Не проспать чудо. Интервью с о. Константином
- воскресенье, 21 май 2017, 20:55
- 1
- 7.2K
- воскресенье, 21 май 2017, 20:55
- 1
- 7.2K
Судьба обычного московского паренька, чьё детство и школьные годы прошли в Сокольниках, вдруг приняла необычный оборот. В 18 лет он попал на фронт Афганской войны в качестве разведчика-радиотелефониста 781 отдельного ордена Красной Звезды разведывательного батальона 108 Невельской дивизии.
А через два года домой с боевыми наградами вернулся уже совсем другой Константин Волков. Война заставила быстро повзрослеть, и вместе с тем привела к внутреннему конфликту. Работа на заводе, институт, увлечение радиотехникой, музыкой и рисованием – внешне вроде все было неплохо, но как жить дальше, Константин вдруг перестал понимать.
В этот период он по совету друзей и принял решение креститься – вдруг поможет? А дальше произошла судьбоносная встреча с протоиереем Георгием (Тобаловым), который служил в Покровской церкви пос. Пионерский под Истрой и жил в Москве по соседству с Константином. Их сблизило общее увлечение музыкой и рисованием, но постепенно через общение с о. Георгием бывший «афганец» пришел к глубокому пониманию веры, увидел мир по-новому. Стал помогать батюшке – прислуживать в алтаре и вести хозяйственные дела прихода.
От Николая Храброва он узнал про разрушенную церковь в Дарне, появилась мечта восстановить ее. По благословению о. Георгия Константин возглавил общину будущего храма, таким образом взяв на себя труд по его возрождению из руин.
В 1991 году он был посвящен в священнический сан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и поступил в семинарию Троице-Сергиевой лавры.
С тех пор пройден большой путь. Уже более 25 лет протоиерей Константин Волков служит настоятелем храма Крестовоздвижения в селе Дарна. Он является членом епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, награжден медалью Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского I степени и медалью Московской епархии Русской Православной Церкви "За усердное служение" III степени. А храм... Мало кто из нас не любовался его нарядной воздушной красотой, проезжая Дарну, каждый раз он притягивает взгляд и наполняет сердце радостью.
- Батюшка, начну с вопроса, может быть, обидного для Вас. Но тем не менее многих он до сих пор смущает, поэтому, пожалуйста, ответьте. Говорят, что в «лихие девяностые» храм в Дарне восстанавливался на деньги «лихих» предпринимателей, со многими из которых Вы были лично знакомы. Как Вы это прокомментируете?
- Меня этот вопрос не обидел. Еще наш Господь говорил: бойтесь, когда о вас говорят только хорошее.
Сразу хочу сказать: я никогда не обращался к людям, разделяя их на преступников и праведников, это не мое право – судить их. Христос первым принял в рай разбойника, который был распят рядом с Ним. Если сам Господь принял такого человека, то как мы можем отвергать тех, кто пришел в храм? Священник должен принимать всех. Ведь приходят не к отцу Константину – приходят к Боженьке. И если человек в этом нашел для себя частицу покаяния, частицу тепла, то надо возрадоваться этому, а не отгонять его.
К тому же «преступником» можно назвать кого-либо только после вердикта суда — а мы не судьи, — так откуда такая смелость называть человека, к примеру, бандитом? Ведь это чей-то сын, брат, отец, его по-своему любят, за него переживают и молятся о наставлении на путь истинный его близкие. Как можно сказать человеку, что он не достоин участвовать в богоугодном деле, если он хочет помочь в восстановлении храма? Ведь он мог бы положить эти деньги в банк за границей, прогулять в кабаке, пустить на гнусное дело – но он их принес как свою жертву Богу.
Нельзя лишать человека шанса на покаяние. Хочу напомнить сомневающимся, что одна из наиболее почитаемых обителей России – знаменитая Оптина пустынь – была основан раскаявшимся разбойником Оптой, который принял монашество. Это очень яркий пример покаяния, не стоит про него забывать.
- Когда мы договаривались об интервью, выяснилось, что Вы не пользуетесь электронной почтой, Вас нет в соцсетях и WhatsApp. Это сознательный выбор? Может быть, Вы вообще противник Интернета?
- Я не пользуюсь этими вещами только потому, что не так много свободного времени в моей жизни. Интернет совсем я не отвергаю, он может быть полезен для развития, для получения нужной информации, но у меня лично нет на него времени. Что касается электронной почты и соцсетей – мне дороже живое общение. Пусть даже по телефону, услышать голос человека для меня ценнее, не говоря уже о личном контакте, когда видишь глаза собеседника и чувствуешь его сердце.
- В одном из интервью Вы как-то говорили, что люди, приходя в Церковь, автоматически не становятся ангелами, и батюшкам тоже рано крылья приделывать. Зачем же тогда человеку ходить в храм, соборно молиться?
- Храм можно сравнить с больницей. В больнице работают профессионалы: медсестры, врачи, и, чувствуя нездоровье, вы приходите туда лечиться. Мы понимаем, что и сам врач может страдать каким-то недугом, но как специалист он может квалифицированно помочь в вашем излечении. Именно больной нуждается во враче, и, приходя в медучреждение, он ищет своего доктора, который бы понимал его и был к нему внимателен.
