Памяти режиссёра Юрия Васильевича Щеглова посвящается...

В этом году 4 августа исполнилось бы 80 лет человеку, который около 20 лет руководил Истринским народным театром, успев за это время выпустить 30 спектаклей, открыть детскую театральную студию, вдохнуть жизнь в коллектив театра «Энтузиаст»... Юрий Васильевич Щеглов ушёл из жизни в 1997 году. 

Его ученики и сейчас служат театру, а те, кому довелось с ним работать, с благодарностью вспоминают годы творчества под руководством этого режиссёра. 

Ираида Дмитриевна Корнюхина уже была актрисой Истринского Народного театра, когда в 1972 году сюда, окончив Московский институт культуры, пришёл молодой режиссёр Юрий Щеглов. Набираю номер телефона Ираиды Дмитриевны, которой сейчас 86 лет. Представляюсь. Объясняю, что мне нужны воспоминания о Щеглове. Спрашиваю, когда можно перезвонить, — чтобы подготовился человек, с мыслями собрался, — и вдруг слышу:

 «Перезвонить? Зачем? Я о нём в любое время бесконечно могу говорить! Очень светлый был человек, интеллигентный, никогда не позволял себе на актёров голос повысить, ни разу! Симпатичный, живой, доброжелательный.

Знаете, Юрий Васильевич когда пришёл, у нас не было постоянного режиссёра. Приезжали, пытались ставить, но как-то не шло дело. Я даже перестала ходить в театр. А тут слышу – новый кто-то, и премьера. Думаю, пойду, схожу, посмотрю. Спектакль назывался «Сверчок» Тадеуша Кожушника. Уморительная комедия! Это был просто фурор! Мы раньше, честно скажу, пытались копировать спектакли знаменитых московских театров, вплоть до мизансцен, а Щеглов – он никому не подражал, и с ним было очень интересно работать».

Спектакль «Сверчок,или Бюро добрых услуг» показали в Истре впервые в 1972 году. На афише с премьеры сохранился автограф Ю.В. Щеглова.

Театр тогда располагался в городском Доме культуры. Это была дипломная работа Юрия Щеглова, что подтверждает и статья в газете.  Юрий Васильевич выступил не только режиссёром постановки, но и художником-оформителем.

Цитата из газетной статьи: «Артисты говорят, что с ним легко, радостно работать. Юрию нравится труппа. Что ж, если любовь взаимна, «Сверчок» станет не последней удачей Народного театра».

И это действительно было начало расцвета Истринского народного театра. Труппа выезжала со спектаклями в сельские поселения, участвовала в разных творческих конкурсах, театральных фестивалях.

Артисты и режиссёр были вознаграждены за творчество и преданность театру тёплым приёмом и зрительскими аплодисментами.

Вспоминает актриса Тамара Яковлевна Гусева:

«Я пришла в театр молодой девочкой в 1972 году. Щеглов тогда только появился. Набрал молодых актёров и начал ставить спектакли.

По сей день благодарна ему, что брал меня в постановки. Он объяснил нам, что такое художественный образ спектакля, научил профессиональным актёрским техникам. Мне особенно запомнился спектакль «Мандат» Николая Эрдмана, комедия. Юрий Васильевич любил похохмить. Так вот мы с этой постановкой участвовали во Всесоюзном театральном фестивале. Заняты в спектакле были 20 человек, да ещё 2 состава. Надеялись на победу, конечно. В этом случае нам довелось бы сыграть на московской сцене, но…

Всё вышло иначе. Спектакль мы показывали не зрителям, а только комиссии. И вот занавес закрылся, и я слышу: такой гул поднялся, такой спор начался! Оказывается, эта пьеса Эрдмана была запрещена к постановке. Но наш спектакль жюри понравился, и все мы за смелость получили дипломы.

Интересно было с Юрием Васильевичем работать! Мы его очень любили, и любили ревностно. Когда он стал ставить спектакли на Глебовке, мы ревновали страшно, считали, что он только нашим должен быть. Я понимаю, что это было неправильно, но… так было.

К нам в театр несколько раз приезжала из Москвы педагог Юрия Васильевича. Знаете, как она говорила? Она говорила, что таких, как Юрочка – один на миллион.

И я считаю, она была права. Мы бегом бежали на репетиции. Сейчас, когда листаю старые фотоальбомы, вижу Щеглова, – он в моей памяти как театральный гений.

Я думаю, очень важно, что новый этап в развитии нашего театра сейчас идет под руководством Алексея Губина, ученика Юрия Васильевича. То, что театр стал профессиональным,  – огромный шаг вперёд, это раздвигает творческие горизонты. 

Мы, старейшие артисты, радуемся успехам молодых, да и они нас не забывают. Такая вот преемственность поколений получается».

Педагогом по актёрскому мастерству на курсе Юрия Щеглова в Московском Государственном институте культуры была Лидия Павловна Новицкая, ученица К. С. Станиславского в его Оперно-драматической студии. За свою длительную режиссёрско-педагогическую деятельность она сама воспитала немало актёров и режиссёров, успешно работающих в разных театрах нашей страны. Поэтому не удивительно, что актёры, которые работали с Юрием Васильевичем, не устают повторять, что с ним было очень интересно. 

