Загадки Ново-Иерусалимской обители

Официально об окончании реставрации Ново-Иерусалимского монастыря объявили в 2017 году. Что интересного в ходе работ нашли археологи?

Лето – прекрасное время для путешествий и  открытий. Пандемия нарушила планы тех, кого влекут заморские страны, но одновременно открыла новые горизонты внутреннего туризма. Да, у нас есть что посмотреть, а главное – есть много мест, где всё, кажется, дышит историей.

В 2017 году завершилась комплексная научная реставрация Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Напомним, в 2008 году по инициативе патриарха Алексия второго был создан Благотворительный фонд по восстановлению обители, с 2009 приступили к реставрации. Работы продолжались почти 10 лет. Подчеркнём, что это был не ремонт, а именно реставрация, а значит, и большая исследовательская работа.

Для проведения археологических исследований, охраны культурного слоя и скрытых под землей руин, Российская академия наук создала Ново-Иерусалимскую экспедицию Института археологии. За время проведения реставрации были изучены археологические объекты на всей территории монастыря и в прилегающих зонах на огромной площади, достигающей 24 000 кв.м.

В составе ансамбля монастыря появилось до 40 новых, ранее неизвестных или считавшихся утраченными, объектов XVII-XVIII веков. За время работы экспедиции наши корреспонденты не раз встречались с ее руководителем, доктором исторических наук, членом-корреспондентом РАН Леонидом Беляевым. О некоторых интересных находках и хотелось бы сегодня вам рассказать.

Итак, представьте, что вы стоите лицом к главному входу на территорию монастыря. По правую руку – северный склон холма, на котором расположена обитель. Вот здесь и была сделана уникальная, с точки зрения археологии, находка, – горны для обжига керамических изразцов 17 века, т.е периода строительства монастыря при патриархе Никоне. Они оказались как бы врезаны в холм и практически полностью сохранились.

Леонид Андреевич Беляев рассказал, что именно здесь ученые смогли впервые увидеть полный процесс обжига того времени, все детали, элементы и саму архитектуру горнов.

Сохранились две подземные печи, над ними — камеры с соплами, через которые горячий воздух поднимался наверх. Обнаружили археологи и сохранившийся так называемый печной припас.

Это маленькие глиняные фигурки, которые помогали древним гончарам уставлять изразцы так, чтобы они после подсушки на солнце не деформировались. «Здесь обжигали красноглиняные довольно крупные декоративные архитектурные формы. Последняя партия изразцов не была выгружена из сооружения, и на одной из колонок археологи обнаружили дату, записанную древнерусскими буквами.

Обозначают они 1690 год.», – рассказал нам Леонид Андреевич. Это значит, что работы по обжигу изразцов велись здесь и после смерти патриарха Никона.

Среди десятков видов продукции, обнаруженной в горнах, внимание учёных привлекли крупные формы, складывающиеся в архитектурные ансамбли. Подобные мотивы встречаются в изразцовом убранстве монастыря, но по словам начальника камеральной лаборатории Ново-Иерусалимской экспедиции Ольги Глазуновой, именно такой композиции в монастырском ансамбле нет. Предполагается, что это фрагменты изразцового иконостаса, который так и не был установлен.

Найденные изразцы прошли только первый обжиг. Все они имеют цвет красной глины, и следов поливы на них нет, но на самом горне она прекрасно сохранилась в виде разноцветных пятен.

Напомним, что именно здесь, в мастерских патриарха Никона, впервые на Руси мастера стали делать полихромные, то есть многоцветные изразцы, их мы можем увидеть в убранстве Ново-Иерусалимского монастыря и сегодня.

Ещё одна уникальная находка археологов – керамическая икона, образ Господа Иисуса Христа. Нашли её в 2012 году во рве, среди обломков бракованных изразцов, недалеко от входа на территорию монастыря. Обнаружили икону, конечно, тоже не в целом состоянии, пришлось собирать и склеивать из осколков. Эксперт Ольга Глазунова рассказала, что уже на воссозданном специалистами изображении можно увидеть трещину, которая идёт через лик Спасителя.

Причём с одной стороны трещина уже, с другой – шире. «Можно предположить, что изразец начал коробиться при обжиге, поэтому и обнаружили мы эту икону среди бракованных изразцов».

Икона, выполненная в изразцовой технике, датируется 17 веком, уникальность её в том, что в то время на территории России практически не было керамических икон.

22 ноября 2018 года в Комплексе Трапезных палат Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря открылась экспозиция, посвящённая истории и археологии в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.

В первом зале представлена богатая коллекция находок, демонстрирующая не только монастырский быт, но и общемировой уровень художественной культуры в момент высшего расцвета народно-церковного искусства Московской Руси и Российской империи во второй половине XVII - начале XVIII вв.

Особое место в экспозиции занимает специально разработанный археологический макет, на котором подробно представлены основные формы рельефа Нового Иерусалима и его здания, а также обозначены главные зоны археологических раскопок и наблюдений, которые велись в ходе реставрационных работ в 2009-2017 гг. Восемь особенно интересных участков раскопок воссозданы по чертежам и представлены на макете отдельно.

Второй зал посвящён истории воссоздания Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.  В зале представлены материалы об истории возрождения святой обители и проведенных в последние годы реставрационных работах, часть из которых поражает своей сложностью и уникальностью.

