Экс-главу Рузы взяли под арест
- суббота, 20 фев 2021, 11:50
- 58
- 11.9K
- суббота, 20 фев 2021, 11:50
- 58
- 11.9K
Басманный суд Москвы арестовал на два месяца бывшего рузского руководителя Максима Тарханова и его бывшего заместителя Артёма Рыбакова.
Следствие подозревает Тарханова и Рыбакова в хищении полумиллиарда рублей. Сотрудники Следственного комитета и Федеральной службы безопасности задержали Максима Викторовича в ночь с 17 на 18 февраля. После ухода с поста главы городского округа Руза в 2018 году чиновник работал в должности первого заместителя руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
Однако Рыбаков и Тарханов были задержаны по подозрению в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), которое повлекло за собой значительный ущерб, — фиктивной реконструкции очистных сооружений.
Она должна была быть произведена силами рузской администрации и ООО «АИС». Акты выполненных работ были подписаны, но реконструкция очистных сооружений фактически не производилась, что выяснилось спустя некоторое время после ухода Тарханова с поста руководителя округа: 5 ноября 2018 года Тарханов уволился, а 8 ноября устроился на работу в Правительство Москвы.
Максима Тарханова сменила Татьяна Витушева, но уже спустя год перешла на работу в Истру, и главой округа стал Николай Пархоменко. При его руководстве следствие и выяснило, что очистные сооружения не реконструировали, их мощность не увеличена. В 2020 году были задержаны руководители ООО «АИС», которые дали показания на Рыбакова и Тарханова.
Следствие ходатайствовало перед судом о заключении под стражу до 16 апреля 2021 года Артёма Рыбакова и Максима Тарханова, а также их предполагаемого подельника Павла Рослякова. Оно утверждает, что администрация городского округа заключила с компанией «АИС» договор на реконструкцию очистных без проведения конкурса на выбор подрядчика, работы были организовали в меньшем объёме, чем было предусмотрено соглашением. Чиновник и его коллеги не подавали заявку на ввод очистных в эксплуатацию, чтобы скрыть преступление. По версии следствия, Рыбаков и Тарханов знали о завышении расходов и стоимости работ, но не предпринимали никаких действий в части муниципального контроля.
Компании «АИС» были выплачены сотни миллионов рублей в период с декабря 2016 года по ноябрь 2018 года. Эти средства были предположительно похищены участниками сговора.
Представители Следственного комитета считают, что Тарханов лично согласовывал финансовые операции, связанные с коммерческим подкупом, подлогом, а Рыбаков подписывал документацию о работах на объекте Сотрудникам же, которые осуществляли личный контроль за реконструкцией очистных, чиновники давали распоряжение продолжать согласование актов выполнения работ, которые фактически не производились. Некоторые сотрудники, по версии следствия, до сих пор работают в администрации городского округа Руза.
Тверские журналисты сообщают, что Артём Рыбаков перешёл на работу вообще в другой регион, в начале 2019 году устроившись в Фонд капитального ремонта Тверской области в качестве заместителя руководителя Фонда. Деятельность Фонда и в частности Рыбакова в 2019 году была отмечена властями Тверской области и общественностью как неудовлетворительная: Фонд обвиняли в срыве программы капитального ремонта в городах Бологое и Лихославль. Однако, как сообщают «Tvernews.ru», в первом случае ситуацию всё же объяснили отсутствием желающих принять участие в торгах, во втором – недобросовестностью подрядчика.
Деятельность же Максима Тарханова в Рузе стала восприниматься негативно ещё раньше. С 2014 года молодой руководитель реализовывал политику, связанную с перестройкой местного самоуправления, жёсткой централизацией власти по вертикали.
Тарханов поддержал муниципальную реформу по преобразованию районов в городские округа, для Рузы событие официально состоялось 9 января 2017 года. Однако энергичный сити-менеджер не стремился реально оценивать потребности населения в стратегических вопросах: Тарханов покинул должность на фоне протестов местного населения из-за размещения мусорного полигона вблизи деревни Щелканово по дороге из Рузы в Волоколамск, с критическими отзывами о нежелании действительно добиваться субсидий и трансфертов у регионального правительства, запущенностью сферы благоустройства.
Не имея возможности быстро настроить систему переработки отходов и в виду высокой коррупциогенности мусорных операторов, власти области при этом не могли не отреагировать на массовые выступления жителей Волоколамского района, добивавшихся закрытия полигона Ядрово. Одновременно началась рекультивация закрытого полигона в деревне Аннино, по дороге из Рузы в Истру. Увеличившееся количество отходов предполагалась размещать в бывших карьерах у Щелканова, в том числе на обводненной территории, вблизи подземных источников воды, питающих колодцы и водозаборы западного и южного Подмосковья.