Подобно и в церкви: люди приходят к Богу со своими душевными «болячками». Но мы не можем Его видеть и не можем говорить с Ним напрямую, как с человеком, поэтому в храме для людей и служит священник, чья задача – быть не посредником, как некоторые ошибочно считают, а свидетелем, проводником. Сам Господь учредил священство через апостолов. И нам удобнее, проще, доступнее общаться со священником, который к нам ближе по естеству, знает нашу жизнь и имеет не только опыт – он имеет особую благодать от Бога, полученную при рукоположении. Он – тот же специалист, только духовный, который квалифицированно может оказать духовное содействие и помощь.
Что касается соборной молитвы, то опять же приходит на ум сравнение с больницей: если толпа больных пойдет к главврачу, чтобы попросить за провинившегося больного, то им трудно будет отказать. Поэтому когда все мы собираемся в храме, наша молитва становится во много раз сильнее.
- А почему считается, что надо быть каждое воскресенье в храме? Ведь можно заходить время от времени, под настроение — и молиться, ставить свечи? В воскресенье так хочется поспать...
- Каждое воскресенье для христиан – это есть праздник малой Пасхи, мы празднуем этот, как поется в песнопении, «Праздников праздник». Каждый воскресный день ты можешь разделить этот праздник с Богом и прихожанами. Как можно не прийти и пропустить такую радость! Уже здесь, на земле, причастившись на литургии, ты можешь соединиться с Богом духом и плотью – это ли не чудо? Разве можно такое проспать?
- Множество людей сегодня обращаются к целителям и экстрасенсам. Как Вы к этому относитесь?
- Мне была очень интересна эта тема в первые годы моего священства, я ее подробно изучал. И вот какой сделал для себя вывод. Раньше люди, которые, к примеру, занимались экзорцизмом – изгоняли бесов, – были очень известны, их были единицы. Как правило, они не имени ничего: ни своего жилья, ни имущества, ни даже родных, поскольку они отказывались от всего мирского, полностью посвятив себя служению Богу. Их еще называли тогда «отчетниками», от слова «отчитывать».
Были и другие люди (их имена мы теперь хорошо знаем), которые профессионально не занимались врачеванием, но могли исцелять людей, изгонять бесов. Иоанн Кронштадский, Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Александр Свирский — это были люди святой жизни, которые жили строго в Боге, несли свой подвиг веры и имели такой дар от Бога.
Конечно, ни одному современному целителю и экстрасенсу такая духовная высота сегодня не под силу. Возникает вопрос: откуда тогда у них это все берется, если не от Духа Святого?
- Но ведь многие люди получают облегчение в болезни...
- Конечно, ведь чтобы завлечь человека, даже бесы иногда принимают самый разный облик. Экстрасенсы, ясновидящие и различные «бабушки» используют иконы, свечи, читают молитвы – конечно, не могут же они повесить у себя изображение черта и к нему обращаться, тогда мало клиентов будет. Да некоторые из них и сами иногда не всегда понимают, кому именно они служат. Но не надо обманываться: опасность в том, что, попав по своей доверчивости к таким «специалистам», вы становитесь игрушкой бесов, цель которых всегда одна – погубить человека.
- Что в нашей жизни значат сны?
- Святые отцы не рекомендовали заниматься разгадыванием снов. Сны от Бога – явление исключительное. Как пример можно назвать известный случай с девочкой Матроной в Казани, когда ей явилась Божья Матерь и велела достать Ее икону, зарытую в земле – так миру явилась Казанская икона Богородицы.
Сны делятся на две категории – сны тела, которые приходят от нашего телесного состояния: болезни, усталости и переживаний, — и сны духовные, которые возникают при контакте нашей души с миром духовным. И эти сны тоже бывают и от демонов, и от ангелов – видите, сколько разновидностей. А поскольку нас нельзя отнести к людям, живущим глубокой духовной жизнью, то и пытаться понять, какой именно сон нам приснился, и тем более принимать сны за чистую монету, не стоит. Особого внимания на сны обращать не надо.
- Суеверия и приметы – как к ним относиться? Что плохого, если я, вернувшись за забытым дома телефоном, посмотрюсь в зеркало?
- Если это так психологически важно для вашего спокойствия – то смотритесь на здоровье. Но если серьезно, то отношение Православия к суевериям однозначно отрицательное. Ведь для нас в Боге – всё, а суеверные люди, придавая большое значение приметам, подменяют веру в Него верой в приметы. Этим мы в какой-то степени оскорбляем Бога и унижаем себя.
- В одном из предыдущих интервью Вы не захотели рассказать, какие именно чудеса были в Вашей жизни, назвав это секретом. Скажите тогда, пожалуйста, какое, по Вашему мнению, главное чудо происходит в жизни человека, пришедшего к вере?
Чудо в том, что человек начинает по-новому наполняться. Он начинает чувствовать, что на правильном пути. Конечно, как раз тут-то его и потянут назад старые грехи и многолетние привычки, однако внутри он все равно будет ощущать радость – ведь он действительно обретает жизнь заново, получает правильный вектор движения.
По словам Иисуса Христа, Царствие Небесное – не где-то за облаками, оно есть внутри каждого из нас. Но мы часто бежим от себя, как бы ищем жизнь «на стороне». Если однажды ты остановился и понял, что самый важный момент твоей жизни – это сегодняшний день: как ты его проживешь, каким будешь, — и если при этом ты еще ощущаешь свою связь с Творцом – что может быть ценнее? Тогда ты внутри себя потихоньку и начинаешь ощущать Царствие Небесное – любовь, мир, покой, тишину — проявления Божьей благодати. Умом понять это чудо невозможно, но каждый верующий человек знает о нем не понаслышке.
- Ваша любимая поговорка?
- «Ничего, кроме победы!»
Полный вариант интервью опубликован в № 24 журнала "Истра.РФ".