Георгиевская лента. «Он погиб за веру и Отечество»
- понедельник, 25 май 2020, 16:30
- 3
- 4.5K
- понедельник, 25 май 2020, 16:30
- 3
- 4.5K
Евгений Родионов, как и все мальчишки, родившиеся в семидесятых годах двадцатого века, знал Великую Отечественную войну только по учебникам, рассказам и фотографиям. Однако судьба распорядилась так, что сегодня мы вспоминаем его как воина-героя, потому что погиб он, защищая свое Отечество и свою веру.
Родился Женя 23 мая 1977 года селе Чибирлей, Пензенской областии. Был призван на срочную службу 25 июня 1995года в пограничные войска Федеральной Пограничной Службы России. Проходил боевую подготовку в учебном подразделении. 13 января 1996 года направлен на боевую стажировку в Кавказский Особый Пограничный Округ в Назрановский пограничный отряд, где выполнял служебно-боевые задачи по охране и обороне административной границы с Чеченской Республикой. Шла первая Чеченская война. 14 февраля 1996 года, Евгений вместе с тремя боевыми товарищами, такими же 19-летними парнями, заступили на боевое дежурство.
Ими была остановлена машина «Скорой помощи» которой управлял бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. В карете «скорой помощи» боевики перевозили оружие. При попытке наших пограничников досмотреть машину ребят захватили в плен.
Родителям солдат сначала сообщили, что их сыновья – дезертиры. Домой к матери Жени Родионова, приходили милиционеры, искать пропавшего пограничника. Ольга Васильевна тогда не поверила в предательство сына. Не поверила, что ее Женя струсил, бросил товарищей, бежал. Не смогла этого принять и поехала сама в зону боевых действий искать сына.
«Я растила его мужественным и честным, добрым человеком, — рассказывала Ольга Васильевна уже после тех страшных событий. — У нас в Великую Отечественную войну два деда пропали без вести, День Победы для нас с сыном был священный праздник. Мы за братскими могилами ухаживали…»
После 100 дней плена и жестоких пыток Евгению Родионову предложили принять ислам и снять нательный крест. Женя не сделал этого и погиб. Ему отрезали голову. Трое его товарищей тоже приняли смерть. Александр Железнов и Игорь Яковлев были расстреляны, Андрея Трусова, как и Евгения, обезглавили.
Это случилось в праздник Вознесения Господня, 23 мая 1996 года. Дата рождения Жени стала для него днем мученической кончины.
Любовь Васильевна Родионова долго искала сына в Чечне. Найти тело удалось только после того, как она заплатила убийцам за то, чтобы ей показали место захоронения. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался».
Мать выкопала обезглавленное тело Жени, чтобы похоронить на родине по христианскому обычаю. Опознала она сына по нательному крестику.
Евгений Родионов посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России».
В городском округе Истра, на территории Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея есть Аллея славы, в память о тех, кто погиб в «Горячих точках». Там растёт и Женина березка. Спустя 21 год после начала первой Чеченской войны участники патриотического объединения ветеранов пограничной службы «Рубеж» установили здесь памятный камень с табличкой, прославляющей доблесть русского воина.
Мама Евгения Родионова тоже бывает здесь. Она дружит с ребятами из «Рубежа». После смерти сына стала ездить по госпиталям, где лечились раненые бойцы.
Брала шефство над ребятами, помогала собирать для них деньги, в том числе и с помощью храма Благовещения в Павловской слободе. Потеряв сына, она стала солдатской матерью для других искалеченных ребят… Бывая на встречах в Павловской Слободе с другими матерями, потерявшими сыновей на войне, общаясь с ветеранами из организации «Рубеж», Ольга Васильевна всегда благодарит за память, за тепло и любовь.
Евгений Родионов не был официально канонизирован, но как написано на страничке храма Казанской иконы Божией Матери: «Почитание вчерашних мальчишек, настоящих русских воинов, сложивших свои головы за веру и Отечество, стало подлинно народным и, как это не раз бывало в истории Церкви, опередило официальную их канонизацию».
23 мая на литургию и литию на могиле Жени в подмосковное Сатино по традиции приезжают воины, прошедшие Чечню, Афганистан, приходят старики – ветераны Великой Отечественной, привозят детей – воспитанников воскресных школ, скаутов из разных стран.
Подвиг Жени и его товарищей стал известен далеко за пределами России. В Сербии и Черногории Женя – местночтимый святой «мученик Евгений Русский». Новомученик Евгений Воин упоминается православными капелланами армии США в заупокойных службах. Музеи Евгения Родионова открыты в Кривом Роге и селе Вольное Днепропетровской области. На Афоне написана икона воина-мученика Евгения, ее копии монахи рассылают как благословение Святой Горы военнослужащим. Первый Свято-Евгеньевский храм в нашей стране был построен руками пограничников в 2002 г. в Горном Алтае – на стыке границ России, Китая, Казахстана и Монголии. Свято-Евгеньевская церковь возведена на родине Жени – в селе Чибирлей Пензенской области. В Кузнецке Пензенской области его именем названа школа №4. Свое благословение на строительство часовни в честь воина-мученика Евгения в Переславле-Залесском дал духовник Святейшего Патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин).
28 мая в России отмечают «День пограничника». Вечная память всем, кто погиб, исполняя свой долг на рубежах нашей страны.
При подготовке статьи использованы материалы из архива ТРК "Истра".