Историческая Истра имеет шанс затеряться в стиле хай-тек
- пятница, 23 ноя 2018, 18:51
- 34
- 3.2K
- пятница, 23 ноя 2018, 18:51
- 34
- 3.2K
Обсуждение эскизного проекта пешеходного туристического маршрута в пойме реки Истры вызвало общественный резонанс. К консенсусу договорились прийти после выхода на место.
Напомним, обсуждение эскизного проекта пешеходного туристического и паломнического маршрута в пойме реки Истры состоялось вчера на заседании Комиссии по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов окружной Общественной палаты.
И хотя председатель Комиссии, под чьей эгидой и прошло мероприятие, заверил собравшихся, что на рассмотрение выносится лишь эскизный вариант будущего проекта, который будет дорабатываться именно на основании замечаний и предложений, обсуждение прошло на достаточно эмоциональном уровне.
Каким же увидели проект общественники? Начиная свой доклад, главный архитектор округа Алексей Герасимов акцентировал внимание собравшихся на том, что концепция на сегодняшний день поменялась:
«В настоящее время проект заявляется на всероссийский конкурс малых городов и исторических поселений».
Целью данного конкурса является поддержка проектов по созданию привлекательных городских пространств в малых городах и исторических поселениях, способствующих повышению качества жизни горожан. Отметил Алексей Владимирович и то, что одним из ключевых критериев участия в конкурсе является не столько визуализация проекта, сколько его экономическая составляющая и насыщенность объектами, привлекательными для туристов.
Обозначили общественникам и цель создания вышеуказанного маршрута: связать в единое целое уже готовые этапы разработанной паломнической тропы.
К ним, например, относятся тропы от станции Новоиерусалимская до истринской святыни — монастыря — и далее до МВК «Новый Иерусалим» (окончание работ запланировано в декабре текущего года), а также пешеходная зона на ул. Ленина и уже разработанная вторая часть пешеходной улицы — вдоль ул. Ленина до ул. Морозова.
Кстати, по словам Алексея Герасимова, паломническая тропа изначально имела двойное значение: первое — туристический маршрут, второе — самостоятельный объект благоустройства, которым будут пользоваться местные жители.
Итак, эскизный проект, представленный на суд членов Общественной палаты, даёт чёткое представление, что своё начало маршрут берёт от транспортно-пересадочного узла, который в будущем должен появиться на ст. Истра. Далее он на всём своём протяжении пролегает вдоль реки Истра. Сама тропа формируется из нескольких зон, таких, например, как прогулочная, зона активного отдыха, прибрежная зона и так называемая "тихая" зона. На основной части планируется установить декинговый настил, освещение — точечные светодиодные светильники. Протяжённость тропы, согласно одному из вариантов, — 2,2 км.
Так как река Истра является питьевым источником столицы нашей Родины, в её пойме существуют водоохранные и санитарно-защитные зоны, к тому же она входит в зону охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения — ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В проекте могут появиться только некапитальные и нестационарные объекты. Архитекторы учли и тот факт, что рассматриваемая территория — потенциально подтопляемая.
В ходе заседания от общественников поступил и ряд предложений.
Например, было предложено воссоздать старое здание вокзала в самом начале пути — небольшое деревянное строение с башенкой, которое помнят старожилы города. Оно сможет нести туристско-информационную функцию, там гостям Истры любезно предложат чашечку ароматного кофе перед долгим, но интересным маршрутом, выдадут путеводитель, карту, сувенирную атрибутику.
Задействовали архитекторы в своём проекте и здание бывшей воротничковой фабрики — его, кстати, построил в 1908 году архитектор Гордеев. В разное время предлагались различные варианты использования пока заброшенных зданий, начиная от православной школы и заканчивая картинной галереей. Сегодня здесь планируется создание многофункционального культурного центра, а в будущем — проведение различных массово-развлекательных мероприятий.
Изюминками маршрута могут стать и другие небольшие объекты. Например, деревянная часовня в честь памятного события — стрелецкого бунта — или поклонный крест в честь Патриарха Никона на известном истринцам острове Кипр напротив бывшей деревни Сычёвки.
Подробнее о зонах можно узнать по представленным иллюстрациям.
По словам председателя Комиссии Константина Косенкова, данный маршрут должен стать некой тропой мира и согласия, которая ведёт паломников не к городу, который до революции был торговой слободой при монастыре и до сих пор сохраняет этот предпринимательский, порой авантюристический дух, а к "месту силы", где невозможны конфликты.
Представленный проект вызвал и ряд возражений. В частности, предприниматель Николай Давыдов напомнил собравшимся, что занимался разработкой данного маршрута на протяжении шести лет, однако все наработки и исследования не были учтены в представленном эскизном варианте. По его словам, стиль хай-тек на паломническом маршруте неуместен: «Здесь мы отдаём предпочтение гостям нашего города, и маршрут обязан иметь исторически стилизованный вид».
По мнению Давыдова, главная цель — превратить задворки города в некую достопримечательность, а для этого тропа должна пройти именно по историческому центру города, а не только в пойме, на чём сделали акцент архитекторы.
«Живописные места — они сложные в исполнении, но это синергия с Ново-Иерусалимским монастырем и исторической частью города», — заключил Николай Анатольевич.
Резюмируя эмоциональные обсуждения, председатель Комиссии по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов Константин Косенков отметил среди основных моментов необходимость добавления вариантов трассировки в эскизный проект, проработку визуализации в связи с иными предложениями архитектурного характера и с учётом гидрологических особенностей территории.
Рабочая встреча по оценке возможностей маршрута уже запланирована на ближайшее воскресенье, 25 ноября. Остаётся надеяться, что общественники и неравнодушные истринцы всё же найдут консенсус и общими усилиями разработают маршрут, который оценят и на федеральном уровне, ведь реализация проекта выльется в копеечку даже по общероссийским меркам.