5 декабря 1941 года. Начало контрнаступления
- вторник, 5 дек 2017, 13:11
- 0
- 5.7K
- вторник, 5 дек 2017, 13:11
- 0
- 5.7K
«Враг пришел на нашу землю, не ведая, что сражаться здесь будут не только люди, но и природа».
Афанасий Павлантьевич Белобородов
Нам, молодому поколению, сложно представить Истру в годы Великой Отечественной войны – полностью разрушенной, подорванной и сожжённой. Воссоздать ужасную картину помогают фотографии тех лет, исторические сводки и воспоминания ветеранов.
76 лет назад, с октября по декабрь, здесь, на нашей земле, велись ожесточённые бои, ни один клочок земли не сдавался без боя. 26 ноября фашистская авиация полностью разбомбила город, в страшных руинах лежал Ново-Иерусалимский монастырь, вокруг огонь, взрывающиеся снаряды, падающие стены и плотный туман от дыма.
Затишье наступило 5 декабря. Враг выдохся, и началось контрнаступление советских войск. 25-километровый рубеж обороны прошёл по линии населённых пунктов Крюково – Бакеево – Шеметково – Нефедьево – Турово – Петровское – Селиваниха – Ленино – Рождествено – Аносино – Падиково – Покровское – Захарово – Обушково – Юрьево – Козенки – Чесноково. Ставка, Генеральный штаб и штаб Западного фронта уточняли детали плана контрнаступления по всей длине полукольца, стянувшего столицу.
«Контрнаступление советских войск у рубежей Москвы готовилось в строжайшей секретности. Даже командиры дивизий узнавали план действий лишь накануне. В ночь на 6 декабря 1941 года командира 9-й гвардейской дивизии Афанасия Павлантьевича Белобородова и комиссара Михаила Васильевича Бронникова вызвали в штаб 16-й армии. Генерал Малинин, подойдя к карте, на которой графически, с рубежами и сроками выхода к ним был отображён армейский план наступления, объяснил боевую задачу «Группы Белобородова». Войска правого фланга и центра армии переходили в наступление утром 7 декабря, а левого фланга, в том числе дивизия Белобородова, — на сутки позже. В самом общем виде план действий 9-й гвардейской дивизии сводился к нанесению двух одновременных охватывающих ударов: главного (вдоль Волоколамского шоссе и Ржевской железной дороги на станцию Снегири и деревню Трухоловка) и вспомогательного (на село Рождествено и далее на деревню Жевнево). Затем комдива и комиссара принял командующий армией Константин Константинович Рокоссовский. Белобородов доложил о направлениях главного и вспомогательного ударов, о группировке войск, об артиллерийском обеспечении. Командарм одобрил намётки и спросил о делах под селом Рождествено, на что Афанасий Павлантьевич ответил: «Село сильно укреплено, а 40-я бригада не имеет ещё боевого опыта. Вечером противник подтянул танки». Рокоссовский согласился:
«Всё верно. И боевого опыта нет, и мороз жестокий, и снег по пояс, да ещё танки. Обороняться мы научились, будем учиться наступать. Ну, гвардия, успеха вам! Встретимся в Истре…» 7 декабря дивизии должны были вручить Гвардейское знамя, но торжество перенесли в связи с готовящейся операцией.
Полномасштабное наступление на Истринском направлении началось 8 декабря. 9-я гвардейская дивизия Белобородова двигалась вдоль Волоколамского шоссе от Снегирей на Истру, 1-я танковая бригада Катукова вместе со 108-й стрелковой дивизией Биричева — от Павловской Слободы вдоль рек Истра и Малая Истра. В ночь на 8 декабря, за несколько часов до начала наступления, разведгруппа принесла Белобородову из Рождествено новость: крупных сил немцев в селе не обнаружено: либо противник покинул село, заняв другой оборонительный рубеж, либо ввёл разведчиков в заблуждение. Пришлось разведпоиск повторить. Оказалось, что немцы из села никуда не ушли. На подходе к восточному оврагу разведчиков встретил сильный, хорошо организованный огонь. Удалось засечь несколько новых огневых точек. Немцы прекрасно понимали, что закрепиться на занятых рубежах им не удастся. Зная о переходе советских частей в наступление на других участках фронта, командир немецкой дивизии СС «Рейх» Вильгельм Биттрих 8 декабря отдал приказ о занятии оборонительной позиции западнее Истры.
