Владимир Александрович Ширшов

«Ансамбль «Истра», детская музыкальная школа в нашем городе начинались в нашем доме», – поделилась воспоминаниями вдова Владимира Александровича, Тамара Александровна Ширшова. 

Владимир Александрович Ширшов

«С 7 по 23 февраля 2021 года, каждое воскресенье, на четырёх площадках г.о. Истра проходит фестиваль творческих коллективов имени В.А. Ширшова», – гласит афиша Истринского Дома культуры.

Февральские, или Ширшовские вечера в Истринском ДК проходят уже много лет. Я не была знакома с Владимиром Александровичем.  Когда работала в телерадиокомпании «Истра», довелось общаться с его вдовой, Тамарой Александровной.

Мои коллеги сделали видео очерк о Ширшове, и я рада, что могу поделиться с вами историей жизни и творчества Владимира Александровича, основываясь на воспоминаниях Тамары Александровны.

Увлечение музыкой у Владимира Александровича началось не вдруг. Родители были музыкально одарёнными людьми. Отец, Александр Фёдорович пел в церковном хоре Ново-Иерусалимского монастыря, играл на мандолине, гитаре.

Мама, Елизавета Петровна, – из семьи потомственных служителей церкви в селе Троицком. Вероятно, отсюда у Владимира Александровича и любовь к хоровому пению.

Как рассказала Тамара Александровна Ширшова, первыми инструментами Володи были медные тазы. «Они висели в чулане и были разного размера, при ударах по ним палочкой тазы издавали разный звук. Исполнителю «музыки» на медных тазах было всего 4 года.»

Первым настоящим инструментом у Володи стала мандолина, а первым музыкальным учителем для мальчика был отец. Вместе папа и сын даже давали концерты в «Народном доме». Сейчас это здание Истринского театра.

«Мальчик с огромными мамиными глазами, – вспоминает Тамара Александровна. — Вышли на сцену вдвоем с папой. Представьте: большая сцена, стоят два стула и выходят Ширшовы: папа и сын. Сын очень боялся и волновался, не сводил глаз с папы. Отец для него был и учитель, и помощник, и друг. Сыграли они очень хорошо, зал буквально взорвался аплодисментами и это была первая благодарность зрителей в жизни Володи».

Мальчик стал известен в городе благодаря своей редкой музыкальности.

На следующую ступень музыкального развития Володю Ширшова подняла учительница русского языка и литературы школы им. Тимирязева, а ныне Чехова, Наталья Летищева. Одежды она пришла в дом к Ширшовым, жили они тогда на Пушечной горе, и предложила мальчику ходить к ней домой, чтобы она могла учить его играть на фортепиано. Володя очень обрадовался, ходил на занятия каждый день, но уже через полгода учительница поняла, что эти занятия надо завершить. Дело в том, что за этот короткий срок мальчик научился всему, что она сама знала и умела в музыке. Наталья Летищева была твёрдо убеждена, что мальчик музыкально одарён, что его будущее связано с музыкой и, что Володе надо продолжать обучение. Она сумела убедить в этом и родителей своего талантливого ученика.

Настоящие уроки музыки начались у Владимира Ширшова, когда ему было 12 лет.

Он ездил заниматься в Москву, к известному музыканту, основателю теории лада Болеславу Леопольдовичу Яворскому.

«Учиться было очень тяжело. Володе было тогда уже 12 лет. Сесть впервые с педагогом за музыкальный инструмент в таком возрасте, это очень поздно. Заниматься нужно было много. А ведь тогда до Москвы еще не ходили электрички. Была одноколейная железная дорога, ездили поезда. Доехали до Манихино, стоишь ждёшь, когда проедет встречный поезд. Добирались до столицы за два, а то и за три часа».

Во время учёбы у Яворского умирает мама Володи. Возможно, именно сильнейшая жажда общения с музыкой, упорные занятия и помогли мальчику пережить это горе.

«Болеслав Леопольдович приучил Володю все делать на отлично. Это у него сохранилось на всю жизнь. Ему было совершенно все рано, где выступать: в сельском клубе или во Дворце Съездов. Если звучит музыка, значит она должна звучать хорошо. Тогда, у Яворского, Володя за три года освоил семилетнюю программу  детской музыкальной школы и блестяще поступил в Гнесинское училище сразу на два факультета: как теоретик он учился у Яворского, как пианист — у Нейгауза.

