С музыкой в душе
- вторник, 27 мар 2018, 12:04
- 1
- 2.6K
- вторник, 27 мар 2018, 12:04
- 1
- 2.6K
В жизни любых родителей наступает момент, когда они встают перед выбором, куда определить своего ребёнка – отдать ли в спортивную секцию или на танцы, в художественную или музыкальную школу. Кто-то выбирает музыку... Ещё бы - ведь играя на музыкальном инструменте, ребёнок разрабатывает мелкую моторику, развивает память, внимание, фантазию, усидчивость и много ещё чего. Такой ребенок становится многогранной личностью.
И снова родители перед выбором: на какой инструмент записать ребёнка, к какому педагогу. Хороший педагог – это прежде всего прекрасный знаток сложной детской психологии. Именно он закладывает фундамент всему тому, что в личности ребёнка будет определяющим, какую позицию он займет по отношению к музыке. На начальном этапе очень важно, чтобы педагог поддержал желание заниматься музыкой, а не погасил его. Первые требования для маленьких учеников могут быть непонятными - в частности, правильная посадка, постановка рук, аппликатуры. И здесь от педагога требуется особое терпение и профессионализм.
В нашей Истринской детской музыкальной школе много прекрасных преподавателей, один из них – Голубкова Татьяна Владимировна, педагог по классу фортепиано. Она работает в школе уже 35 лет. Сколько учеников выпустилось у неё за это время, а она помнит их всех. Немало сил, терпения, знаний, труда и любви приложила она, чтобы у малыша, для которого она зачастую становилась первой учительницей в жизни, появился интерес к уроку. И вот он начинает прислушиваться к звукам фортепиано, извлекая их пока одним пальчиком. Прошло какое-то время, и он уже пытается играть двумя руками по очереди коротенькую песенку, а вот маленький ансамбль вместе со своей учительницей. Сколько радости излучают эти счастливые глазки! Татьяна Владимировна прекрасно знает, как важна для ученика уверенность в своих силах, важен пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный преподавателем. И первоклашки, Алиса Басова и Диана Зайцева, ходят на её уроки с удовольствием. Татьяна Владимировна умеет учебный процесс превратить в интересное познавательное приключение. Вот маленькая ладошка на руке преподавателя взлетает над клавишами, плавно опускается и снова парит, запоминая нужный темп и движение. А небольшая история, рассказанная при этом, помогает лучше понять характер пьесы. Учитель разрешает и приветствует присутствие родителей на уроке. И тогда при выполнении дома задания юному пианисту есть кому помочь и подсказать, поправить. Постепенно такая помощь требуется всё реже.
И вот благодаря этому ученица 2 класса Эвелина Пугачева уже участвует в конкурсах и даже занимает призовые места. Как она сама признаётся, как бы хорошо ни было выучено произведение, на прослушивании она сильно волнуется, и тут всегда на помощь приходит любимый педагог. Татьяна Владимировна всегда рядом, за кулисами даёт последние наставления, подбадривает, разминает пальчики. Ну, а победа в конкурсе – это самый радостный момент как для самой ученицы, так и для родителей и педагога, это результат общей работы.
С каждым годом произведения становятся всё более сложными. Старшеклассницы Диана Каспарян и Таня Иванова прекрасно знают, что сыграть правильно и чисто уже недостаточно. Пьеса оживает, если она озвучена в соответствии с замыслом композитора, и задача исполнителя - донести до слушателя всё, до мельчайших деталей замысла. Огромную роль при выполнении этой задачи играет детальный разбор произведения, погружение в эпоху и историю написания данного музыкального произведения. Ученик вместе с учителем проходит сложный путь от эскизного воспроизведения до вырисовывания замысла. Диана мечтает стать профессиональной пианисткой. И снова и снова садится она за инструмент, отшлифовывая исполнение. Но дело стоит того! За время учёбы в музыкальной школе Диана приняла участие в 35 конкурсах самого разного уровня, в большинстве из которых занимала призовые места. Её номера являются украшением любого концерта.
Татьяна Владимировна всегда в движении, в поиске чего-то нового. Она соединила в фортепианный дуэт своего ученика Талагаева Георгия и Чебрякову Юлю, ученицу Фокиной Веры Владимировны. Игру в четыре руки во все времена любили за красоту звучания. Но тут учителю приходится приложить немало усилий, чтобы добиться полной синхронности, единства динамики и характера. Татьяна Владимировна объясняет ученикам, как важно уметь слышать партнера в игре ансамблем, учит передавать друг другу мелодию, незаконченную фразу, не нарушая при этом целостности произведения. Все её усилия не прошли даром. Ансамбль не раз становился лауреатом конкурсов. У ребят сформировалось чувство такта, уважения, сопереживания друг другу. Недаром ансамбль с французского означает «единство».
Более 20 лет Татьяна Владимировна вместе с Верой Владимировной Фокиной проводят фестивали других ансамблей – семейных. В них принимают участие все желающие учащиеся музыкальной школы совместно со своими братьями и сестрами, мамами и папами, бабушками и дедушками, тётями и дядями. При таком подходе музыкальное образование захватывает всех членов семьи, у родителей появляется очень важный и интересный повод для приложения совместных усилий – их собственный ребёнок. При этом не у всех членов семейного ансамбля есть музыкальное образование. Но, как говорится, было бы желание!
Татьяна Владимировна может кого угодно заразить творчеством, ведь она и сама человек энергичный, активный, с неистощимой фантазией. Она проводит в школе много разных мероприятий: посвящение в музыканты для первоклашек, концерты к праздничным датам, выпускные вечера, ездит с ребятами на концерты и фестивали, ведёт страничку на Ютубе. Татьяна Владимировна старается, чтобы и её ученики занимали активную жизненную позицию. Она считает, что музыкальное образование – это прежде всего путь всестороннего развития личности, который даст ребенку возможность преуспеть в любой сфере деятельности, даже весьма далёкой от музыки. Ведь творческие личности способны находить возможность там, где другие её просто не замечают. Все её ученики очень разные, но для каждого она находит свои, какие-то особенные слова, помогающие раскрыться способностям.
За каждым успешно сданным зачётом, за дипломом лауреата, за аплодисментами на концерте стоит нелёгкий труд, бесконечные репетиции, переживания и волнения этого удивительного человека, Учителя от Бога. Спасибо Вам, Татьяна Владимировна!
С благодарностью, Ваши ученики и их родители