Общественная палата. 15 лет вместо
- вторник, 21 июл 2020, 14:44
- 11
- 2.5K
- вторник, 21 июл 2020, 14:44
- 11
- 2.5K
Почему общественный орган, созданный сверху для формирования гражданского общества в 2020-м году, окончательно стал рудиментарным?
Есть такое выражение: “Человек трудной судьбы”. Применяют его, как правило, к людям которых эта самая жизнь, согласно другому расхожему выражению, “потрепала”.
Так вот, если заменить слово “человек” на слово “институт”, то все вышеперечисленное можно отнести и к многострадальной Общественной палате.
Созданная ещё в 1994-м году, ещё самим Ельциным, через 2 года была она была преобразована в Политический консультативный совет при Президенте РФ. Чем занимались эти органы в лихие 90-е, одному только тогдашнему президенту и ведомо, но у него уже не спросишь.
Новый молодой глава государства на рубеже тысячелетий старый орган попросту упразднил.
Шли годы. Вертикаль укреплялась, “несогласные” разгонялись, олигархи сажались, западные партнеры раздражались. И вот на середине своего второго срока гарант Конституции, по чьему-то совету или сам, видимо, чтобы успокоить раздражённую общественность (прежде всего на прогрессивном Западе), достаёт с пыльной антресоли забытых институций Общественную палату.
“Новые организации придумывает тот, у кого старые плохие”, — решили в Кремле, и в холодном январе 2006 года свои двери распахнуло новое гнездо гражданского общества Российской Федерации.
На этом можно в принципе ставить точку. Потому что ничем интересным или значимым за эти годы в новейшей российской истории ОП не отметилась. Если уж совсем цинично, то лучшая характеристика для Общественной палаты — "Совет федерации для бедных". В том смысле, что верхняя палата российского парламента сама по себе является синекурой для вышедших в тираж чиновников. Но там хотя бы какая-никакая власть, неприкосновенность, зарплата и прочие вкусняшки.
В Общественной палате же самое главное то, что тебя туда может назначить сам президент. По своей квоте. И это более или менее известные лица. Там в основном заслуженные бюджетники и почётные деятели шоу-бизнеса. Есть ещё квоты от законодательных собраний субъектов федерации и НКО. “Путём тайного альтернативного голосования по одному обладающему безупречной репутацией представителю в состав Общественной палаты”. Но кто все эти люди?..
А чем же занимается Общественная палата? Как же! Например, проводит конкурс “Мой проект — моя страна” и фестиваль гражданского общества “Добрые люди”. Не слышали о таких? Ну, это ваши проблемы. А они есть!
Общественная палата по идее должна формировать общественные советы при министерствах и ведомствах. Но на практике и этого нет.
Обходится этот дивный орган государству почти в миллиард ежегодно. Но разве это деньги? Для гражданского-то общества.
И это ещё полбеды. Потому как помимо федеральной общественной палаты существуют региональные и…. муниципальные. Да-да. Как, не слышали об Общественной палате вашего города? Ну, дальше вы знаете...
Но здесь всё совсем покрыто мраком, потому как, например, об Общественной палате города Москвы мы узнали только из-за её председателя, который, так уж совпало, был руководителем предвыборного штаба столичного градоначальника на последних выборах.
Вы скажете: но погоди, автор! Нам же нужно как-то институализировать гражданское общество!
Видите ли, если гражданское общество назначается сверху, то оно уже и не совсем общество и уж тем более никак не гражданское.
Гражданское общество формируется само. Без всяких палат и назначений.
Вот недавние события в одном дальневосточном городе показали, как оно формируется. Результаты голосования по поправкам в Конституцию в одной северной автономии тоже вполне можно отнести на счёт того самого гражданского общества.
Ведь то, что было актуально в сытые нулевые, совсем потеряло смысл в ревущие двадцатые.
Иван Никитин