Отбиваем атаку мошенников
- воскресенье, 26 мар 2023, 09:14
- 0
- 1.4K
- воскресенье, 26 мар 2023, 09:14
- 0
- 1.4K
Об этом рассказали в Главном управлении региональной безопасности (ГУРБ) Московской области.
Оказалось, что с февраля 2022 года количество звонков от фейковых сотрудников банков сократилось до минимума, однако, начиная с сентября прошлого года, злоумышленники вновь принялись за старое.
С начала 2023 года злоумышленники, используя телефоны, под разными предлогами совершили на территории Подмосковья порядка 350 преступлений, в которых правоохранительные органы зафиксировали ущерб. Такой статистикой поделились в ГУРБ.
Чаще всего жертвами преступников становятся жители Московской области. Мошенники представляются специалистами служб безопасности крупнейших российских банков. Или говорят: «В таком-то финансовом учреждении на вас оформили кредит, поэтому нужно срочно пойти и взять деньги в своём банке и таким образом решить внезапно возникшую проблему».
Кем ещё представляются мошенники? Сотрудниками Росфинмониторинга, оперативными сотрудниками, представителями органов дознания и так далее, отвечают в ГУРБ.
Мессенджеры в тренде у мошенников
Специалисты ГУРБ отметили, что злоумышленники всё чаще используют мессенджеры WhatsApp, Viber и Telegram. С их помощью они звонят своим жертвам и разыгрывают целые сюжетные линии. Как правило они входят в доверие к людям, используя профессиональную терминологию специалистов служб безопасности.
Частый сюжет: преступники звонят пожилым людям и начинают говорить о том, что их близкий родственник якобы сбил кого-на на автомобиле, поэтому срочно нужны деньги, чтобы договориться с пострадавшим в ДТП. Такие или похожие сценарии вновь используют преступники.
Но за деньгами теперь злоумышленники отправляют домой к гражданам курьеров или таксистов, которые часто не знают, что в посылке, которую они везут.
Почему мы верим
«Московская газета» публикует советы клинического психолога, основателя академии «ТРИЭТТА» Валерия Ивановского.
«В условиях нестабильности количество мошенничеств растёт, — говорит Валерий Ивановский.
— Дело в том, что нестабильность заставляет человека сомневаться в правильности выбранной линии поведения; в том, насколько он верно поставил перед собой задачи; в том, насколько он трезво оценивает происходящее».
Основатель академии «ТРИЭТТА» говорит, что злоумышленники пользуются тем, что в сети сегодня можно найти личные данные граждан.
«Называя абоненту его имя, фамилию, год рождения, какие-то факты из жизни, преступник входит в контакт с жертвой, — поясняет клинический психолог. — Главное — вызвать доверие у человека. Дальше мошенник начинает эксплуатировать у жертвы чувство неуверенности, чувство тревоги за себя и своих близких. Большинство преступников опираются именно на это. Дело в том, что в такой ситуации стресса организм быстро мобилизуется. Происходит выброс адреналина, норадреналина, сужение сосудов и так далее. В итоге функция контроля и управления поведением человека переходит из рациональной в аффективно-волевую сферу».
Со слов Валерия Ивановского, человек попавший в экстремальную ситуацию сразу начинает эмоционально реагировать и меньше задумываться.
Как не стать жертвой мошенников
О том, как себя вести, если вам звонит «полицейский», или «сотрудник» банка, неоднократно рассказывали сотрудники полиции.
В одной из московских газет опубликованы советы клинического психолога для тех, кто не хочет стать жертвой мошенников:
«Первый — это готовить себя. Он предполагает изучение первичной информации о методах мошенничеств. То есть человеку стоит узнать наиболее распространённые уловки злоумышленников. Потом, когда ему позвонят преступники, он поймёт, как им собираются манипулировать. Если ситуация окажется вам знакомой, она уже не будет стрессовой и эмоциональной. То есть у вас будет время, чтобы понять, как отреагировать адекватно».
Второй совет специалиста: каждый раз, когда вы видите незнакомый номер, спрашивать себя: «Зачем этот абонент мне звонит? С добрыми намерениями он меня беспокоит или нет?»
По мнению Валерия Ивановского, эти вопросы запускают процесс самоанализа.
«Это поможет вам гораздо легче увидеть какие-то несостыковки и сомнительные моменты в разговоре с неизвестным. И определить, что вами манипулируют», — говорит психолог.
Специалист объясняет, что, разговаривая с «сотрудником» банка, человек боится выглядеть некомпетентным и неблагодарным. «Ведь ему звонят с неким предложением, которое должно принести добро и пользу, — говорит Ивановский. — Жертва не хочет разозлить своего «благодетеля», ведь это может иметь негативные последствия».
В этой связи, третий совет клинического психолога: «Если вас по телефону беспокоит незнакомец, то скажите ему: «У меня складывается ощущение, что вы мной манипулируете». На самом деле, эта фраза — очень мощный контратакующий инструмент. Как правило, мошенники оказываются к ней не готовы. Поэтому эта реплика либо разрушает заготовленную преступником словесную атаку, либо создаёт необходимую паузу в разговоре, которая поможет вам прийти в себя. Часто на эту фразу мошенники сразу отвечают грубостью, либо начинают оправдываться, что называется, частить, выдавая свои истинные намерения».