weather
10 декабря -6 °С

Что означают выражения «грабить ёлку» и «идти под ёлку»? Об истории зимних праздников рассказала сотрудник музея

  • суббота, 6 янв., 19:22
  • сomment 0
  • view 1.7K
  • суббота, 6 янв., 19:22
  • сomment 0
  • view 1.7K
Ведущий научный сотрудник музея «Новый Иерусалим» Анастасия Линдина рассказала об истории традиций празднования Нового года и Рождества в России.



Ой, мороз, мороз! Ну что тут ещё скажешь про новогоднюю неделю начавшегося 2024 года?..

Но выходные есть выходные, хочется праздника. Чтобы не замерзнуть, но почувствовать атмосферу новогодних дней, а заодно и узнать что-то интересное, я отправилась в музей «Новый Иерусалим». В залах выставки «Формула Руси 17/20», где проходила интерактивная программа «Зимние праздники: история и традиции», я встретила ведущего научного сотрудника музея Анастасию Линдину. Её-то я и расспросила о ёлке и о традициях, связанных с зимними праздниками.

— Анастасия, мы сегодня связываем празднование Нового года, наряженные ёлки с Петром I. Это так?

—  Несомненно, указ о праздновании Нового года 1 января был подписан именно Петром I. Об этом свидетельствует и список с указа Петра I астраханскому воеводе боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину о датировании документов не от сотворения мира, а от Рождества Христова. 

Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.

— Ну, а новогодние ёлки ведь тоже стали наряжать по царскому указанию?

— Вот тут как раз не всё так однозначно. В этом указе давались рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». 

А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день». 

Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать елку на время зимних праздников.


Однако к будущей Рождественской ёлке указ Петра имел весьма косвенное отношение. 

Во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым ёлка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, которым она стала впоследствии.

Более того, после смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков.

В результате кабаки в народе стали называть «ёлками» или же «Иванами ёлкиными»: «Видно, у Ивана ёлкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься». Постепенно весь комплекс «алкогольных» понятий приобрел «ёлочные» дуплеты: «идти под ёлку» или «ёлка упала, пойдём поднимать» — идти в кабак, «быть под ёлкой» — находиться в кабаке и тому подобное.

— И что же, кроме как в питейных заведениях, ёлка так нигде и не прижилась после царского указа?

— Помимо внешнего убранства питейных заведений в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия ёлки использовались на катальных (или, как ещё говорили, скатных) горках. На гравюрах и лубочных картинках XVIII и XIX веков, изображающих катание с гор на праздниках (Святках и Масленице) в Петербурге, Москве и других городах, можно увидеть небольшие ёлочки, установленные по краям горок.
В Петербурге ёлками принято было также обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву: «В снежные валы, — пишет Л. В. Успенский о Петербурге конца ХIХ — начала XX века, — втыкались весёлые мохнатые ёлки», и по этой дорожке «дюжие молодцы на коньках» перевозили санки с седоками.

— Да, катание с гор было любимым зимним развлечением в России. Тут тебе и настроение праздничное, и удаль, да и затрат никаких...

— Катание с гор действительно было излюбленной забавой горожан всех сословий. Известно, что и царственные особы катались с горок. Петр I в сопровождении двора выезжал в Дудергоф в окрестностях столицы, чтобы потешиться катанием на санях с крутых склонов Вороньей горы. В 1735 г. императрица Анна Иоанновна устроила катальные горы в Зимнем дворце.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны катания устраивались в её любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, на которых каталась и сама императрица. Но вот про то, что в городах это было бесплатным развлечением, вы напрасно говорите. Уже с середины XVIII в. вход на горки был платным – по копейке.

— Неожиданный факт. Но давайте с горок вернемся к ёлкам. Кто же и когда первым украсил ёлку в помещении, и не просто украсил, но сделал её центром праздника?

— Наш музей хранит портрет великого князя Константина Николаевича – одного из сыновей Николая I. Так вот, когда Константин был маленьким, его маменька, великая княгиня Александра Фёдоровна, урожденная немецкая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, устроила первую Ёлку в 1818 году в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. 

На Рождество 1828 года Александра Фёдоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской ёлки» в собственном дворце для пяти своих детей (портрет ее сына Константина представлен на нашей выставке) и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. 

Ёлка была установлена в Большой столовой дворца.

Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили ёлочки, украшенные конфетами, золочёными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. 

Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались. 

С этих пор по примеру царской семьи ёлку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.

— Я слышала, что в ходу были такие выражения, как «грабить ёлку», «щипать ёлку», «рушить ёлку», а что они означают?

— Да, и означали эти выражения именно то, что в конце праздника ёлку разрушали. Доведённые до крайне восторженного состояния дети получали ёлку в своё полное распоряжение: они срывали с неё сласти и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево, что и породило эти выражения. Более того, сам детский праздник нередко называли праздником «ощипывания ёлки». Разрушение ёлки имело своего рода психотерапевтическое действие. Дети получали разрядку после пережитого ими долгого периода напряжения, ожидания. 

В конце праздника опустошённое и поломанное дерево выносили из залы и выбрасывали во двор.

— Как дальше стала распространяться в России традиция украшать ёлку к Новому году, к Рождеству?

— Существенную роль в распространении и популяризации ёлки в России сыграла коммерция. С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии, относящиеся к маленькой альпийской народности — ретороманцам, знаменитым во всей Европе мастерам кондитерского дела. Постепенно они завладели кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу ёлок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Стоили такие ёлки очень дорого («от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей»), и поэтому покупать их для своих деток могли только очень богатые «добрые маменьки».

Не только весельем, ёлками и поздравлениями и подарками отмечали Новый год: в царской семье было принято служить новогодний молебен. Эта традиция соблюдалась, даже когда члены царской фамилии бывали за рубежом. 

Из дневника великого князя Сергея Александровича (1903 г.): «31 декабря. Дармштадт... В 3 ч. в нижней большой столовой новогодний молебен; собрались все русские здесь — молилось горячо... Пили чай и гуляли снова... Были пустячки от жены. Господи, благодарю Тя за все прошлое! Не оставь и в будущем. Аминь».

— Так когда всё-таки в России ёлку стали украшать как символ Рождества?

— В России ёлка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев.
Позже стали делать специальные ёлочные украшения: из папье-маше и стекла. В торжественный момент на елках зажигали настоящие свечи (как напоминание о Вифлеемской звезде), а рядом ставили ведро с водой, чтобы быстро потушить возможный пожар.

В царской семье устраивалось несколько Ёлок: для взрослых, для детей, для придворных.

Несмотря на популярность ёлок у дворян и зажиточных купцов, крестьяне не ставили их вплоть до середины 1930-х годов.

— Не будем забывать, что после Октябрьской революции торжественное шествие новогодних и рождественских праздников по России было прервано.

— Да, совершенно верно. Рождественские праздники были запрещены как религиозные, а светский новый год — как буржуазный. Более 15 лет советские дети не праздновали новый год. 

Однако все изменилось в 1935 году. В комсомольской правде вышла статья «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Было решено, что советским детям необходим этот праздник. 

С этого момента начал формироваться тот самый праздник, который мы помним с детства.

В связи с уходом от религии для создания главного зимнего персонажа обратились к фольклору. Отчасти образ Деда Мороза создали русские писатели. В сборнике Александра Афанасьева 1856 года появляется народная сказка о Морозко: это зимний дух, который даёт каверзные поручения двум девушкам, встретившимся с ним в зимнем лесу. Ещё раньше, в 1841 году, сказку с таким же сюжетом опубликовал Владимир Одоевский.

Финальный вариант новогоднего сценария 1937 года разыгрывал сказку — нечто среднее между «Морозом Ивановичем» и «Морозко». Он включал призывание Деда Мороза к детям или его поиски, а также совместное решение трудных задач. Снегурочка выполняла роль помощницы Деда Мороза.

Вот такая история у наших длинных зимних праздничных выходных дней. С Новым годом всех читателей портала "Истра.РФ" и с Рождеством Христовым!

 

Фото: пресс-служба музея "Новый Иерусалим"

Авторы

Елена Аёшина

Елена Аёшина


опрос

Услугами каких банков вы пользуетесь?

Можно выбрать несколько вариантов. Опрос анонимный

142 уже проголосовали

Поделитесь историей

Обсудить

Аватар

Добавление объявлений доступно только для зарегистрированных участников

Предложить новость

Обратите внимание: это форма для отправки НОВОСТЕЙ.
Добавить фото и видео

Информация об авторе

Вход

Вы можете войти с помощью социальных сетей:

Добавить объявление


Ваши контактные данные