Новостная лента
Сообщить новость
Народные новости
Опубликовать новость
  • 12 апреля 2017, 18:34
  • 554
  • 2

Работа над орбитальным кораблём «Буран»

Лина Широких — жительница Истринского городского округа и бывший сотрудник Научно-производственного объединения «Молния», которое занималось разработкой космической транспортной системы «Буран». Ко Дню космонавтики мы публикуем рассказ Лины о запуске орбитального корабля. 
Работа над орбитальным кораблём «Буран»

В 1971 году почти весь наш выпуск Аэрокосмического факультета МАИ распределили в Подлипки, кого - в НПО «Энергия», кого - в Центральный научно-исследовательский институт. Я оказалась в ЦНИИМАШ, так как делала там диплом. Темой диплома был спускаемый на Марс аппарат из проекта «Аэлита». Я честно рассчитывала динамику спускаемого аппарата, его углы атаки, чертила кабину, рисовала плакаты.

Члены комиссии оценили мой диплом на отлично. Через некоторое время нам предложили перейти в ЦКБМф в Фили, где начиналась работа над новым проектом космической станции. Почти все наши ребята перешли туда, так как это ближе к дому и была перспектива выбора направления работы. Так я оказалась в отделе прочности, а мой муж - в отделе проектирования.

23 февраля 1976 года постановлением правительства в Москве было образовано новое Научно-производственное объединение «Молния» с целью участия в разработке многоразовой космической транспортной системы.

В это время в США уже полным ходом шли работы по созданию крылатой космической системы «Спейс Шаттл». Новому объединению поручили разработку многоразового орбитального корабля «Буран» под руководством генерального конструктора академика РАН Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. И опять мы почти всем выпуском рванули на новое дело. В НПО «Молния» были собраны лучшие научно-технические кадры.

Была создана передовая научная, производственная и испытательная база. Работать на новой вычислительной технике и под руководством опытных специалистов было очень интересно. Порой забывали о еде и отдыхе, засиживались допоздна, работали и в выходные. Многие защитили кандидатские и докторские диссертации. В том числе мой муж.

При создании нашего космического корабля, конечно, использовались данные об американском проекте. Однако наш корабль - далеко не копия американского. Главное отличие нашей системы в том, что основой является мощная ракета «Энергия», к которой крепится орбитальный корабль «Буран», отделяющийся от неё после выхода на орбиту. Как корабль, так и ракета имеют свои автономные системы управления. Ракета после отделения «Бурана» снижается и частично сгорает в атмосфере. Таким образом спасаемым - то есть многоразовым - является только орбитальный корабль «Буран», а ракета со своей системой управления и мощными маршевыми двигателями гибнет. Поэтому проект оказался дорогостоящим.

Одной из причин выбора такой схемы было желание создать сверхмощную ракету-носитель, которая послужит для выполнения других задач, что она и делает до сих пор. В американской системе основой является сам корабль, установленный на большом топливном баке, к которому крепятся дополнительные пороховые ускорители. Все двигатели и система управления размещены на корабле и возвращаются вместе с ним на землю, а ускорители, отработав в первые же минуты после старта, отделяются и опускаются на парашютах в океан, после чего поднимаются на борт корабля для ремонта и последующего использования. Сгорает в атмосфере топливный бак — самый дешевый элемент системы.

15 ноября 1988 года итогом наших многолетних трудов стал запуск орбитального корабля «Буран» с космодрома Байконур и его автоматическая посадка. Нашей радости не было предела!

Что было потом — всем известно: перестройка и закрытие проекта...

Лина Широких

Фото и видеоматериалы предоставлены автором.

Поделиться:
Авторы: Редакция Истра.РФ
Вы не авторизованы.
Аватар пользователя barma
barma12 апреля 2017, 20:13
Правильно, что закрыли программу. Поневоле оказались умнее американцев, которые Space Shuttle "тянули" еще столько лет, спуливая туда миллиарды долларов. Правда, сей факт не пошел нам на пользу и, ладно там голодные 90-е, но ведь мы и все сытые нулевые прос%али в космической отрасли. А теперь поезд ушел, у российской отрасли почти не осталось ничего конкурентноспособного и востребованного на мировом космическом рынке. Так, по мелочи - "дожигаем" двигатели, делаем некоторые компоненты для спутников, но берем уже только низкой ценой. Пройдет еще лет пять-семь и ничего на российском космосе, кроме креста водрузить уже не получится :( Кроме кардинального смены курса страны ничего не поможет.
Аватар пользователя Лина
Лина13 апреля 2017, 8:28
С праздником Лина. Хорошо помню Вас и Ваших однокурсников. Работала в отделении динамики. Посадка Бурана это чудо. Ощущение, что он живой.

Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.