Одна из сестёр Гнесиных прочила Володе большое музыкальное будущее, но началась война…»

Владимир Александрович Ширшов с детства был близоруким, военному призыву не подлежал, но это не остановило его. Вместе со своими сверстниками он уходит в Горький, на военную учёбу, а потом на фронт.

«Из Истры их тогда ушло 100 человек добровольцев. В обычной своей одежде и обуви, с котомочками. Шли до Горького пешком. Добирались месяц. Вот из тех, кто тогда ушел с Володей, на фронте погиб каждый второй.

Володя прошёл всю войну, не было даже ранения. Ведь вот для чего-то его Господь уберёг! Значит действительно, было у него свое предназначение в этой жизни, и он его выполнил!»

Даже на фронте у Владимира Александровича всегда была с собой нотная тетрадь. А инструмент —– гармошку — бойцы нашли где-то в деревне.

В письмах отцу Володя писал: «Я стал знаменитым гармонистом. Как меня слушают ребята! Уставшие, не всегда сытые, но я вижу, как им нужна музыка…»

 В разрушенном польском городе Кутно посчастливилось Владимиру Александровичу играть на рояле. Володя сыграл для боевых товарищей настоящий концерт-экспромт. Вот как описывает этот момент в повести «Музыка – всю жизнь» Валерий Жуков (повесть была написана в соавторстве с Тамарой Ширшовой).

«…..и над развалинами вдруг понеслись чистые звуки прелюдии Шопена…. Он играл самозабвенно. Пальцы слушались, они не забыли то, чему он их так долго и упорно учил».

Уже после войны Владимир рассказывал своей жене, как после концерта они таскали какие-то доски с гвоздями, и молоденький лейтенант всё время говорил: «Володь, береги руки».

«Вы не поверите, он мне этот случай рассказывал, а у него самого слезы текли», – вспоминает Тамара Ширшова.

Победу Владимир Александрович встретил в Берлине.

В 1946 году вернулся домой. Все разрушено. Жить было толком негде, голодно, а мечты об Истре, как о музыкальном крае не покидали Ширшова. Ему хотелось собрать на Истринской земле большой многоголосый хор.

Поначалу основой песенного коллектива стал хор Троицкой церкви. Голоса классические, и репертуар был соответствующий. Ширшов решается на переделку. Сам композитор, пианист, он поворачивает весь свой талант, энергию в сторону народной песни.

«Он всегда говорил, что народная песня – это высшее мастерство!»

Но где после войны взять столько музыкально одаренных, увлечённых музыкой людей? Владимир Александрович  на велосипеде объехал все окрестные деревни и нашёл-таки тех, кто составил костяк будущего коллектива.

Ширшов пишет песни, делает музыкальные обработки. Первый концерт хора «Истра» состоялся 10 марта 1948 года. Зрители приняли «на ура».

В 1962 году ансамблю «Истра» присвоено почётное звание «народный коллектив». Ширшов — автор 30 крупных музыкальных произведений, свыше 100 песен и романсов и сотен обработок и партитур.

Много встречались, общались, работали. «Кого только не было в нашем доме: от трактористов до композиторов, — но все были талантливые. Он как магнит притягивал к себе одарённых людей».

Он открыл и огранил певческий талант Владимира Жумаева, Николая Гордеева, Тамары Орловой, Галины Гусевой, Валентина Румянцева,

Вот воспоминания солистки ансамбля Евдокии Ермаковой: «Училась я в Чеховской школе. В хор попала с восьмого класса. Владимир Александрович и привёл нас в народный хор, который организовывал. Места для занятий не было. Занимались там, куда пускали: в милиции, в кинотеатре, — да где только не были, пока не построили Дом культуры. Без ансамбля я не могу существовать».

Но хор — это не единственное, что создал Владимир Александрович для своих земляков. Его стараниями были открыты Истринская, Дедовская, Ново-Петровская музыкальные школы, Истринская народная филармония, Союз композиторов-песенников Подмосковья.

Жизнь связала Владимира Александровича и с Истринским театром. Отец Ширшова был в числе первых актеров нашего театра. Агриппина Александровна, вторая жена отца Владимира Александровича тоже играла в театре, а Владимир не раз писал музыку к спектаклям. Сохранились даже старые афиши, на которых указано: "Музыкальное оформление – Вл. Ширшов".

