Митинги в Хабаровске: кому? зачем?
- четверг, 23 июл 2020, 11:36
- 41
- 2.4K
- четверг, 23 июл 2020, 11:36
- 41
- 2.4K
"Хабаровск”, — говорят представители власти и чаще всего имеют в виду конкретную сумму. "Хабаровск”, — говорим мы и понимаем, что многотысячные ежедневные акции протеста там стали едва ли не единственным заметным политическим событием этого лета.
Когда в прошлом году я детально опрашивал жителей Южно-Сахалинска на предмет “Кто ваш лучший губернатор за всю историю?”, то абсолютно каждый, от таксиста до журналиста, отвечал одинаково: "Хорошавин" (бывший губернатор Сахалинской области, осужденный на 13 лет строгого режима и штраф в 500 млн за взятки — прим. ред.)
Далее следовал такой диалог:
- Но он же воровал!
- Конечно, воровал! А кто не ворует? Зато посмотри, сколько он всего построил! Больше, чем другие! А те просто воровали…
В этом ответе заключается вся “зарука” российской внутренней политики. Из года в год. Губернаторов назначали, некоторых даже любили. Некоторых даже сажали. Но никто и никогда не выходил на улицу бунтовать против их посадок.
Но в июле 2020-го что-то пошло не так. Больше недели люди в огромных количествах выходят на улицы столицы региона с требованием вернуть им своего губернатора, перефразируя в слоган известное выражение, приписываемое одному американскому президенту в адрес скромного латиноамериканского диктатора:
“Фургал, может быть, и су***н сын, но он наш су***н сын!”
А лучшие политологические умы современности теперь бьются в отчаянных попытках объяснить происходящие. Ничего лучше, чем пресловутая “дальневосточная ирредента” не придумали. Мол, народ там ушлый, от столицы далеко, Москву не любит, вот и буянит.
Но Дальний Восток разный. Как нельзя сравнивать Литву и Эстонию, слившуюся в русском сознании в единую “Прибалтику”, так и Владивосток с Южно-Сахалинском нельзя ввалить в единое “Зауралье”.
Сахалин — забытая колония, где чуть ли не десятую часть населения составляют экспаты развитых стран, живущие по своим законам в своих элитных резервациях, встречающие аборигенов разве что в ночных клубах по выходным. Приморье — по-прежнему анклав лихих девяностых. С пацанчиками в кожаных куртках, браконьерами и перегонщиками тачек. Там девушки мечтают о красивой жизни на материке, а парни не надеются на государство и законный бизнес.
Но ни там, ни там, люди не вышли на улицу, защищая своих губернаторов — любимого Хорошавина и законно избранного Ищенко.
Поэтому второй излюбленный тезис политологов о ситуации в Хабаровске: Фургал, в отличие от остальных избранный (читай, уходящая натура), а не назначенный, тоже не очень вяжется с избранным, но не состоявшимся губернатором Приморья от КПРФ.
Третий тезис, любимый так называемой несистемной оппозицией — хабаровчане насмотрелись стримов Навального и пошли митинговать, — не выдерживает никакой критики.
Ещё ни один оппозиционный лидер новейшей России не смог вывести столько людей на улицу даже в Москве, не говоря уж о регионах.
Так как же всё-таки объяснить, что произошло в бывшей (лишь в 2019-м году столица переехала из Хабаровска во Владивосток ) столице Дальневосточного федерального округа?
Как в анекдоте: “Что произошло, объяснить я и сам могу, мне бы понять...”
Куда проще именно понять, почему протесты не разгоняют. Потому что свои, потому что не за “либералов”, потому что нет вожака. И главное — потому что очень много людей вышло на улицу. Вы скажете: на Болотной было больше.
Больше. Но это был согласованный митинг с организаторами, заявками в мэрию, полицейским оцеплением. В Хабаровске никто ничего не согласовывал. Нет никакой полиции, никаких организаторов. Только праведный гнев. Чистый, без вмешательства извне. “Верните нам наше! Мы тут сами разберёмся!”
И ведь вернут. И судить будут в Хабаровске. И за недоказанностью улик оправдают.
При одном условии — если протесты продолжатся.
Поэтому объяснить происходящее в далеком регионе можно только тестом на становление гражданского общества — когда именно общество требует справедливости, а не какие-то абстрактные активисты.
А вот понять... А понимать происходящее каждый должен уже сам. В меру своей политической испорченности.
P.S. В заключение хочется пожелать хабаровчанам стойкости, а властям — хороших политических советников. Может быть, они подскажут, что сажать популярных губернаторов лучше зимой. Аккурат на Крещение. Тогда, глядишь, и народу выйдет не так много. Всё-таки зимы у нас по большей части суровые. Хабаровск всё-таки.