weather
04 декабря -0 °С

Какими были первые общедоступные школы в Звенигородском уезде

  • среда, 3 сен., 12:34
  • сomment 3
  • view 560
  • среда, 3 сен., 12:34
  • сomment 3
  • view 560

Научный сотрудник музея «Новый Иерусалим» рассказал, как формировалась система всеобщего образования в Истре и окрестностях.


Где появились первые общедоступные школы в Звенигородском уезде Московской губернии, к которому в XIX – начале XX века относился город Истра (до 1930 года – Воскресенск)? Кто и чему в этих школах учил? Почему именно в середине XIX столетия в страна ощутила нехватку грамотных людей среди крестьян? 

За ответами на эти вопросы мы обратились к кандидату исторических наук, научному сотруднику музея «Новый Иерусалим» Антону Лошакову.

— Антон Юрьевич, мы сегодня не можем представить первое сентября без праздничной атмосферы, торжественных мероприятий в школах, первых звонков, цветов, напутствий, но ведь так было не всегда. Официально День знаний 1 сентября был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР только в 1984 году. А как было раньше?

Возможно, вы удивитесь, но до середины 1930-х годов в СССР не было точной даты начала учебного года. Согласно постановлению Совета народных комиссаров СССР от 14 августа 1930 года, констатировалось лишь, что «все дети в возрасте 8–10 лет должны были быть приняты в школу осенью». Единый день начала учебных занятий был введён только в 1935 году.

Если углубиться в историю ещё, то в XIX столетии и самого понятия «всеобщее бесплатное школьное образование» не существовало. До середины XIX века образование в Российской империи оставалось доступно, преимущественно, представителям высших сословий: грамотность среди дворян и духовенства приближалась к 100 %, в значительно меньшей степени, но была распространена и среди купечества и мещанства, а вот миллионы государственных и помещичьих крестьян оставались абсолютно неграмотными.

— А что же изменилось с середины XIX века?

Именно в это время стали появляться первые общедоступные школы. И наша Истра, которая в то время входила в Звенигородский уезд и, уточню, вплоть до 1930 года называлась Воскресенском, не стала исключением из из этого важного процесса.

— Почему именно в это время решили образовывать крестьянское население?

Неудовлетворительные для России итоги Крымской войны 1853–1856 годов показали, что страна отстала по экономическим и промышленным показателям от ведущих европейских держав в середине XIX века. Недостаточное развитие металлургии, железнодорожной сети и производства в целом заставило менять подход к образованию народа, да и устройства страны вообще. Эта Крымская война стала тем моментом, после которого Россия бесповоротно встала на путь капиталистической модернизации.

 Отмена крепостного права и формирование в России во второй половине XIX века капиталистической экономики определили актуальность создания школ для обучения грамоте широких слоев крестьянского населения. Растущее промышленное производство требовало всё большего числа грамотных рабочих кадров, единственным источником пополнения которых оставалась деревня.

— Сохранились какие-то документальные подтверждения появления в середине XIX века общедоступного образования в наших краях?

На рубеже 1840–1850-х в городах-уездах – Звенигороде и Воскресенске – появились первые крупные школы – училища, уездное и приходское соответственно. В доступных нам архивных источниках сохранились список преподавателей Звенигородского училища, распорядок занятий, некоторые школьные традиции и даже примерный набор учебных пособий, использовавшихся в училище.

— А чему учили в этих училищах?

Помимо Закона Божия, обязательно изучали русский язык, чистописание и арифметику. Также в программе были геометрия, история и география. Более того — учили, используя учебники по предметам.

По утверждённой свыше (у начальника училищ Московской губернии) традиции, учебный год в Звенигородском и Воскресенском училищах начинался и завершался благодарственным молебном, на котором следовало быть как преподавателям, и ученикам, так и их родителям. Также торжественные молебны совершались перед роспуском учеников на каникулы. После молебна священник-законоучитель прочитывал наставление для учеников.

— Есть сведения об успеваемости первых учеников?

