Две святыни. Сопоставляем факты из истории храмов Воскресения в Иерусалиме и в Новом Иерусалиме
- четверг, 18 ноя 2021, 15:23
-
15
-
5.7K
- четверг, 18 ноя 2021, 15:23
-
15
-
5.7K
Этот текст ни в коей мере не претендует на статус исторического или краеведческого изыскания. Я просто приглашаю читателя к размышлению.
Совсем недавно возле Воскресенского собора высадили вишнёвые деревья. Представитель монастыря перед началом работ рассказал участникам проекта «Сад моей мечты» об истории создания Русской Палестины.
Эта лекция, прослушанная мной в очередной раз, натолкнула на мысль, что судьба пространственной иконы, которую задумал Патриарх Никон в Новом Иерусалиме, дабы воссоздать святые места спасительных страстей и Воскресения Христова, перекликается с судьбой прообраза – Воскресенского храма, или Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Сопоставим только некоторые общеизвестные факты, неоднократно описанные в открытых источниках.
Итак, в 325 году царица Елена, мать римского императора Константина Великого, позже причисленная к лику святых, совершает паломничество в Святую Землю. Там по её указанию проводят раскопки и находят Животворящий крест, на котором был распят Иисус, и пещеру, в которой по преданию Он был погребён.
На месте находок святая Елена заложила Храм Гроба Господня, который освятили в 335 году.
Перенесёмся на подмосковную землю. В 1656 году Патриарх Никон покупает у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское и основывает здесь монастырь. 1657 году в Воскресенском монастыре в присутствии царя Алексея Михайловича был освящён первый деревянный храм. Именно тогда, осмотрев окрестности с Елеонского холма, царь нашёл их похожими на Святую Землю, описанную в библейских текстах и словно бы предуготованными Богом для устроения монастыря.
Путеводитель по Ново-Иерусалимскому монастырю повествует: «Царь Алексей Михайлович, как «второй Константин», назвал обитель Воскресенским монастырем Нового Иерусалима, что нашло отражение в нескольких документах».
Как известно, названия близлежащих холмов, водоёмов были изменены в соответствии с библейскими прототипами. Таким образом, произошло символическое обретение образа Святой земли, но уже не в Палестине во времена Константина Великого, а в XVII веке под Москвой.
Христианская святыня в Иерусалиме с VII до начала XI века неоднократно подвергалась разрушениям во время персидских и арабских завоеваний, но каждый раз её восстанавливали.
В конце XII века крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были также возведены новые сооружения: пятиярусная колокольня и Католикон, примкнувшие с востока к ротонде.
По образу и подобию этого храма Патриарх Никон и возводит Воскресенский собор в Подмосковье.
Как Никону удалось построить храм, воспроизводящий в своем плане Иерусалимский собор?
Арсений (Суханов) деятель Русской Церкви XVII века, келарь Троице-Сергиева монастыря, дипломат, путешественник, писатель, библиограф, глава Московского Печатного двора совершил несколько путешествий на Восток. Он доставил Патриарху деревянную модель храма Гроба Господня, подаренную Никону Иерусалимским патриархом Паисием. Уникальная реликвия и сейчас хранится в музее «Новый Иерусалим».
Кроме того, при строительстве Воскресенского собора в Новом Иерусалиме использовались гравюры по рисункам Бернардино Амико, выполненные в 1596 году, и написанный Арсением (Сухановым) «Проскинетарий», своеобразный отчёт о хождении на Восток, который содержал описание и обмеры святыни в Иерусалиме.
Однако не всё задуманное удается осуществить Патриарху Никону. Нет, конечно, в Новом Иерусалиме в XVII веке не было ни персидских, ни арабских завоевателей.
Препятствием на пути воплощения замысла Русской Палестины стали политические разногласия внутри страны.
В 1658 году Никон оставляет первосвятительскую кафедру. Он переселяется в строящуюся обитель и возводит собор до сводов. Закончить строительство не удаётся. В 1666 году церковный собор с участием Вселенских Патриархов осуждает Никона. Низложенный Патриарх был сослан в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь.
Строительные работы в Новом Иерусалиме останавливаются и будут возобновлены только в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича. Завершения своего замысла Никон уже не увидел. Он скончался по дороге из ссылки в 1681 году, а через четыре года, в 1685 г., Воскресенский собор в Новом Иерусалиме был освящён Патриархом Иоакимом.
А что же в Иерусалиме? Там новые разрушения, на этот раз их принёс пожар в 1808 году. Огонь уничтожил деревянный шатёр над Анастасисом, были повреждены стены Кувуклии. Начинается долгое восстановление храма Гроба Господня в Святой Земле.
На экскурсии в Новом Иерусалиме, представитель монастыря рассказал, что после пожара греческие мастера приезжали в наш собор, дабы снять мерки уже с подмосковной Кувуклии и по ним восстановить святыню в Иерусалиме.
Более того, на реставрацию Иерусалимского храма требовались огромные средства, и несмотря на то, что Россия воевала с Наполеоном (1812 г.), в наших церквях собирали пожертвования «на Гроб Господень» в Святой Земле.
