Музыка воздуха, металла и машин прозвучала в музее «Новый Иерусалим»
- понедельник, 17 мар., 15:42
-
0
-
635
- понедельник, 17 мар., 15:42
-
0
-
635
Первый концерт и лекция музыкально-просветительского цикла «Время, вперёд!» прошли 15 марта на сцене музея.
Могут ли «звучать» картины художника? Какую музыку сочиняли 100 лет назад? Что вдохновляло музыкантов первой четвери двадцатого столетия и чем созвучен музыкальный авангард 20 годов прошлого века дню сегодняшнему?
Выставка художественных работ Александра Лабаса «Невесомость» в музее «Новый Иерусалим» стала отправной точкой создания масштабного музейного культурно-просветительского проекта «Время, вперёд!», который позволяет не только увидеть, но и услышать, как развивалась наша страна на заре двадцатого столетия.
Художник, который обладал абсолютным музыкальным слухом и слушал музыку, когда работал с красками, говорил: «Моя живопись – это симфония, только симфония цвета».
Союз живописи и музыки (цвета и звука) в мироощущении Александра Лабаса и подсказал идею музыкально-просветительского проекта «Время, вперёд!», объединившего цикл из трёх лекций и шести концертов.
На полотнах Александра Лабаса мы видим технические новинки того времени: аэростаты, первые самолёты, поезда, метро. Художника интересовали не сами по себе механизмы, а ощущения людей в этом новом пространстве.
Он старался запечатлеть неведомые раньше ощущения скорости, невесомости, полёта.
Можно ли отразить эти ощущения в музыке, и если да, то какими средствами и инструментами? Этими вопросами задавались и композиторы, творившие в начале 20 века. Удалось ли им найти ответы? Первый концерт музыкально-просветительского цикла «Время, вперёд!», который назывался «Гимн машинерии», дал исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Ансамбль солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории исполнил сочинения Сати, Мийо, Антейла, Мосолова, Дешевова и Прокофьева. Музыкальный конструктивизм 1920-х, которому посвящён вечер, отразился в названиях пьес: «Каталог сельскохозяйственных машин», «Рельсы», «Завод», «Аэроплан», «Прибытие тракторной бригады в колхоз».
Главный дирижёр ансамбля «Студия новой музыки» Игорь Дронов отметил, что этот проект — уникальная возможность услышать произведения, которые сегодня крайне редко исполняют, но которые, тем не менее, очень интересны с точки зрения поиска новых выразительных средств в музыке, новых приёмов.
Зрителям была предоставлена возможность перед началом концерта увидеть выставку работ Александра Лабаса «Невесомость» и послушать лекцию автора идеи, куратора и ведущей цикла, музыковеда Юлии Де-Клерк.
Зрители отметили, что и лекция и концерт однозначно раздвигают рамки нашего представления о музыкальной культуре начала двадцатого столетия и о развитии молодой Страны Советов в целом.
Особенно яркое впечатление на зрителя произвела игра на терменвоксе — первом электромузыкальном инструменте, который физик и музыкант Лев Термен создал столетие назад.
У этого инструмента нет ни струн, ни клавиш. Мультиинструменталист Олеся Ростовская играла на терменвоксе, двигая руками в воздухе и воздействуя на электромагнитное поле. Звуки терменвокса кажутся неземными, настолько необычно звучит этот инструмент.
Александр Лабас устремлялся ввысь в своих картинах, и терменвокс как будто наполнили невесомость Лабаса неповторимым звучанием. Живопись продолжилась в музыке, как и мечтал художник...
Организаторы проекта «Время, вперёд!» рассказали, что у каждого концерта цикла будет своя изюминка. Цикл объединяет три лекции и шесть концертов, завершающий — 24 мая.
Следующая концертная программа «Perpetuum mobile. XX век» состоится 29 марта.
В исполнении пианиста Сергея Каспрова зрители услышат знаковые сочинения композиторов эпохи «музыкального футуризма», которые отрицали классические правила и проявления романтизма, создавая земную, повседневную «музыку» современного города.
Лауреат международных конкурсов пианист Сергей Каспров представит зрителям произведения Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Эрика Сати, Джона Антейла, Франсиса Пуленка, Бэлы Барток.
Директор музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко подчеркнула, что цикл «Время, вперёд!» открывает традицию представления специальных музыкальных программ в рамках больших выставочных проектов:
«Куратор цикла концертов и лекций к выставке Александра Лабаса «Невесомость» Юлия Исааковна Де–Клерк подобрала интереснейшую программу, которая позволит зрителям проникнуться духом эпохи, в которой жил художник, его главными образами, и тем, что волновало его современников. Формат просветительской работы не просто очень органичен для музея, но и, уверена, существенно обогатит посетительский опыт наших гостей».
В дни проведения цикла «Время, вперед!» зрители смогут по билетам на концерты посетить все выставки музея «Новый Иерусалим», в том числе выставку «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», вдохновившую на создание цикла.
Для зрителей, решивших посетить несколько концертов цикла, действует специальная скидка — 20 %. Она сработает при оформлении билетов на два и более концерта цикла в одном заказе.
Подробности о концертах и лекциях музейно-просветительского проекта "Время, вперед" — на сайте музея.
Фото: пресс-служба музея "Новый Иерусалим"