Борис Смотров: яркие эффекты парадоксальных образов
- понедельник, 11 фев 2019, 12:26
- 2
- 2.1K
- понедельник, 11 фев 2019, 12:26
- 2
- 2.1K
На днях в стенах Музейно-выставочного комплекса "Новый Иерусалим" открылась выставка московского художника Бориса Смотрова, приуроченная к 50-летию творческой деятельности мастера.
По словам директора МВК "Новый Иерусалим" Василия Кузнецова, это первый большой музейный проект, включающий и живопись, и плакатную графику Бориса Смотрова одновременно, который позволит продолжить межрегиональное взаимодействие с партнёрами и коллекционерами. Во многом благодаря им стала возможна и сегодняшняя выставка: 36 работ живописи и 34 произведения плакатной графики представлены именно из собраний коллекционеров Александра Воронина и Валерия Дудакова.
Как отмечает куратор выставки, искусствовед и заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ Марина Кузина, творчество представленного на выставке художника поражает яркостью и красочностью цвета: "Смотров в каждой своей работе экспериментирует, работая в свободном поиске формы и цвета, обобщает, доводит до крайней стилизации. Так формируется своеобразный стиль Бориса Смотрова и происходит в его искусстве самое главное, самое важное — поиск своей темы, своих выразительных приёмов, связанных с народным творчеством и великими художниками русского авангарда.
"Нас свело моё творчество и его натура художническая", — говорит Смотров о Александре Воронине. Последнему удалось не только сделать подарок для автора, приняв участие в организации выставки, но и удивить художника. По словам мастера, в таком качестве, в такой подборке и в такой экспозиции свои работы ему видеть не доводилось. Сам же "Новый Иерусалим открыл для Смотрова новое пространство, где ранее он никогда не был.
"Моё творчество родилось очень сложно. Меня всегда тянуло к локальным цветовым отношениям, в чём меня всегда поправляли. Мой путь — условно реалистический: «условно» дает мне возможность присутствия там моего «я», а реалистический — это Божий мир, и его покидать нельзя", — рассказывает о своих работах художник.
В живописи, по собственному признанию, мастера интересует и крестьянская культура — как здоровое начало, и иконопись до 15 века, и первый авангард — как лучшее проявления реализма, прошлого и настоящего. Есть у художника и свои идеалы, которые непременно видны в его работах, среди них например, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни Алексей Венецианов, и жанровый портретист Борис Кустодиев и известный советский художник-живописец Игорь Грабарь. Своей самой что ни на есть музой Смотров считает портрет неизвестной крестьянки в русском костюме — одно из известнейших произведений русского художника Ивана Аргунова.
«Его профессиональные искания в достижении единства цвета и формы, гармонии композиции, которая сочетается с особенностью его творчества натуры и подсознательностью его чувства красоты. Его вдумчивое, серьёзное отношение к творческим поискам — это тот путь, выбранный им, который позволяет и дальше развиваться, быть «непохожим» и оригинальным», — пишет о художнике доктор искусствоведения Светлана Грачева.
Работа с крупными плакатными формами в большом творческом коллективе, где выполняли плакаты также ведущие профессора и художники-воспитанники Суриковского института, стала для Бориса Смотрова хорошей школой и позволила двигаться дальше в поисках индивидуального пути в искусстве, тем логичнее присутствие на выставке целого зала плакатной графики.
По словам организаторов к выставке «Борис Смотров. Путь к авангарду» будет выпущен каталог, наиболее полно раскрывающий искусствоведческий анализ и место художника в современном искусстве.
Выставка продлится в музее "Новый Иерусалим" до 24 марта 2019 года.