«Взрослым надо позаботиться о сбережении детского доверия к жизни...»
- вторник, 8 июн 2021, 17:12
- 2
- 3.5K
- вторник, 8 июн 2021, 17:12
- 2
- 3.5K
С бывшим директором Костровской средней общеобразовательной школы Натальей Корольченко я встретилась в нашей деревне в День защиты детей. Уже год, как Наталья Федоровна не работает в школе, а темы разговора всё сворачивают на «тропинку образования». Видимо, и вправду — не бывает бывших педагогов. Что в сегодняшней системе образования волнует заслуженного учителя России?
В прошлом году исполнилось 45 лет с того момента, когда Корольченко пришла работать в Костровскую сельскую школу.
Поговорить с учителем такого уровня и масштаба всегда интересно, а тут как раз повод появился. Дело в том, что ученики нынешнего одиннадцатого класса после своего Последнего школьного звонка решили поехать в церковь. Возможно, читателя удивит решение старшеклассников, но для школы в Кострове это вполне закономерно. Именно при Наталье Фёдоровне настоятель храма Святителя Николая в Мансурове отец Вадим и школьники стали друзьями.
Ученики пригласили в эту поездку своего экс-директора. Человека, который 11 лет назад встречал их у порога школы добрыми напутственными словами, а в 10 классе учил постигать красоту и философию русской литературы, Наталью Фёдоровну Корольченко.
Наталья Фёдоровна предложила мне зайти к ней на чашку чая, чтобы рассказать, как она встретилась с учениками. Беседа получилась содержательной, но не столько о встрече с учениками, сколько о проблемах. Да и проблемы вовсе не костровско-школьные, а скорее, системные.
Ребята молодцы, что не испугались ЕГЭ, пошли в 11 класс, выдержали этот жёсткий марафон последнего года обучения в школе. Вообще, детям сейчас очень трудно. Взрослым как никогда надо им помогать, я бы даже сказала, оберегать!
– Наталья Федоровна, Вы не среднестатистический учитель. В 1975 году были назначены директором школы в Кострове, удостоены звания "Отличник просвещения", Заслуженный учитель Российской Федерации, награждены орденом «Знак Почёта».
От кого или от чего надо оберегать детей?
– Система образования сейчас, по сути, с детства отсеивает по конкурентоспособности.
– Ну так может, это и правильно? Кому-то проще и важнее быстрее приобрести профессию, а кто-то нацелен на ВУЗ и сознательно работает на получение высшего образования?
– Есть такой педагогический термин, «ранняя детская гениальность». Своя одарённость дана каждому ребёнку. Наша обязанность увидеть её и помочь развиться. Вот тогда в Российских школах будут расти новые Ломоносовы. Вместо этого детей так загрузили, что они уже, как полуроботы. Головы не поднимают от компьютеров. Бесконечные проверочные контрольные работы, тесты, анкетирования по самым непредсказуемым темам, часто не имеющим ни образовательного, ни воспитательного смысла.
Педагоги загружены ещё и отчётностью, они практически не имеют возможности жить с детьми их интересами, руководить их взрослением, обучением. Педагог, для которого был бы главным ребёнок, его состояние, внутренний мир, – к сожалению, уходит в прошлое.
– Сразу после окончания школы Вы работали пионервожатой, потом учёба в педагогическом институте, работа в школе в Клинском районе по распределению. 7 лет отдано работе в Истринском педагогическом училище, сорок пять – Костровской школе... Опыт колоссальный! На Ваш взгляд, почему сейчас так происходит?
– Если коротко, мне кажется, что главная беда – в сознательном уходе системы образования от задачи воспитания Человека, от задач выработки творческого мышления, стремления к созиданию во имя добра, мира, во благо своей Родины, своего народа.
– Высокие слова?
– Согласна, высокие, но не пустые. Просто смыслы многие уже утеряны. На самом деле именно дети искренне отзываются на участие в решении высоких, благородных задач. Развить в них эту способность через познание самых разных школьных урочных и внеурочных дисциплин – это и есть сберечь их прекрасный, чистый детский духовный мир. Сберечь от угасания способности мечтать и воплощать. Надо учить называть мечтой высокое и благородное служение людям!
Учить видеть мир не глазами потребителей, а тех, кому предстоит своим упорным трудом послужить человечеству. Для детей это не пустые слова. Но современная система образования словно создана для того, чтобы обломать любые крылья.
– Ну, а как же различные творческие фестивали, проекты для одарённых детей?
– Конечно, есть и замечательные педагоги, и слава Богу, такие дети, у которых получилось проявить свои способности.
Я хочу сказать о том, что приоритеты поменялись. Если раньше педагог обязан был научить, то сейчас он должен дать ребёнку возможность научиться. Так учебники составлены, программы... А как дети могут научиться, если их сначала не научить это делать? Если взрослым некогда заниматься мотивацией ребенка? Если никто не помогает раскрыть свои способности ученику и сформировать цели, ради которых он должен учиться? Поэтому сегодня так востребованы репетиторы, дополнительные занятия с частными педагогами…
Думаю, что если посмотреть, кто из детей вырывается вперёд и достигает успехов, будучи ещё учеником, то мы увидим, что большинство из них те дети, воспитанием которых активно занимаются родители.
– Разве это плохо? Никто не снимал с родителей ответственности за будущее своих детей.
– Безусловно, семья, воспитание в семье – это важно! Очень! В создавшейся ситуации я бы сказала, что если родители сами не будут заниматься воспитанием детей, формированием их как личностей, то больше и некому. Учителям в школе не дают возможности этого делать. Во многих школах вторая смена никуда не делась, да что там, чуть ли не в три смены многие учатся…
Только не будем забывать, что далеко не каждый родитель имеет возможность оплачивать дополнительных педагогов. В конце концов, уровень образования самих родителей тоже разный, и жизненные обстоятельства у семей разные, и порой ох какие непростые. Вот и получается, что расслоение общества начинается уже в школе. Печально всё это наблюдать...
– Делать-то что, Наталья Фёдоровна?
– Убеждена, что нам, взрослым, надо позаботиться о сбережении здоровья детей, самой их жизни, и вместе с тем о сбережении их детского доверия к жизни, их тяги ко всему тому, что делает каждого из нас человеком. Как? Своим постоянным участием в жизни ребёнка, своей способностью понять и вовремя помочь. Надо постараться в каждом ребёнке сберечь и развить все лучшее, что дала ему природа.