«Мигающий зелёный» в Зеленограде вызвал жаркие споры среди жителей и чиновников
- суббота, 17 фев., 10:10
- 12
- 989
- суббота, 17 фев., 10:10
- 12
- 989
Эксперимент над водителями в соседнем Зеленограде снова продлили — теперь до лета. Почему сотрудники ГИБДД и специалисты из ЦОДД спорят друг с другом?
В октябре 2023 года в Зеленограде начали проводить эксперимент в сфере дорожного движения. В старой части города изменили режим работы светофоров на перекрёстках — отменили «мигающий зелёный». Теперь перед водителями резко и неожиданно включается «жёлтый» — запрещающий движение сигнал.
Практически сразу после начала эксперимента водители завалили профильные инстанции жалобами — писали и в Центр организации дорожного движения (ЦОДД), и в ГИБДД. Спустя время появилась петиция на сайте change.org с просьбой прекратить эксперимент. На данный момент её подписали уже почти 7200 человек.
Огромное количество негативных отзывов об изменениях появилось и в социальных сетях. Редакция портала «Зеленоград.ру», на данные которого мы опирались в этой статье, провела опрос среди своей аудитории. По его результатам, 85% опрошенных не поддержали идею эксперимента. В опросе, который провели в начале октября, участвовало более 2800 человек.
Реакция властей появилась уже через две недели после запуска нововведения. Гендиректор «Спецдорпроекта» (компании, отвечающей за интеллектуальные транспортные системы Москвы. Компания имеет непосредственное отношение к эксперименту — прим. ред.) Константин Антонович отчитался об эффективности эксперимента.
По его данным, до начала смены режима подавляющее большинство водителей (до 80%) ускорялись на «мигающий зелёный». После начала эксперимента доля таких водителей снизилась до 10-15%.
Спустя ещё неделю, то есть через три недели после начала эксперимента, появились сообщения о ДТП на перекрёстках. Условия у всех похожие — водитель первого автомобиля резко остановился перед жёлтым светофором, водитель второго затормозить не успел. Первую такую новость опубликовали на портале «Зеленоград.ру» 13 октября.
Уже на следующей неделе среагировала ГИБДД. Замначальника московского управления Евгений Логиновский в ответе местному жителю сообщил, что вопросами организации занимается ЦОДД. По его словам, ГИБДД обратилась в ЦОДД, чтобы те «рассмотрели вопрос о применении цифрового табло обратного времени оставшемся до окончания горения зелёного сигнала».
Однако уже к концу октября ГИБДД сообщила о значительном росте числа ДТП. Этот факт сотрудники инспекции связали с проводящимся экспериментом. Более того, на Комиссии по безопасности дорожного движения ГИБДД сообщила об увеличении жалоб от водителей автобусов.
Портал «Зеленоград.ру», освещавший профильную комиссию, отметил, что в решении Комиссии по безопасности дорожного движения «сквозит обида, что им не сказали заранее об этом эксперименте».
Об этом говорит и аргументация ГИБДД. В качестве неё инспекция использовала, в том числе, и следующие тезисы:
— данные ЦОДД о том, что 80% водителей ускоряются, чтобы успеть проехать на мигающий зеленый, не соответствуют действительности;
— в ЦОДД не учли «условия при движении на автомобиле и резко меняющейся дорожной обстановке, а именно: время, необходимое для принятия решения водителем, время срабатывания тормозного привода».
Например, в Зеленограде снизилось количество нарушений скоростного режима, а нарушителей стало меньше в 3 раза. К тому же средняя скорость движения снизилась с 52 км/ч до 40 км/ч, как следует из представленной ЦОДД статистики.
Цифры общество не успокоили. Водители автобусов продолжили жаловаться на эксперимент, а ГИБДД выпустили следующее заявление:
После этого тезиса гендиректор «Спецдорпроекта» Константин Антонович неожиданно резко высказался в сторону водителей Зеленограда:
«Если у водителей стресс — пусть пьют валерьянку. Вы должны наблюдать за дорожной обстановкой, а не в телефон смотреть или, пардон, в носу ковыряться, не на соседку, прекрасную девушку, смотреть, а смотреть вперёд. И если загорелся жёлтый, и вы близко — спокойно проезжаете, если далеко — спокойно тормозите» — заявил Антонович в эфире «Москва ФМ».
Реакция на «валерьянку» Антоновича не заставила себя долго ждать.
«Антоновичу надо выпить валерьянки, извиниться перед городом за хамство на выступлении в МИЭТ и, смирившись, вернуть нормальный режим светофоров», — пишет в соцсетях житель Зеленограда.
Вообще, «Спецдорпроект» ведёт достаточно смелую медийную деятельность. Особенно для компании, которая работает с властями.
Например, в качестве реакции на обвинения в ДТП из-за эксперимента, «Спецдорпроект» выложили видео с камер видеонаблюдения. На кадрах есть само ДТП (действительно, никак не связанное с режимом светофора), а также комментарии зеленоградцев в соцсетях, которые сетуют на эксперимент. В качестве музыкального сопровождения «смелые» пиарщики «Спецдорпроекта» выбрали известный саундтрек из «Деревни дураков».
В частности, Василий Вишневский, автор канала «Градовод», обвинил ГИБДД в некомпетенции. По его анализу, среди увеличившегося количества ДТП нет ни одного происшествия с пострадавшими.
«Попытка притянуть за уши механические ДТП в результате того, что водители не соблюдают дистанцию и этим аргументировать недостатки нового режима работы светофоров — ну такое себе. На уровне кухонных дискуссий. Поэтому если что-то и отменять надо по итогам октября, так это мнение ГИБДД» — писал Вишневский.
Компромиссы рассматривались, и даже были попытки несколько «смягчить» режим светофоров. В конце ноября прошлого года жители стали замечать, что жёлтый сигнал стал работать на целую секунду дольше, чем обычно — четыре секунды. Однако никаких официальных заявлений власти не делали.
Впрочем, спустя полтора месяца эту инициативу откатили назад. Сейчас «жёлтый» горит столько же, сколько горел в ноябре — три секунды.
Эксперимент, который начался в октябре, постоянно продлевали. В декабре его продлили на месяц, а две недели назад появилась новость, о том что он будет идти минимум до лета 2024 года.
Подытожим. Средняя скорость стала меньше, нарушений скорости — меньше, ДТП — больше, пострадавших — меньше, стресса — больше, валерьянки в аптеках — меньше.
За материал, на который опиралась "Истра.РФ", редакция благодарит портал «Зеленоград.ру».
Фото: tg-канал «Zelenograd.ru», freepick.com