Загадки Ново-Иерусалимской обители
- четверг, 2 июл 2020, 15:49
- 14
- 5.0K
- четверг, 2 июл 2020, 15:49
- 14
- 5.0K
Официально об окончании реставрации Ново-Иерусалимского монастыря объявили в 2017 году. Что интересного в ходе работ нашли археологи?
Лето – прекрасное время для путешествий и открытий. Пандемия нарушила планы тех, кого влекут заморские страны, но одновременно открыла новые горизонты внутреннего туризма. Да, у нас есть что посмотреть, а главное – есть много мест, где всё, кажется, дышит историей.
В 2017 году завершилась комплексная научная реставрация Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Напомним, в 2008 году по инициативе патриарха Алексия второго был создан Благотворительный фонд по восстановлению обители, с 2009 приступили к реставрации. Работы продолжались почти 10 лет. Подчеркнём, что это был не ремонт, а именно реставрация, а значит, и большая исследовательская работа.
Для проведения археологических исследований, охраны культурного слоя и скрытых под землей руин, Российская академия наук создала Ново-Иерусалимскую экспедицию Института археологии. За время проведения реставрации были изучены археологические объекты на всей территории монастыря и в прилегающих зонах на огромной площади, достигающей 24 000 кв.м.
В составе ансамбля монастыря появилось до 40 новых, ранее неизвестных или считавшихся утраченными, объектов XVII-XVIII веков. За время работы экспедиции наши корреспонденты не раз встречались с ее руководителем, доктором исторических наук, членом-корреспондентом РАН Леонидом Беляевым. О некоторых интересных находках и хотелось бы сегодня вам рассказать.
Итак, представьте, что вы стоите лицом к главному входу на территорию монастыря. По правую руку – северный склон холма, на котором расположена обитель. Вот здесь и была сделана уникальная, с точки зрения археологии, находка, – горны для обжига керамических изразцов 17 века, т.е периода строительства монастыря при патриархе Никоне. Они оказались как бы врезаны в холм и практически полностью сохранились.
Леонид Андреевич Беляев рассказал, что именно здесь ученые смогли впервые увидеть полный процесс обжига того времени, все детали, элементы и саму архитектуру горнов.
Сохранились две подземные печи, над ними — камеры с соплами, через которые горячий воздух поднимался наверх. Обнаружили археологи и сохранившийся так называемый печной припас.
Это маленькие глиняные фигурки, которые помогали древним гончарам уставлять изразцы так, чтобы они после подсушки на солнце не деформировались. «Здесь обжигали красноглиняные довольно крупные декоративные архитектурные формы. Последняя партия изразцов не была выгружена из сооружения, и на одной из колонок археологи обнаружили дату, записанную древнерусскими буквами.
Обозначают они 1690 год.», – рассказал нам Леонид Андреевич. Это значит, что работы по обжигу изразцов велись здесь и после смерти патриарха Никона.
Среди десятков видов продукции, обнаруженной в горнах, внимание учёных привлекли крупные формы, складывающиеся в архитектурные ансамбли. Подобные мотивы встречаются в изразцовом убранстве монастыря, но по словам начальника камеральной лаборатории Ново-Иерусалимской экспедиции Ольги Глазуновой, именно такой композиции в монастырском ансамбле нет. Предполагается, что это фрагменты изразцового иконостаса, который так и не был установлен.
Найденные изразцы прошли только первый обжиг. Все они имеют цвет красной глины, и следов поливы на них нет, но на самом горне она прекрасно сохранилась в виде разноцветных пятен.
Напомним, что именно здесь, в мастерских патриарха Никона, впервые на Руси мастера стали делать полихромные, то есть многоцветные изразцы, их мы можем увидеть в убранстве Ново-Иерусалимского монастыря и сегодня.
Ещё одна уникальная находка археологов – керамическая икона, образ Господа Иисуса Христа. Нашли её в 2012 году во рве, среди обломков бракованных изразцов, недалеко от входа на территорию монастыря. Обнаружили икону, конечно, тоже не в целом состоянии, пришлось собирать и склеивать из осколков. Эксперт Ольга Глазунова рассказала, что уже на воссозданном специалистами изображении можно увидеть трещину, которая идёт через лик Спасителя.
Причём с одной стороны трещина уже, с другой – шире. «Можно предположить, что изразец начал коробиться при обжиге, поэтому и обнаружили мы эту икону среди бракованных изразцов».
Икона, выполненная в изразцовой технике, датируется 17 веком, уникальность её в том, что в то время на территории России практически не было керамических икон.
22 ноября 2018 года в Комплексе Трапезных палат Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря открылась экспозиция, посвящённая истории и археологии в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.
В первом зале представлена богатая коллекция находок, демонстрирующая не только монастырский быт, но и общемировой уровень художественной культуры в момент высшего расцвета народно-церковного искусства Московской Руси и Российской империи во второй половине XVII - начале XVIII вв.
Особое место в экспозиции занимает специально разработанный археологический макет, на котором подробно представлены основные формы рельефа Нового Иерусалима и его здания, а также обозначены главные зоны археологических раскопок и наблюдений, которые велись в ходе реставрационных работ в 2009-2017 гг. Восемь особенно интересных участков раскопок воссозданы по чертежам и представлены на макете отдельно.
Второй зал посвящён истории воссоздания Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В зале представлены материалы об истории возрождения святой обители и проведенных в последние годы реставрационных работах, часть из которых поражает своей сложностью и уникальностью.
Ну а я буду и дальше рассказывать вам об интересных моментах реставрации обители. Поверьте, рассказать есть о чём.
При подготовке статьи использованы материалы из архива ТРК "Истра".