Откуда пришёл в Россию Дед Мороз?
- среда, 13 янв 2021, 16:30
- 0
- 2.0K
- среда, 13 янв 2021, 16:30
- 0
- 2.0K
Я решила поинтересоваться у детей школьного возраста, знают ли они, кто такой Дед Мороз? Многие ответили, что это наш Санта Клаус. Уточняем у этнографа и фольклориста, так ли это?
С 13 на 14 января жителям России представится возможность встретить Новый год ещё один раз, по старому стилю. Конечно, это обычный рабочий день, и Дед Мороз со Снегурочкой уже подарили подарки, но всё-таки многие по традиции снова нарежут оливье и прикупят мандаринчиков для атмосферы.
Лично мне в этом калейдоскопе праздничных дней интересны несколько понятий: «старый», «традиции» и Дед Мороз со Снегурочкой. Сформулирую точнее: откуда появились Дед Мороз и Снегурка? Наверняка дети тоже задавали вам, уважаемые читатели, этот вопрос.
Что вы им отвечали? Я пошла от обратного и решила поинтересоваться у детей школьного возраста, знают ли они, кто такой Дед Мороз? Многие ответили, что это наш Санта Клаус. Некоторые даже рассказали про святителя Николая, которого во многих западных и североамериканских странах считают прообразом этого персонажа.
Но у Санты нет Снегурочки, и приходит он под Рождество, а не в Новый год...
Допустим, такая трансформация персонажа произошла под влиянием советской культуры, но тогда как быть со сказками? А.Н. Афанасьев («Снегурочка»), А.Н. Островский («Снегурочка»), В.Ф. Одоевский («Мороз Иванович»), Н.А. Некрасов («Мороз красный нос»)? Эти произведения были созданы в России до революции 1917 года, и в них уже были и Дед Мороз, и Снегурочка. Принимая во внимание, что Александр Николаевич Афанасьев известен как русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед, можно сделать вывод, что наши любимые новогодние герои — не вымышленные, а созданные писателями и поэтами на основе русских народных сказок. А сказания народные уходят корнями к славянской мифологии.
Как вы понимаете, перекопать всю мифологию славян вот так, «вдруг» – сложно. Просто довериться интернету – не очень интересно.
И тут мне помогла моя профессия! Не устаю благодарить свою работу за встречи с интереснейшими людьми. Несколько лет назад я познакомилась с исследователем-этнографом, художественным руководителем театра песни «Держава» Инной Владимировной Шестопаловой.
Она готовила тогда Рождественское представление вместе с детьми КДК «Бужаровский» для церкви Казанской иконы Божией Матери в Ламишино. Инна Владимировна согласилась дать мне интервью при условии, что я не буду подавать ответы как «истину в последней инстанции».
«Тема мифологии и мировоззрения славян на устройство мира и жизни очень обширна, я могу позволить себе ответить на ваши вопросы с точки зрения изученных лично мною материалов, первоисточников, собранного в экспедициях материала», — предупредила меня Шестопалова.
Я согласилась и делюсь тем, что узнала с вами, уважаемы читатели.
Инна Владимировна, как давно Вы занимаетесь фольклором, этнографией?
С 1983 года. Я тогда училась на втором курсе Института культуры в Москве. Этнографией и русским фольклором меня "заразила" замечательный педагог Юлия Николаевна Малышева, она руководила театром «Слово о полку Игореве». Я увидела, услышала, как они работают, как ищут материал, мне стало интересно, и это увлечение переросло в страсть к изучению русского крестьянства, обрядов, жизненного уклада. К сожалению, люди очень мало интересуются этой темой.
Мы с вами разговариваем после новогодних праздников, которые уже невозможно представить без Деда Мороза. Кто он такой? В нашей стране таким образом трансформировалась легенда о святом Николае?
Если вы говорите о Санта Клаусе, то у него своя история. Если думать, что прообразом нашего Деда Мороза был святитель Николай, то получается, что Дед Мороз появился после принятия христианства. На самом деле образ Деда Мороза надо искать в сакральном понимании древними славянами устройства мира. Они персонифицировали силы природы и, естественно, что такая стихия, как холод, не избежала этой участи.
Почему Дед?