«Пожертвования из России поступали в Иерусалим на протяжении всей Отечественной войны», – пишет автор статьи «Русские паломники у Гроба Господня» в альманахе «Альфа и омега». После победы над Наполеоном поступления увеличились.
В 1860-х гг. в Иерусалимском соборе был сооружён полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого.
“Храм Воскресения своим внутренним видом, иконостасом в четыре яруса, своими стенными украшениями, включая сюда и формы для сидения, расположенные по бокам панели, вполне напоминает соборы Московского Кремля, — отмечалось в церковной печати. — И точно, главные украшения этого храма — дар России: наместные иконы в иконостасе русской работы, иконы страданий Христа на боковых стенах — жертва императора Александра I, три большие паникадила, из которых среднее чистого серебра, пожертвованы императором Николаем I. К числу особенностей храма Воскресения можно отнести изображение на царских вратах двуглавого византийского орла, перешедшего потом в русский герб”, — приводит автор той же статьи цитату из сочинений священника К. Фоменко.
Дары из России в Иерусалимскую Патриархию поступали и ранее.
Между тем в 18 веке в Воскресенском соборе Нового Иерусалима обрушилась ротонда. Рассматривались несколько вариантов восстановления. В 1754 году архимандрит Амвросий обратился к Растрелли с идеей возведения деревянного шатра, покрытого кровельным железом, по аналогии с существовавшим тогда шатром в иерусалимском храме. В 1754 году Растрелли создал второй проект восстановления ротонды с сохранением имеющихся частей и возведением деревянного шатра. В этот же период в Ново-Иерусалиском соборе появляются и украшения в стиле барокко.
1927 год, Иерусалим. Кувуклия и купол Католикона повреждены в результате землетрясения. В середине XX века здесь задумывали существенную перестройку храма, но помешала Вторая мировая война.
Двадцатый век приносит разрушения и Воскресенскому собору на Истринской земле. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году Ново-Иерусалимский монастырь, который после революции 1917 года передали музею, был взорван. Казалось, что собор никогда не поднимется из руин...
Первым свидетельством работ по учёту ущерба в Новоиерусалимском музее является акт, составленный Комиссией из представителей ГИМ и Института истории материальной культуры Академии Наук СССР.
24–25 января 1942 г. представителями комиссии было установлено: «Взорваны: все восемь башен монастырской стены и надвратная церковь над „Святыми вратами“; центральный памятник музея-монастыря, знаменитый Воскресенский собор с колокольней, особенно сильно пострадавший в своих основных частях, от взрывов, произведённых в нем немцами при отступлении из Истры.
Сожжены: комплекс зданий — царский дворец, Вифлеемская церковь, настоятельские покои, в которых был размещен Московский областной музей. Кровля сохранилась только над церковью; братский корпус с трапезной (бывший дворец Татьяны Михайловны); три каменных корпуса, примыкающие к северной и восточной стенам монастыря; деревянные одноэтажные постройки, как-то: клуб музея в юго-западном углу ограды, канцелярия, две лаборатории и жилой домик сотрудников около Гефсиманской башни — сожжены дотла».
Однако к разработке проекта восстановления Ново-Иерусалимского монастыря бригада Академпроекта приступила уже в 1942 году. В ноябре 1950 на территории монастыря начались работы по разбору завалов и реставрации.
В ведении музея монастырь оставался до 1994 года.
В 1959 году началась основательная реставрация и здания собора в историческом Иерусалиме. В конце 2013 года на колокольне был установлен последний недостающий колокол, изготовленный в России специально для Иерусалимской святыни.
Заметим, что в этом же 2013 году, в рамках масштабных восстановительно-реставрационных работ, начавшихся вскоре после совместного посещения монастыря летом 2008 года патриархом Алексием II и президентом России Дмитрием Медведевым, в реставрируемой колокольне Воскресенского Ново-Иерусалимского собора установили первый Воскресенский колокол.
30 сентября 2013 года прошло торжественное открытие самой колокольни Воскресенского собора в Новом Иерусалиме.
Так что оба храма Воскресения, в Иерусалиме и в Новом Иерусалиме, зазвучали в полный голос почти одновременно.
Последние масштабные реставрации обоих храмов даже завершились практически в одни годы. В 2016 году отреставрированный Воскресенский собор в Новом Иерусалиме отпраздновал свою первую Пасху, Благодатный огонь сюда привезли из Иерусалима.
Через год после этого события, в 2017, масштабные реставрационные работы собора завершились и в Святой Земле.
Получается, что на протяжении веков Воскресенские соборы в Святой земле и в Русской Палестине подвергались разрушениям, но каждый раз возрождались, словно подтверждая свои названия, вновь и вновь являя верующим промысел Божий.
Через поколения святые места продолжают жить в сердцах верующих людей. Потому и стекаются люди к храму Гроба Господня (Воскресенскому) в Иерусалиме.
... И сажают сад у стен Воскресенского собора в Новом Иерусалиме.
Мне как человеку, живущему рядом с Новым Иерусалимом, именно так видится пересечение судеб двух святынь…
А что вы думаете по этому поводу?
В статье использованы материалы ТРК «Истра», фото из архивов музея «Новый Иерусалим» и из личного архива Анастасии Корольченко, сделанные в Иерусалиме в 2019 году.