настоятелем храма Рождества Христова в селе Рождествено и принялся поднимать его из руин.
Первым делом храм был расчищен от зарослей на крыше и мусора внутри здания. Хотя за десять лет до этого деревья уже вырубали, но они успели вырасти заново. Берёзы на кирпичной кладке росли очень хорошо. Корни их прямо по сводам спускались до самой земли. Во время выкорчевывания стволов один из боковых сводов рухнул – оказалось, что до этого он висел на корнях деревьев. Остальные боковые своды было решено разрушить и переложить заново. Остался нетронутым только центральный свод.
Потом были заложены дыры, проделанные в советское время для проезда тракторов за удобрениями, и восстановлены своды. Затем сделали сначала временную крышу, потом постоянную, и завершили работы по художественному оформлению куполов.
«Первая служба в возрождающемся приходе, – вспоминает отец Александр, – состоялась в 1997 году на Пасху в местном клубе. А уже на Рождество служба проводилась в храме, точнее, в его полуразрушенных стенах. Окна были затянуы плёнкой, полы наскоро настелены лишь в одном из приделов. Холодно, без отопления, но престольный праздник праздновали в храме».
При реставрационных работах в подвале церкви была найдена старая печь. Первоначально храм отапливался через систему каналов, расположенных под полом и выходящих под окнами, в которые от расположенной в подвале печи запускался теплый воздух. Эта система восстановлению не подлежала, потому что не было специалистов, которые могли бы это восстановить. Поэтому храм стали отапливать сначала с помощью угольного, а позже — газового котла. Других вещей, кроме печи в подвале, найдено не было, как и не было обнаружено никаких подземных ходов, о которых ходили слухи среди местного населения.
В южной части храма был обнаружен фамильный склеп создателей храма. По словам местных жителей, после войны своды склепа обвалились, и внутрь стали лазить местные мальчишки. Учителя Рождественской школы собрались на субботник и забросали обвалившийся склеп кирпичами и землёй. Благодаря этому все остальные останки графа Кутайсова и его жены сохранились до нашего времени. Помимо самих костей, в склепе ещё были обнаружены остатки гроба, части мундира с золотым шитьём, остатки обуви. Гроб был украшен различными латунными табличками с эпитафиями.
При раскопках были найдены только поломанные таблички, а позднее неизвестные подкинули к стенам храма одну целую табличку. Она была также в свое время извлечена из склепа вместе с черепами. Для останков храмоздателей были сделаны новые дубовые гробики, в которые их поместили и 9 сентября 2001 года перезахоронили, отслужив панихиду по полному чину.
А в июне 2003 года на территории дома отдыха «Снегири», в бывшей усадьбе Кутайсовых, был установлен памятник сыну строителей храма, генерал-майору от артиллерии Александру Ивановичу Кутайсову, погибшему на Бородинском поле в 1812 году.
Освящение памятника было совершено архиепископом Можайским Григорием. Скульптурный монумент создан молодым московским скульптором, уроженцем этих мест, прихожанином храма Рождества Христова Денисом Петровым, учеником известного московского скульптора, профессора, академика Александра Ивановича Бурганова и талантливого скульптора Веры Михайловны Акимушкиной.
За алтарём храма был обнаружен старинный некрополь, совершенно разорённый. Все могильные плиты были стащены бульдозером под одно дерево. По словам старожилов, граф Илларион Николаевич Толстой и его жена Александра Александровна тоже были похоронены на церковной территории с юго-восточной стороны храма. Специальных раскопок на территории не проводили и их склеп пока не найден.
Сейчас около храма три могилы. У стены храма был обнаружен склеп с захоронением священника. По всей видимости, это Василий Стогов. Его останки были перезахоронены в этом же месте. Железный крест поставила прихожанка храма, у которой здесь похоронена мать, расстрелянная во время войны. Последняя могила принадлежит алтарнику храма Булатецкому Николаю Ивановичу, умершему несколько лет назад.
Под святым крестом
В 1999 году в день Апостола Андрея Первозванного над куполом храма был воздвигнут крест. К 2001 году храм уже был оштукатурен и снаружи и изнутри. Весь цикл реставрационных работ был сделан полностью и можно было бы начинать заниматься росписью. Но из-за впитавшейся в стены селитры начала отваливаться вся штукатурка. Её пришлось полностью сбивать вместе с внешней частью кирпичной кладки и оштукатуривать все стены заново. После окончания работ незначительные пятна от злополучной селитры стали проявляться снова.
Вскоре после начала восстановления при храме открылась воскресная школа: храм предназначен для просвещения народа, а в том числе и детей. Общеобразовательная школа потеряла воспитательно-попечительскую функцию, а в воскресной школе ребят кормили обедом, они делали уроки, играли, занимались с воспитателями и даже образовали небольшую театральную студию.
Забота о возрождении духовных устоев сподвигла настоятеля храма на создание первой в районе православной общеобразовательной школы, которая, несмотря на препятствия со стороны местных официальных структур, по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в 2002 году была открыта в маленьком флигеле Рождественской средней школы. Ныне продолжается строительство нового здания на месте дореволюционной школы, находившейся на территории прихода.
С 2001 по 2004 год при храме Рождества Христова издавалась первая в районе православная приходская газета «Одна семья». Исходя из просветительской задачи, в газете постоянно публиковались жития святых, задавались вопросы священнику, рассказывалось о храме Рождества Христова и жизни соседних приходов. Второй важной целью создания газеты было ознакомление всех, а главное родителей, с работой и принципами зарождающейся православной школы.
Спустя одиннадцать лет после начала восстановления храм начинает приобретать свой первозданный вид – полностью снаружи оштукатурен, окрашен в прежний красно-кирпичный цвет, окна облицованы рустами. Продолжаются работы и по восстановления интерьера.
[1] Цка – икона.
[2] Киот – особый украшенный шкафчик для икон.
[3] Десница – устаревшее название правой (десной) руки.
[4] Четверик – четырёхугольное в плане сооружение или часть сооружения.
[5] Портик – ряд колонн, объединенных аттиком или фронтоном, помещенный перед фасадом здания.
[6] Фронтон – завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
[7] Филенка – выделенные тонкими профилированными рамками участки стены.
[8] Пилястра – плоский вертикальный выступ стены. Является преимущественно декоративным элементом, служащим для вертикального членения плоскости стены.
[9] Капитель – венчающая часть колонны или пилястра.
[10] Срачица – нижнее облачение престола – льняное покрывало, символически являющее плащаницу Иисуса Христа.
[11] Антиминс – плат с зашитыми частицами мощей христианских святых и надписанием епископа. Обычно четырехугольный, из шёлковой или льняной материи.
[12] Штраба – канавка в бетоне или кирпиче для прокладки проводки или труб.
В материале использованы фото с сайта храма Рождества Христова