На местном уровне весь народный гнев принял на себя Максим Тарханов. Ему предстояло решить проблему со временным складированием мусора. Но эффективно проконтролировать вывоз мусора с контейнерных площадок Рузы и участвовать в мониторинге временного складирования отходов, которые ещё год назад поступали на полигон Кучино в Балашихе, закрытый по поручению президента, чиновник не смог. После длительных и масштабных протестов населения и столкновений жителей с охраной полигона программа размещения отходов в городском округе Руза была свёрнута.
История смены статуса земель, въезд на которые перекрывали жители окрестных деревень, для размещения мусоросортировочного полигона и площадок для временного складирования отходов началась ещё до вступления Тарханова в должность при руководителе Рузского муниципального района Олеге Якунине. Но помочь решить старую проблему Тарханов так и не смог.
За время руководства Якунина и в бытность Тарханова на посту главы округа также не решалась и по сей день актуальная серьёзная проблема с содержанием военно-мемориальных объектов – памятников и памятных знаков и непосредственно воинских захоронений.
В 2021 году печальное наследие Якунина и Тарханова стало предметом обсуждения на уровне Общественной палаты Московской области: за время работы Тарханова и Якунина в аварийное состояние пришло несколько десятков военно-мемориальных объектов. Из 85 воинских захоронений 6 оказались на частных территориях, 2 захоронения фактически уничтожены, только одно – воинское кладбище в деревне Сафониха – было включено в перечень выявленных объектов культурного наследия. По вопросу содержания и популяризации военно-мемориального наследия городской округ Руза до сих пор находится на самой нижней позиции областного рейтинга, за исключением объектов, которыми занимаются непосредственно в правительстве региона.
Тарханов и Рыбаков, в отличие от ушедшего на пенсию Олега Якунина, впрочем, и не были изначально активно заинтересованы в реализации проектов, связанных с длительной и детальной проработкой. Уроженец Самары Артём Рыбаков, в частности, постоянно менял место работы до и после службы в городском округе Руза.
После увольнения из тверского Фонда капитального ремонта в декабре 2019 года Рыбаков перешёл на работу в префектуру Зеленограда. Он стал заместителем главы управы района Матушкино по вопросам ЖКХ и строительства, сменив по иронии судьбы также задержанного на тот момент Дмитрия Уварова, подозреваемого в получении взятки и превышении полномочий, связанных с деятельностью ГБУ «Жилищник».
Артём Владимирович в 2002 году закончил Академию гражданской защиты МЧС России как инженер по защите в чрезвычайных ситуациях, в 2010 году окончил Академию права и управления Федеральной службы исполнения наказаний в качестве юриста.
Максим Викторович получил то же образование, что и Рыбаков. Уроженец Тюмени окончил юридический факультет Тюменского государственного университета. Будущий чиновник впервые появился в Рузе в качестве адвоката, однако запомнился жителям округа как инициатор многочисленных инвестиционных проектов, о которых было объявлено почти одновременно, при этом ни один из инвестиционных и градостроительных проектов Тарханова не был реализован вовсе Напоминания о них остались только в генеральном плане городского округа Руза — например, идея нового города Руза-Сити, которая не нашла поддержки ни у государства, ни у девелоперов.
Тарханов обещал жителям город размером с Коломну или Серпухов вблизи трассы «Балтия», в городе предлагалось построить помимо жилья, инфраструктуры и административных зданий 6 поликлиник, 50 детских садов, 17 школ, 2 спорткомплекса, конно-спортивный клуб, театр, образовательный центр и международную языковую школу.
Большая часть земель, на которых предлагалось реализовать амбициозный проект, была выведена из сельскохозяйственного оборота при Якунине и Тарханове, в настоящее время земельные участки большой площади покрыты сорной растительностью. В северной части городского округа Руза с автодорог заметны целые поля борщевика, до настоящего времени сорные растения занимают территории многих кладбищ, рекреационных зон, парков. Деградация земель, выведенных из оборота, настолько масштабна, что старания следующих руководителей – с 2018 по 2019 год и с позапрошлого года по настоящее время – пока не привели к существенным результатам. Руза также находится в самых нижних строчках областного рейтинга муниципалитетов.
Жители Рузы стали называть чиновника "Максимом .....грамовичем", отмечая, что невозможность исполнить обещанное была даже менее странной для руководителя муниципалитета, чем постоянные требования превозносить любой успех и демонстрировать любую деятельность, даже не связанную с выполнением служебных обязанностей.
В 2018 году чаша терпения жителей переполнилась, когда помимо блокирования недовольных в социальных сетях, Тарханов способствовал разгону протестующих в Щелканове с привлечением полиции и ОМОН. Бывший глава безосновательно обвинял граждан в том, что их обеспокоенность значительной экологической проблемой финансируют Навальный и Ходорковский, чтобы создать протестные настроения.
Спустя два с половиной года Максим Викторович сам оказался под арестом за действия, нанесшие ущерб рузскому краю.