weather
04 декабря -1 °С

Опубликованы новые исследования Московской битвы на Дедовском направлении

  • вторник, 2 авг 2022, 15:04
  • сomment 0
  • view 3.1K
  • вторник, 2 авг 2022, 15:04
  • сomment 0
  • view 3.1K

Один из авторов статей «4 танка КВ» и «2 декабря 1941г. Бой за д. Дедово», историк-исследователь Галина Ярославовна Грин дала интервью порталу Истра.РФ.

 – Галина Ярославовна, почему Вы решили подробно исследовать Подмосковную битву и особенно – на Дедовском направлении?

 – Ну, во-первых, с 2007 по 2018 годы я работала ведущим методистом отдела «Книга Памяти» Центрального музея Великой Отечественной войны, поэтому изучение Великой Отечественной войны меня давно интересовало. 

Во-вторых, мне было важно заниматься не просто ходом боёв в районе Дедово, а именно боевым путем 17-й танковой бригады. Там служил мой дед, он пропал без вести в октябре 1941года под Малоярославцем. 

Есть и ещё одно обстоятельство. Руководитель Истринского молодёжного клуба «ИСТОК», Сергей Борисович Лавренко, в 2008 году обратился ко мне с просьбой помочь определить, чей танк КВ был подорван немцами 28 ноября 1941 г. в деревне Рычково. Для ответа на этот вопрос мы исследовали боевые пути всех танковых бригад 16-й армии за период конца ноября 1941 года. 

Занималась исследовательской работой по этому направлению я не одна, а вместе с Владимиром Александровичем Черновым, – исследователем Московской битвы.

  – Ваша первая совместная с Черновым статья была опубликована в 2010 году, в третьем номере журнала «Военно-исторический архив». Называлась она «4 танка КВ». Как долго вы над ней работали?

  – С 2006 года мы с Владимиром Александровичем целенаправленно занимались в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО) РФ.  Уже за первые 1-2 года работы в архиве набралось достаточно много документов, по которым можно было довольно полно восстановить картину обороны Москвы с октября 1941 года и до контрнаступления в декабре 1941. Особенно подробно были изучены документы по обороне Варшавского направления, Рязани, и контрнаступления по Волоколамскому направлению, где вела боевые действия 17-я танковая бригада.

 – Недавно на сайте «ЛИТМАРКЕТ» была опубликована новая версия Вашей статьи. Называется она теперь «2 декабря 1941 г. Бой за д. Дедово». Почему по прошествии некоторого времени Вы решили вернуться к работе статьёй и выпустить её в новой редакции?

 – За время, прошедшее со дня первой публикации, появились новые документы, карты, стали известны некоторые дополнительные подробности. Откликнулись родственники воинов 17-й танковой бригады, прислали фотографии из домашних архивов. Так, летчик Сергей Пономарев – правнук танкиста Ивана Семеновича Лосева, одного из погибших в Селиванихе, прислал его фотографии. 

На сайтах Министерства обороны «Память народа» и «Дорога Памяти» появились фотографии некоторых других участников того боя.

От местных жителей д. Селиваниха пришли сведения о возможном месте захоронения погибших 2 декабря 1941 г. танкистов 17-й танковой бригады.

Нашлись некоторые ранее неизвестные авторам карты, на которых явно видно, где именно прошёл немецкий удар 1 декабря 1941 г. через Дедово (Талызино). 

 

Появилась возможность описать по оперативным документам весь период боевых действий соседней 146-й танковой бригады, которая в ходе тяжёлых боев сдала Селиваниху и Дедово 30 ноября и она же освободила их 10 декабря 1941 года. 

 – Галина Ярославовна, Вы много и кропотливо работали в архивах, с документами первоисточниками. Ваша оценка каких-то событий Московской битвы изменилась после этих исследований? 

  – Внимательно изучая мемуарные и оперативные источники, стало окончательно понятно, что приказ взять деревню Дедово не был лишь неразумным капризом И.В. Сталина или Г. К. Жукова, как это пытаются представить некоторые постперестроечные комментаторы, он был обусловлен реальными причинами. Прорыв немецкой 5 танковой дивизии через Еремеево-Хованское-Дедово на Нефедьево действительно мог усугубиться опасным последующим ударом на Москву. И командующий Западным фронтом Г. К. Жуков в 1941 г. сделал всё, что мог, чтобы усилить оборону этого боевого участка.

Из отдельных фраз видно, как над самим Жуковым висит «дамоклов меч» ответственности перед Сталиным, который постоянно держит на контроле именно эту деревню. Нет никакой неправды в его мемуарах и о том, что на следующее утро после приказа д. Дедово была освобождена малыми силами. Только это была другая деревня Дедово, через овраг от командного пункта Афанасия Павлантьевича Белобородова, находившегося в магазине в Дедовске (тоже важное направление, но более защищенное в те дни). А деревню Дедово (Талызино), находящуюся на 11 км севернее, через которую прошел тот самый немецкий прорыв к вечеру 1 декабря, освободили только к 10 декабря 1941 г.