«Мне особенно запомнилось, как он музыкальную школу в Истре открывал», — продолжает рассказ Тамара Ширшова.

«Для того, чтобы документально эту школу оформить, нужно было помещение, преподаватели и целых три фортепиано. Представляете? ТРИ! Ничего не было. Владимир Александрович сам вёл теорию, историю музыки, сам учил играть на своих инструментах. Он был один, но у него всё получилось! Мне и сейчас кажется, что у него была какая-то связь с высшими силами. Ему как будто оставили план, по которому надо работать — и он работал!»

Истринская музыкальная школа была открыта как вечерняя в сентябре 1960 года Владимиром Александровичем Ширшовым на базе Истринского Дома культуры для 100 детей. 1 ноября 1960 года школа отделилась от Дома культуры.

1 сентября 1962 года по распоряжению Исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся была открыта Детская музыкальная школа, директором которой в порядке перевода из вечерней музыкальной школы стал Владимир Александрович Ширшов. В том же году, благодаря авторитету и настойчивым просьбам директора, школа получила свое собственное здание на улице Шнырёва в Истре. С великим трудом и помощью родителей здание капитально отремонтировали, и школа начала жить самостоятельной жизнью.

Преподавателями становились его ученики. А руководителяит всех творческих коллективов района, включая оркестры народных инструментов, вокальные коллективы, академические и  народные хоры, инструментальные ансамбли, были «птенцы гнезда Ширшова».

 В Истринской музыкальной школе и сейчас звучит фамилия Ширшовых. Преподавателем по классу гитары здесь работает сын Владимира Александровича,  Александр Владимирович Ширшов. Каждый год в начале февраля в стенах школы проходит торжество, посвящённое её основателю и возделывателю музыкальной, песенной культуры на Истринской земле, Владимиру Александровичу Ширшову.

При подготовке статьи использованы материалы видеоочерка, подготовленного ТРК «Истра» к 90-летию со дня рождения В.А. Ширшова, автор — Татьяна Щербаненко.

 

 


Поделитесь историей

Александр Голованов. Жизнь и смерть на высоте История Истринской районной молодёжной общественной организации «Клуб ИСТОК»
  • Аватар
    Гость
    Четверг , 04 мар. в 14:40
    0
    Ответить

    Самые светлые воспоминания о Владимире Александровиче... занимались в доме с печкой в 1962 году. Мы старались очень не разочаровать его... а он играл нам Бетховена...

    • Аватар
      Гость
      Четверг , 15 апр. в 21:58
      0
      Ответить

      И ни слова о том, что самой Тамаре Александровне на днях исполнилось 90 лет, что она много сделала для культуры Истры, что она была душой библиотеки, что о ней нельзя сказать ни одной казенной фразы... Она не сумела стать чиновником, не заслужила оваций и восхвалений, пусть так, но Тамара Александровна - дай ей Господь ешё многая лета - живая история Истринской библиотеки и истринской культуры.

  • Аватар
    Гость
    Четверг , 04 мар. в 09:25
    0
    Ответить

    Уважаемый автор! Во всех статьях о Владимире Александровиче указана дата рождения 1923. Почему вы пишете о столетии со дня рождения?

  • Аватар
    Гость
    Четверг , 04 мар. в 08:34
    0
    Ответить

    Замечательная статья! Много нового узнала о Владимире Александровиче. Светлая память и низкий поклон замечательному человеку! Но, пожалуйста, исправьте ошибки и описки в статье.

  • Аватар
    Гость
    Понедельник , 15 февр. в 20:59
    0
    Ответить

    Спасибо Тамаре Александровне за то, что хранит память о муже, талантливом музыканте, подвижнике! Очень жаль, что традиции Владимира Александровича в теперешнем хоре "Истра" ушли в прошлое. Нет уже той напевности , слаженности в исполнении, да и репертуар далеко не ширшовский!

  • Аватар
    Гость
    Воскресенье , 14 февр. в 21:35
    0
    Ответить

    Была история, да сплыла! Смена руководства ДК три если не более оставила Истру без классической музыки. Вокал исчез навсегда. Псевдомузей в погребе имитирует поддержку искусства - за тридевять земель. Проще в ДК Дедовска сьездить!

  • Показать еще 3 ответа

Обсудить

Аватар