Нина Алексеевна Щеглова, вдова Юрия Васильевича, тоже окончила Институт культуры в Москве и считает своим главным педагогом именно супруга.

«Он всё время меня как бы подначивал — так, по-хорошему.

Он умел так сказать, дать оценку, что мне хотелось ещё больше работать, развиваться, что-то искать в профессиональном плане. Мы жили театром, это было наше любимое дело».

 Сейчас Нина Щеглова — актриса Истринского драматического театра, режиссёр и художественный руководитель театральных коллективов Глебовского Дома культуры. 

«Юрий Васильевич любил работать руками. В нашем Глебовском театре есть галерея портретов, которые он сам рисовал. Макеты оформления сцены к спектаклям прекрасно делал, они и сейчас у нас в театре хранятся, да и декорации готовил сам. Сохранились и деревянные церквушки в миниатюре, Юрий Васильевич их мастерил из спичек.

«В мастерской по 18 часов мог работать»

Первый спектакль в театре при Глебовской птицефабрике режиссёр Щеглов выпустил в декабре 1987 года. «Ах, водевиль!» закружил тогда в театральном вихре весь посёлок птицефабрики.

Спектакль был сделан актёрами двух театров: Глебовского и Истринского. Вот как описывает это событие одна из жительниц посёлка:

 «У нас такого никогда не было! Мы увидели, что значит настоящий театр. А ведь играли-то на сцене все наши — знакомые, родные, простые люди. Зал переполнен, такие овации! А разговоров потом — на месяц… Мы ходили, просили, чтобы повторили показ».

В 1992 году глебовскому театру «Энтузиаст» было присвоено звание «Народный».

 

В апреле 2018 года театр подтвердил звание «Народный», уже под руководством Нины Алексеевны Щегловой.

Истринский театр из народного вырос в профессиональный. Художественный руководитель театра — заслуженный работник культуры Московской области, почётный гражданин городского округа Истра Алексей Иванович Губин, ученик Юрия Васильевича Щеглова. 

«Мы практически одновременно с Юрием Васильевичем пришли в Истринский драматический театр. Он возглавил его в 1972 году, а я в 1974 году поступил в юношескую театральную студию при театре. Мне было 14 лет.

Впервые я увидел Щеглова на прослушивании, когда поступал в студию. Он выделялся в комиссии: волосы зачёсаны назад, крупные очки...

Юрий Васильевич открыл мне дверь в мир театра. Он был умным, эрудированным, и главное –  заражал театром, увлекал в этот таинственный, интересный мир.

Я совершенно точно могу сказать, что именно знакомство со Щегловым определило мой путь в профессию. Я с юности учился у него, как надо работать с актёрами, как подходить к работе с текстом, другим тонкостям мастерства. Я впитывал эту атмосферу творчества…

И уже тогда он рассказывал мне о своей мечте создать профессиональный театр в Истре. Так что мы, можно сказать воплотили мечту Юрия Васильевича.

Кстати, меня к поступлению в Институт культуры готовил сам Щеглов. И не только в плане актёрского мастерства. Именно он научил меня делать макеты декораций, а главное, я видел, сколь разносторонним, образованным и увлечённым надо быть самому режиссёру, чтобы увлекать своими идеями целый коллектив.

 Когда я служил в армии, мы переписывались. Он писал мне свои рекомендации, делился новостями из театра, рассказывал о новых спектаклях. 

Если говорить о Щеглове как о явлении в театральной жизни нашего края, то, это, безусловно, целая веха, один из важных и наиболее плодотворных этапов развития народного театра. Юрий Васильевич пришёл в Истринский театр в очень сложный период и сумел сделать его одним из лучших в Подмосковье. Собрал материальную базу, поднял на новый уровень постановки, мастерство актёров.

И самое главное — это то, что мастер продолжается в своих учениках. Я благодарен судьбе, что в моей жизни был Юрий Васильевич. Светлая ему память!»

Последним спектаклем Юрия Щеглова в Истринском театре была сказка «Золушка». Зрители увидели постановку уже после смерти Юрия Васильевича в 1997 году. 

4 августа нынешнего года в Доме культуры посёлка Глебовский прошёл вечер памяти режиссёра Народного театра «Энтузиаст» Юрия Васильевича Щеглова.

Истринский муниципальный драматический театр к открытию нового театрального сезона  готовит фотовыставку, посвящённую творчеству Юрия Васильевича Щеглова, имя которого чтут в театре и сегодня. 

Фотографии, подлинники афиш, статей из газет предоставлены Истринским муниципальным драматическим театром. При подготовке статьи также были использованы видеоматериалы программы «Людям — о людях», фото театра «Энтузиаст».

 


Поделитесь историей

Не в деньгах счастье… Герои – наши земляки. Артамонов Алексей Алексеевич

Обсудить

Аватар