Как и было запланировано, 8 декабря 9-я гвардейская дивизия и приданные ей 36-я и 40-я стрелковые бригады перешли в наступление. Все части пытались решить исход боя во фронтальных атаках, и лишь к ночи приняли решение не выбивать фашистов из укреплений, а обойти лесом, выйти на Волоколамское шоссе западнее посёлка Снегири и окружить немецкие части. Обходной маневр 258-го полка был проведён быстро и чётко. Бойцам пришлось совершить более чем десятикилометровый марш. Боеприпасы, продовольствие и прочее имущество красноармейцы несли на плечах. И всё это — в ночную тьму, мороз, по многочисленным, укрытым снегом минным полям.
Этот план Белобородова совпал с планомерным отходом фашистских войск, поэтому в окружение попала не вся дивизия немцев, а лишь её арьергардные части. Незадолго до этого на поле у села Рождествено произошёл бой, не подтверждённый пока никакими документальными записями. Об этом вспоминали только старожилы города Дедовск. В частности, бывший тогда подростком-ополченцем Владимир Михайлович Дудыкин рассказывал, как, сидя в окопах второго эшелона, вдруг услышал со стороны станции Гучково шаги сотен ног. «По центральной улице, как на параде, шли моряки, человек восемьсот. Моряки прошли через город за небольшой лес, где стояли наши передовые войска. Началась оглушительная стрельба, а через час всё стихло». Вскоре Дудыкина послали посмотреть, что произошло. Владимир «не поверил своим глазам: всё поле было чёрно-серым. Наши моряки и немцы лежали вперемешку», - из статьи краеведа Сергея Мамаева.
Утром 9 декабря Снегири и Рождествено были освобождены, а 10 декабря боевые действия развернулись на подступах к Истре. Полностью очистить город от врага удалось только к вечеру 11 декабря. Ожесточенные бои вели стрелковые батальоны лейтенанта Юсупова и майора Романова и главные силы 40-го и 131-го стрелковых полков Коновалова и Докучаева, пришедшие на помощь.
Истра – первый подмосковный город, освобождённый от немецко-фашистских захватчиков на Волоколамско-Истринском направлении и один из первых в Московской области.
Факты:
В первые дни Великой Отечественной войны добровольцами ушли на фронт около 10 000 истринцев. Всего же за годы войны в армию и на флот были призваны более 20 000 жителей города и окрестностей.
С фронта не вернулись 8 385 человек. Из них 2804 человека погибли в бою, 832 умерли от ран и болезней, 124 замучены в немецко-фашистском плену, 4 625 пропали без вести.
За время пребывания в районе немецкие солдаты повесили, расстреляли и замучили 477 мирных жителей, 255 изувечили и ранили. 31 110 жителей остались без крова и имущества. Оккупанты полностью разорили в районе 72 колхоза, сожгли дотла 63 населённых пункта. Только в Истре они сожгли и разрушили 1 084 строения, восемь магазинов, электростанцию, три детских сада, Дом пионеров, четыре средние школы, большую городскую библиотеку, кинотеатр, дом А.П. Чехова, больницу.
Гитлеровские изуверы взорвали мировую жемчужину, гордость русского народа – Ново-Иерусалимский монастырь. Более 11 000 человек отдали свои жизни за освобождение Истринского района. 16 истринцев стали Героями Советского Союза.
Фотографии взяты из сети Интернет