Что означают выражения «грабить ёлку» и «идти под ёлку»? Об истории зимних праздников рассказала сотрудник музея
- суббота, 6 янв., 19:22
- 0
- 1.7K
- суббота, 6 янв., 19:22
- 0
- 1.7K
Ой, мороз, мороз! Ну что тут ещё скажешь про новогоднюю неделю начавшегося 2024 года?..
Но выходные есть выходные, хочется праздника. Чтобы не замерзнуть, но почувствовать атмосферу новогодних дней, а заодно и узнать что-то интересное, я отправилась в музей «Новый Иерусалим». В залах выставки «Формула Руси 17/20», где проходила интерактивная программа «Зимние праздники: история и традиции», я встретила ведущего научного сотрудника музея Анастасию Линдину. Её-то я и расспросила о ёлке и о традициях, связанных с зимними праздниками.
— Анастасия, мы сегодня связываем празднование Нового года, наряженные ёлки с Петром I. Это так?
— Несомненно, указ о праздновании Нового года 1 января был подписан именно Петром I. Об этом свидетельствует и список с указа Петра I астраханскому воеводе боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину о датировании документов не от сотворения мира, а от Рождества Христова.
Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.
— Ну, а новогодние ёлки ведь тоже стали наряжать по царскому указанию?
— Вот тут как раз не всё так однозначно. В этом указе давались рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе».
А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день».
Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать елку на время зимних праздников.
Однако к будущей Рождественской ёлке указ Петра имел весьма косвенное отношение.
Во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, которым она стала впоследствии.
Более того, после смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков.
В результате кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами ёлкиными»: «Видно, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься». Постепенно весь комплекс «алкогольных» понятий приобрел «ёлочные» дуплеты: «идти под ёлку» или «ёлка упала, пойдём поднимать» — идти в кабак, «быть под ёлкой» — находиться в кабаке и тому подобное.
— И что же, кроме как в питейных заведениях, ёлка так нигде и не прижилась после царского указа?
— Помимо внешнего убранства питейных заведений в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия ёлки использовались на катальных (или, как ещё говорили, скатных) горках. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках (Святках и Масленице) в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие ёлочки, установленные по краям горок.
В Петербурге ёлками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву: «В снежные валы, — пишет Л. В. Успенский о Петербурге конца ХIХ — начала XX века, — втыкались весёлые мохнатые ёлки», и по этой дорожке «дюжие молодцы на коньках» перевозили санки с седоками.
— Да, катание с гор было любимым зимним развлечением в России. Тут тебе и настроение праздничное, и удаль, да и затрат никаких...
— Катание с гор действительно было излюбленной забавой горожан всех сословий. Известно, что и царственные особы катались с горок. Петр I в сопровождении двора выезжал в Дудергоф в окрестностях столицы, чтобы потешиться катанием на санях с крутых склонов Вороньей горы. В 1735 г. императрица Анна Иоанновна устроила катальные горы в Зимнем дворце.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны катания устраивались в её любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, на которых каталась и сама императрица. Но вот про то, что в городах это было бесплатным развлечением, вы напрасно говорите. Уже с середины XVIII в. вход на горки был платным – по копейке.
— Неожиданный факт. Но давайте с горок вернемся к ёлкам. Кто же и когда первым украсил ёлку в помещении, и не просто украсил, но сделал её центром праздника?
— Наш музей хранит портрет великого князя Константина Николаевича – одного из сыновей Николая I. Так вот, когда Константин был маленьким, его маменька, великая княгиня Александра Фёдоровна, урожденная немецкая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, устроила первую Ёлку в 1818 году в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце.
На Рождество 1828 года Александра Фёдоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской ёлки» в собственном дворце для пяти своих детей (портрет ее сына Константина представлен на нашей выставке) и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича.
Ёлка была установлена в Большой столовой дворца.
Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили ёлочки, украшенные конфетами, золочёными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др.
Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались.
С этих пор по примеру царской семьи ёлку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.
— Я слышала, что в ходу были такие выражения, как «грабить ёлку», «щипать ёлку», «рушить ёлку», а что они означают?
— Да, и означали эти выражения именно то, что в конце праздника ёлку разрушали. Доведённые до крайне восторженного состояния дети получали ёлку в своё полное распоряжение: они срывали с неё сласти и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево, что и породило эти выражения. Более того, сам детский праздник нередко называли праздником «ощипывания ёлки». Разрушение ёлки имело своего рода психотерапевтическое действие. Дети получали разрядку после пережитого ими долгого периода напряжения, ожидания.
В конце праздника опустошённое и поломанное дерево выносили из залы и выбрасывали во двор.
— Как дальше стала распространяться в России традиция украшать ёлку к Новому году, к Рождеству?
— Существенную роль в распространении и популяризации ёлки в России сыграла коммерция. С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии, относящиеся к маленькой альпийской народности — ретороманцам, знаменитым во всей Европе мастерам кондитерского дела. Постепенно они завладели кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу ёлок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Стоили такие ёлки очень дорого («от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей»), и поэтому покупать их для своих деток могли только очень богатые «добрые маменьки».
Не только весельем, ёлками и поздравлениями и подарками отмечали Новый год: в царской семье было принято служить новогодний молебен. Эта традиция соблюдалась, даже когда члены царской фамилии бывали за рубежом.
Из дневника великого князя Сергея Александровича (1903 г.): «31 декабря. Дармштадт... В 3 ч. в нижней большой столовой новогодний молебен; собрались все русские здесь — молилось горячо... Пили чай и гуляли снова... Были пустячки от жены. Господи, благодарю Тя за все прошлое! Не оставь и в будущем. Аминь».
— Так когда всё-таки в России ёлку стали украшать как символ Рождества?
— В России ёлка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев.
Позже стали делать специальные ёлочные украшения: из папье-маше и стекла. В торжественный момент на елках зажигали настоящие свечи (как напоминание о Вифлеемской звезде), а рядом ставили ведро с водой, чтобы быстро потушить возможный пожар.
В царской семье устраивалось несколько Ёлок: для взрослых, для детей, для придворных.
Несмотря на популярность ёлок у дворян и зажиточных купцов, крестьяне не ставили их вплоть до середины 1930-х годов.
— Не будем забывать, что после Октябрьской революции торжественное шествие новогодних и рождественских праздников по России было прервано.
— Да, совершенно верно. Рождественские праздники были запрещены как религиозные, а светский новый год — как буржуазный. Более 15 лет советские дети не праздновали новый год.
Однако все изменилось в 1935 году. В комсомольской правде вышла статья «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Было решено, что советским детям необходим этот праздник.
С этого момента начал формироваться тот самый праздник, который мы помним с детства.
В связи с уходом от религии для создания главного зимнего персонажа обратились к фольклору. Отчасти образ Деда Мороза создали русские писатели. В сборнике Александра Афанасьева 1856 года появляется народная сказка о Морозко: это зимний дух, который даёт каверзные поручения двум девушкам, встретившимся с ним в зимнем лесу. Ещё раньше, в 1841 году, сказку с таким же сюжетом опубликовал Владимир Одоевский.
Финальный вариант новогоднего сценария 1937 года разыгрывал сказку — нечто среднее между «Морозом Ивановичем» и «Морозко». Он включал призывание Деда Мороза к детям или его поиски, а также совместное решение трудных задач. Снегурочка выполняла роль помощницы Деда Мороза.
Вот такая история у наших длинных зимних праздничных выходных дней. С Новым годом всех читателей портала "Истра.РФ" и с Рождеством Христовым!
Фото: пресс-служба музея "Новый Иерусалим"