Слово «дiд» означало предок, прародитель. Некоторые трактуют это как то, что к людям приходит дух предков, но ведь это древнейшее общеславянское обращение к верховному богу. Величался он Дедом, Дидом.
Помните, в песнях: "Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли..."
Сейчас все, особенно дети, конечно, ждут прихода Дедушки Мороза, а раньше тоже ждали?
В старину его звали, закликали, чтобы задобрить. Существовали обряды кормления Мороза. Вообще, перед праздниками у славян было принято угостить тех, кто мог помочь им в жизни. Хорошая снежная зима была одним из залогов урожая, потому и кликали Мороза и киселем овсяным угощали и блином. Кисель и блины до сих пор у нас обрядовая еда, ведь именно их мы едим, когда поминаем умерших.
Санта Клаус всегда в красной короткой курточке и штанах. Никому в голову не придет сделать их синими. Дед Мороз приходит в шубах разного цвета, а какой цвет правильный?
У древних славян была трёхъярусная система устройства мира. Вверху – «правь», это место верховного божества, ему соответствовал белый цвет. Посередине – «явь». Здесь весь живой мир и цвет жизни – красный. Внизу – «навь». Это подземный мир, загробный и ему соответствует синий цвет.
Так вот, если Дед приходил в красной шубе, значит все будет хорошо, ведь это цвет жизни. И главным подарком человеку от такой встречи была сама жизнь с благополучием в семье и изобилием в хозяйстве. Перезимуем — значит, перенесём стужу.
Встретить Деда мороза в синей шубе было плохим предзнаменованием. Ведь он мог за проступки и недобрые дела забрать человека в царство мертвых. А вот помогала Деду в этом девушка необычайной красоты, но совершенно бесстрастная. Звали ее Морана. От одного её поцелуя человек замерзал, умирал.
Это что за красавица такая? Снегурочка?
Морана как раз и была воплощением той энергии, которая пронизывала подземный мир. Она считалась вечной именно потому, что рождалась и умирала каждый год. С первым снегом появлялась девочка Снегурочка, когда зима входила в силу, девочка вырастала в прекрасную девушку, а ближе к весне превращалась в старуху, чтобы умереть, давая новую жизнь всему живому. Связанный с этим обряд – сжигание чучела Мораны на всем известном празднике Масленицы.
Вот тебе и "Дедушка Мороз со Снегурочкой на ёлочку пришли"…
Кстати, о ёлочке. Есть много красивых легенд о том, почему именно ёлку мы наряжаем в Рождество и Новый год, и связаны они, как вы понимаете именно с христианством. Ель – вечнозелёное дерево, символизирует вечную жизнь, всё это так. Но вы знаете, что и древние славяне почитали это дерево? Мы можем увидеть это в свадебных обрядах. На свадьбу украшали дерево – именно ель. Украшения символизировали девичью зрелость, а сама ель отождествлялась с невестой.
В интернете сейчас много информации о том, что Деду Морозу или другим его ипостасям: Студенцу, Трескунцу, свирепому Карачуну — приносили в жертву молодых девушек. Их увозили в лес, и если несчастная замерзала, то считалось, что Мороз принял жертву и будет милостив к людям.
Не соглашусь с такими утверждениями. Сейчас многие специалисты в области этнографии, фольклора сходятся во мнении, что кровавых жертвоприношений у славян не было. Вот киселем задобрить Деда — это можно.
Сейчас, конечно, Дед Мороз и Снегурочка — это некий сплав идеологий, мировоззрений, культур, но, тем не менее, во встрече нового года осталось много от обрядов наших предков. Смотрите: Дед Мороз по-прежнему сначала спрашивает, как человек вел себя в уходящем году и только потом, после отчёта и стишка с песенкой, вручает подарки. Мы наряжаем ёлку и водим хоровод, а хороводы у всех индоевропейских народов означают солнце и круговорот жизни. Ну и, конечно, угощения на праздничном столе... Задобрить Мороза стараемся?
Вообще, очень интересно следить именно за тем, как на основе представлений об устройстве мира рождались у наших предков обряды. Каждый узор на костюме несёт свои смыслы. В песнях нет случайных слов, все несут свою нагрузку. Если интересно, мы можем продолжить знакомиться с фольклорными праздниками.
Фото из архива И.В. Шестопаловой