В первые годы работы училища не смогли повлиять на высокую успеваемость учеников. Судя по табелям оценок, успеваемость в училищах была низкой – преобладают «колы» – «1», «2» и «3»; отличных оценок нет совсем. Причин много: например, многих детей досрочно забирали из школ. Нередко ученики пропускали занятия по болезни или, например, потому что ребёнку попросту не в чем было идти в школу, особенно в холодное время года. Весной случались непредвиденные каникулы из-за половодья, когда целые деревни оказывались временно отрезаны от внешнего мира. 

Но самое главное — дети приходили на занятия не все вместе, а в разное время. На эту проблему впервые внимание обратили еще в 1852 году. Тогда администрация училища обратилась к горожанам через Градскую думу, но обращение не помогло. В 1854 году было принято решение принимать детей в училище только в августе и сентябре, а также повторно провести разговор с родителями учащихся, дабы те «без причин не отвлекали детей от классов». Очевидно, эти меры привели к некоторому улучшению ситуации. В этом же 1854 году трое учеников Звенигородского уездного училища получили похвальные листы.

— Обучение было бесплатным?

В 1858 году директор училищ Московской губернии распорядился ввести в Звенигородском училище плату за обучение, но администрация училища указала на невозможность этого, ввиду неплатежеспособности родителей учеников. Переписка по этому поводу сохранилась в архиве.

Несколько позже на территории уезда появились школы, которые создавались по частной инициативе помещиков, фабрикантов или священников. 

Подобным примером в Звенигородском уезде может служить школа, открытая настоятелем Христорождественской церкви священником о. Петром Минервиным в селе Филатово в 1863 году. Обучением детей занимался непосредственно священник, периодически привлекая к преподаванию трёх своих дочерей. В школе преподавали чтение и письмо по церковным книгам. 

В число старейших сельских школ Звенигородского уезда также входили: Никольское церковно-приходское начальное училище (основано в 1863г.); Аксиньинское сельское начальное училище (основано в 1861 г.) ; Брыковское Богоявленское начальное народное училище (основано в 1857 г.); Вяземское начальное сельское училище (основано в 1869 году); Димитровское народное, что при реке Истра, училище (основано в 1852 году); Козинское начальное народное училище (основано в 1868 г.); Земское Николо-Урюпинское училище (основано в 1861); Измалковское начальное народное училище (основано в 1864 г.); Петровское начальное училище (основано в 1859 г.); Рождественское училище (основано в 1869 г.).

— Правда ли, что уже тогда в школах писали отчёты о работе и существовало даже рейтингование?

Напечатанные типографским способом отчеты за 1898–1907 годы сохранились в Российской Государственной библиотеке. Читая отчёты, можно судить о внешнем виде школ, санитарном состоянии помещений, обеспечении учебными пособиями, внешнем виде учеников и уровне успеваемости в разных школах Звенигородского уезда.

Ближе к концу учебного года комиссии экзаменовали детей из разных школ, оценивая их знания в Законе Божьем, письме, чтении и арифметике. В экзаменационные комиссии обычно входили представители училищного совета, министерства народного просвещения, епархиального ведомства, министерства внутренних дел и земства. По записям, которые делали члены этих комиссий, и составлялись отчёты. 

Кстати, по отчётам можно характерную особенность для земских школ Звенигородского уезда. Дети из старшего отделения в среднем демонстрировали существенно лучшее усвоение предусмотренного программой учебного материала, нежели дети из младшего и среднего отделения. Возможно, это связано с возрастом детей и особенностями их развития, а возможно, детям из старшего отделения преподаватели сознательно уделяли больше времени и внимания.

Что касается рейтинга самих школ, то, как это ни парадоксально, документы раскрывают примерно ту же ситуацию, что и сегодня. В лидерах сельских школ — учебные заведения крупных торговых, ремесленных и промышленных сёл, через которые проходили шоссейные или железные дороги, таких как Нахабино, Павловское, Одинцово (Одинцовская школа ежегодно отмечалась в числе лучших в уезде). Чем дальше от крупных центров было село, тем менее оно населено и экономически развито, а школы в таких населённых пунктах зачастую были самыми слабыми. Регулярно среди аутсайдеров оказывались школы в селах Часцы, Козино и Бужарово.