Ну а я буду и дальше рассказывать вам об интересных моментах реставрации обители. Поверьте, рассказать есть о чём.

При подготовке статьи использованы материалы из архива ТРК "Истра".

 

 


Поделитесь историей

Звучащие иконы Нового Иерусалима История конституции в картинках

Комментарии (12)

Написать комментарий

  • author
    Гость

    Сравнивая реставрацию монастыря в Советское время и в нынешнее, вижу что главный храм собора стал другим, с моей точки зрения изменения в худшую сторону. Итак немного истории, что до нас дошло. Буду писать только о высотах главного храма, не касаясь всего комплекса. При строительстве Храма при Никоне надо иметь ввиду что метрической системы мер тогда не было, только саженная. Высота ротонды составляет 16 народных саженей, что в метрах составит 16х1,76 м = 28,16 метра. Высота шатра была 12 церковных саженей, что составляет 12х1,864 м = 22,37 метра. Глава с крестом составляла 6 народных саженей, равных 6х1,76 = 10,56 метра. Общая высота 61,09 метра. После того как в начале 18 века фундамент лопнул, причина отдельный разговор, была произведена реставрация в середине века, архитектором Растрелли. Он, не трогая высоту ротонды и шатра, изменил размеры главы с крестом в большую сторону. Это повлекло за собой увеличение площади верхней части шатра и следовательно ширины верхних граней усечённого двадцатигранника. Кликните, для просмотра комментария

    Четверг , 27 авг. в 07:36 Ответить

    • author
      Гость
      Гость

      Растрелли увеличил диаметр главы и следовательно диаметр основания главы. Её высота, вместе с крестом, составила 7 греческих саженей, что равно 7х2,304 м = 16,13 метра. Общая высота Храма составила 66,66 метра, что на 5,57 метра больше чем в постройке Никона. Также изменились размеры люкарен шатра, они стали немного шире. Также изменились внутренние объёмы Храма, пространство под шатром увеличилось, возможно улучшилась акустика, судить не могу, но заходя в Храм Советской реставрации и нынешней кажется акустика не стала лучше. Но это субъективно. Высота главы без креста составила 6 царских саженей, что равно 6х1,974 м = 11,85 метра. Соотношение шатра и главы без креста составляет 11,85 / 22,37 = 0,529, это вторая функция Жолтовского, хотя тогда этого понятия не было, были гармоничные расчёты архитектора по саженной системе. Говорят что нынешняя реставрация произведена по проекту Никона, но цифр в открытых источниках я не нашёл, возможно церковный секрет. Кликните, для просмотра комментария

      Четверг , 27 авг. в 07:59 Ответить

    • author
      Гость
      Гость

      Сравнивая фото уже разобранного главного Храма Советской реставрации и фото после реставрации сегодняшней, невольно обращаешь внимание что реставрация по проекту Растрелли и наброскам Щусева гораздо гармоничней и красивей, как бы воздушней, легче. Если рассматривать Храм по высоте ,с точки зрения Вурфных соотношений, то он идеален, как всё живое. Как известно Вурфные соотношения триединства гармоничны когда их соотношение равно W=1.309... Итак в метрической системе Глава высотой а=16,13 метра, шатёр в=22,37 метра, ротонда с=28,17 метра,просчитаем их соотношения между собой W= (а+в)(в+с)/в(а+в+с) = 1,305, это почти идеальные соотношения "Золотого Вурфа", полная гармония. Вот что значит что расчёт был сделан по саженной системе с использованием первой и второй группы саженей в гармоничном их сочетании. Раньше проезжая мимо монастыря взгляд невольно останавливался на Храме. Сейчас он менее притягателен, хотя вокруг всё побелено и покрашено, гармония не та. Кликните, для просмотра комментария

      Четверг , 27 авг. в 11:58 Ответить

  • author
    Гость

    Могут и наградить. Посмертно! Кликните, для просмотра комментария

    Пятница , 17 июл. в 20:34 Ответить

  • author
    Гость

    Все "новости" - времен Очакова и покорения Крыма. Путин качества новостей не меняет. Не стыдно ли тащиться в хвосте событий? Отключите от комментариев детей, с их вечным "А, король голый!" Кликните, для просмотра комментария

    Пятница , 10 июл. в 20:58 Ответить

  • author
    Гость

    С Еленой АЁшиной я по работе пересекаюсь больше 10-ти лет. Более ответственного корреспондента в жизни не встречал. По её сюжетам, репортажам она - точно НОМЕР 1 ! Просто нужно понимать, что Ирф - это новостное СМИ а не средство для исторических исследований. А если кто "умнее" - пишите и публикуйтесь - найдёте где. Или на работу в Ирф попроситесь. Может Вам и заплатят даже. В чём я лично сомневаюсь... Кликните, для просмотра комментария

    Среда , 08 июл. в 17:44 Ответить

  • author
    Гость

    "Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу Любовь к родному пепелищу Любовь к отеческим гробам" Какое чувство овладеет Вами, когда на могиле своих отца и матери увидите не плиту с их именами, а табличку "Захоронение ХХ века"? Кликните, для просмотра комментария

    Понедельник , 06 июл. в 15:32 Ответить

Обсудить


Гость