Также бросилось в глаза, что слова Г. К. Жукова в мемуарах, касающиеся якобы необоснованного приказа Сталина, были написаны в период, когда Сталина было принято ругать, сваливая на него одного все недостатки и просчёты. Первый вариант рассказа о том, как был получен приказ взять «никому не нужную д. Дедово», Жуков написал в ещё более жёсткой форме в проекте своей речи на ХХ съезде КПСС в 1956 г., где развенчивали культ личности Сталина. Эта версия сейчас гуляет на разных сайтах в Интернете. Точно так же слова Рокоссовского, о якобы необоснованном приказе Жукова взять деревню Дедово были написаны, в свою очередь, в годы гонений на Жукова. По-видимому, это было обязательным условием для того, чтобы было получено разрешение на последующие мемуары и выступления военачальников. 

О том, что сам Сталин долго (как минимум до середины 1942 г.) не забывал эту историю, подтвердили воспоминания родственников командира 17-й танковой бригады Героя Советского Союза Н.Я. Клыпина, которую мог рассказать им только он сам.

 – Во время работы над второй публикацией Вы поддерживали связь с Истринским клубом «ИСТОК?» Может быть, удалось что-то вместе найти?

 – В ходе исследования выяснилось, что тот танк, подорванный в Рычкове, мог принадлежать только 1 Гвардейской танковой бригаде М. Е. Катукова. В остальных танковых бригадах все имевшиеся ранее танки КВ или были подбиты, или к 27 ноября были переданы в 1 Гвардейскую танковую бригаду. Причём именно этот танк только прибыл из ремонта, а до этого был в составе другой бригады. Клуб «ИСТОК» сделал всё, чтобы обустроить памятник в Рычкове из сорванной башни того танка и впоследствии помочь сотрудникам редакции Московской областной Книги Памяти определить имена погибших танкистов.

 С.Б. Лавренко и авторы статьи на открытии памятника – башни танка КВ в Рычково 08.05.2010 г.

 Нами в ЦАМО были собраны документы, как шло последующее освобождение Волоколамского шоссе. Подробно исследованы бои 3-9 декабря, когда оборона Москвы превратилась в контрнаступление. Из документов и мемуаров выяснились подробности о подвиге танкиста 89-го отдельного танкового батальона Павла Гудзя, с которого и началось контрнаступление на Волоколамском направлении. Тогда он одним своим танком КВ вышел против 18 немецких спящих танков в деревне Нефедьево, в ночь с 5 на 6 декабря, тщательно продумав и подготовив им ловушку. Затем тяжёлые бои за Рождествено-Ленино-Снегири- Трухоловку, где 10 декабря погиб новый командир 17-й танковой бригады, полковник Н. В. Старков. Его могилу удалось найти в 2011 году, теперь уже по нашей просьбе, благодаря помощи руководителя клуба «ИСТОК» Сергея Борисовича Лавренко, бывшей заведующей отделом культуры Истринского района Лидии Константиновны Павловой и директора кладбища Садки Григория Скуратовича.

  С.Б. Лавренко на открытии памятника умершим от ран воинам 16 армии и командиру 17-й танковой бригады полковнику Н. В. Старкову на кладбище в деревне Садки 7 декабря 2011 г.

 До 14 декабря 17-я танковая бригада входила в группу Белобородова и действовала по его приказам. А после подрыва немцами плотины Истринского водохранилища, наступление приостановилось. Тогда бригада поступила в состав группы Катукова и дальше до Волоколамска действовала вместе с ним. Это были лучшие дни в истории 17-й танковой бригады, когда за 5 дней группа Катукова с минимальными потерями освободила Волоколамское шоссе от Истры до Волоколамска.

  – Можно ли сказать, что работа по изучению Московской битвы, начатая Вами, совместно с Владимиром Александровичем Черновым в 2006 году, завершена?

 – Нет, всё время появляются новые документы или сведения, дополняющие уже имеющиеся. Например, выяснилось, что в знаменитом эпизоде митинга в освобожденном Волоколамске 20 декабря 1941 года в фильме «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» был снят военком танкового полка 17-й танковой бригады Иван Михайлович Валаев, который 1941 г. писал тексты политдонесений, в том числе и о бое в Селиванихе…

Но это уже темы для последующих публикаций.

Редакция портала Истра.РФ благодарит Галину Грин за сотрудничество. Статью «2 декабря 1941г. Бой за д. Дедово» можно прочитать здесь.

фото предоставлены Галиной Грин.

 

 

 

Авторы

Елена Аёшина

Елена Аёшина


опрос

Нужен ли в Истре каток?

Опрос анонимный

1240 уже проголосовали

Поделитесь историей

Обсудить

Аватар

Добавление объявлений доступно только для зарегистрированных участников

Предложить новость

Обратите внимание: это форма для отправки НОВОСТЕЙ.
Добавить фото и видео

Информация об авторе

Вход

Вы можете войти с помощью социальных сетей:

Добавить объявление


Ваши контактные данные