Среди удостоившихся преимущественно положительных оценок членами комиссии можно назвать школы в селах Еремеево, Лучинское, Покровское-Рубцово, Шарапово.

— А как обстояли дела в училищах Истры?

В городе Воскресенске, ныне  Истре, находились мужское и женское училища. Оба они не отмечались в числе лучших. Знания учащихся этих училищ члены комиссии считали «сносными», «приемлемыми» и «удовлетворительными». Имеющиеся у нас материалы позволяют констатировать, что показатели уровня знаний учениц женского училища превосходили аналогичные показатели мужского училища.

— Известно, что школа существовала и при Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. Расскажите о ней.

Школа Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря была двухклассной. Интересно, что здание школы сохранилось практически в неизменном виде до настоящего времени (Московская область, г. Истра, ул. Советская, д. 1), несмотря на то что город во время немецко-фашистской оккупации осенью 1941 года был практически полностью сожжён.

Документы, относящиеся к истории именно этой школы, достаточно полно отложились в собрании историко-художественного музея «Новый Иерусалим». Это и реестры учителей, законоучителей и служащих школы за разные годы (1908, 1910, 1914), и реестры выдачи жалования служащим за 1909 и 1910 годы, и многочисленные счета Воскресенскому монастырю от разных мастеров, торговцев и магазинов за ремонт и покраску здания школы, проведение канализации, отопление, ремонт мебели, ремонт одежды учащихся, покупку книг, тетрадей, перьев, чернил, принадлежностей для музыкальных инструментов и продуктов питания с 1898 по 1914 годы.

счет монастырю от подрядчика по школе.jpg

Счёт № 197 Воскресенскому монастырю от подрядчика Ивана Яковлевича Грибкова за отопление школы 14 дней в конце апреля на 5 руб. 60 коп. 26 мая 1908 г.

В собрании музея представлена фотография здания школы начала ХХ века (автор М.И. Грибов).

 Двухклассная школа Воскресенского монастыря. Наружный вид. 1909 г. Фотография М.И. Грибова..jpg

— А вообще, существовали какие-то стандарты школьного обучения, некая система?

Изучая документы, мы видим, что до середины 1860-х годов народное образование в Звенигородском уезде Московской губернии, за исключением городов Звенигорода и Воскресенска, носило хаотичный характер и было делом исключительно энтузиастов из числа представителей образованных сословий (дворян, священнослужителей и купцов). Местные власти никак не участвовали в открытии школ, не влияли на учебные программы и, более того, даже не имели представления о том, кто и чему учит детей в уезде.

Изменения в подходе системе всеобщего обучения начались с земской реформы императора Александра II 1864 года. Именно она положила систематическое начало делу народного просвещения в Звенигородском уезде Московской губернии, как и во всей России. С появлением земских учреждений произошел принципиальный сдвиг в деле создания уездной сети школ, опирающихся на единые стандарты образования. Было принципиально признано, что крестьянские дети нуждаются в начальном школьном образовании. Были проведены исследования уже существующих в уезде школ и сформулированы, базовые требования к ним. Наконец, был рассмотрен проект всеобщего начального образования, тем самым был определён вектор развития системы школьного образования в уезде и обозначена его конечная цель.

К началу 1900-х годов в уезде действовало более ста школ, и в большей части заведений существовали единые стандарты. Таким образом, мы можем уже говорить о наличии в уезде единой школьной сети и системы начального образования, которая в дальнейшем легла в основу уже советской школы.

Документы и фото – из фондов музей «Новый Иерусалим»

Фото обложки: Открытка. 1 сентября. Художник В. Талашенко. 1962 г. Из фондов музея «Новый Иерусалим»

 



Поделитесь историей

Добавление объявлений доступно только для зарегистрированных участников

Предложить новость

Обратите внимание: это форма для отправки НОВОСТЕЙ.
Добавить фото и видео

Информация об авторе

Вход

Вы можете войти с помощью социальных сетей:

Добавить объявление


Ваши контактные данные