Новостная лента
Сообщить новость
Народные новости
Опубликовать новость
  • 13 апреля 2015, 14:23
  • 256
  • 2

История одного самолета

Настоящий самолет практически в центре города! Для Истры в те годы это стало настоящей сенсацией. Корпус самолета привезли и установили ночью, и жители дома № 21 по улице Юбилейной, выглянув с утра в окно, были просто потрясены, увидев на поляне самолет без крыльев (стоит припомнить, что в те годы был бешено популярен фильм «Экипаж»). В городе только и разговоров было, что о новой достопримечательности, в сквер толпами приходили и стар и млад – рассмотреть вблизи белокрылого красавца. Раньше такое было возможно только на летном поле или на ВДНХ.
История одного самолета

Каждый город, от мегаполиса до маленького провинциального, имеет свою историю. Как из кусочков мозаики, она складывается из памятных событий и мест, заветных уголков и городских легенд. Облик города меняется, часто даже исторически значимые объекты теряют свой первоначальный вид, а что уж говорить о менее заметных - как это ни печально, они и вовсе исчезают, оставаясь лишь в нашей памяти.

О том, что в далекие 80-е в одном из уютных зеленых скверов неподалеку от сегодняшнего Центра досуга, гордо расправив 37-метровые крылья, «приземлился» пассажирский самолет Ил-18, сегодня помнят, пожалуй, лишь коренные жители района.

Настоящий самолет практически в центре города! Для Истры в те годы это стало настоящей сенсацией. Корпус самолета привезли и установили ночью, и жители дома № 21 по улице Юбилейной, выглянув с утра в окно, были просто потрясены, увидев на поляне самолет без крыльев (стоит припомнить, что в те годы был бешено популярен фильм «Экипаж»). В городе только и разговоров было, что о новой достопримечательности, в сквер толпами приходили и стар и млад рассмотреть вблизи белокрылого красавца. Раньше такое было возможно только на летном поле или на ВДНХ.

Интересно: Среди истринцев была в ходу такая шутка: а почему самолет поставили рядом с домом председателя исполкома? Говорят, он на нем улететь сможет, если что?!

Со временем выяснилось, что в сквере планируется создать целый комплекс учебно-тренировочной базы для подростков, которые мечтают о героической профессии летчика. Позже под боком у «Илюши» примостился «младший брат» - чешский учебно-тренировочный самолёт L-29. В планах была и установка вертолетов МИ-24 и МИ-6 (по некоторым данным, на это даже были выделены деньги). Напротив самолетов планировалось установить стелу в память о летчиках, погибших в Великую Отечественную войну.

Интересно: В нашем городе когда-то был довоенный аэродром, он находился примерно в том месте, где сегодня расположен спортивный комплекс «Арена-Истра». В 30-х годах при нем существовала авиационная школа, перед войной она подготовила ряд специалистов, которые потом стали высококвалифицированными пилотами, участвовали в военных действиях. Во время войны поле было разбито, и аэродром уже не возродился.

...А началось все в 1986 году с Клуба юных летчиков, который образовался с одной единственной целью заинтересовать мальчишек профессией авиатора. Первым и единственным руководителем Клуба был Владимир Филиппычев, он собрал около себя истринских пацанов, и начались тренировки. По воспоминаниям одного из подопечных Клуба, Дмитрия Свиркина (сегодня Дмитрий возглавляет авиамодельный кружок на базе ЦРТДиЮ "Ровесник"), в самолете находился учебный класс, который состоял из двух рядов парт (ширина самолета это позволяла) и кабины пилота; в первом салоне находился музей. Мальчишки проходили обучение курсу летной школы ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Интересно было все начиная от теории полета и заканчивая аэронавигацией. На занятия ходили в специальной форме: к обычной школьной форме пришивались погоны и шевроны. Престижным считалось получить курсантские погоны. На базе военной присяги была разработана своя присяга юных летчиков. У ребят была голубая мечта - покорить пятый океан, прикоснуться руками к небу.

Кстати, это был не единственный клуб, которому посчастливилось базироваться на настоящем самолете. Соседями юных летчиков был военно-патриотический клуб «Синева» - очень популярный в Истре клуб, в котором занятия с молодежью проводили ребята-«афганцы». Клуб насчитывал до 200 человек.

В 1988 года на базе военно-патриотического клуба "Синева" и Клуба юных летчиков был создан Истринский учебно-производственный комбинат (УПК). Мальчишки и девчонки - старшеклассники сельских и городских школ района, возвращаясь домой после занятий, с неподдельным восторгом рассказывали родителям и друзьям о своих первых маленьких успехах в авиационном или парашютно-десантном клубах при УПК. Здесь они учились летать, прыгать с парашютом, преодолевая страх и подростковые комплексы. Теорией ребята занимались в УПК, а на базе Серпуховского авиационно-спортивного клуба, Тушинского АСК им. Чкалова и Московского аэроклуба (аэродром Волосово, г. Чехов) проверяли свои познания и твердость характера на практике. Только за 1990-91 учебный год учащимися парашютно-десантного отделения был совершен 461 парашютный прыжок, а юными летчиками выполнено 1247 полетов. В тот же год 30 человек получили 3-й спортивный разряд по парашютному спорту и 4 человека - по самолетному спорту. Ребята неоднократно принимали участие во Всероссийском сборе подростковых клубов десантного и авиационного профиля в ВДЦ "Орленок" (Туапсе), в фестивале юных авиаторов в Ейске, занимали призовые места, получали награды, грамоты. Победам своих воспитанников искренне радовались наставники - В.С. Филиппычев, В.Г. Голочалов, П.А. Кущенков, В.А. Лосев, С.В. Куликов. Это был общий успех. И "Синева", и авиационный клуб военно-патриотическими назывались неспроста - в них преподавались не только уроки техники и мастерства, но и уроки мужества и патриотизма

Интересно: «Наш» Ил-18 был снят практически с рейса. Перед тем, как его транспортировать в Истру, с него сняли только приборы аэронавигации. Подопечным клуба однажды удалось с помощью аккумуляторов запустить приборные панели. В клубе долгое время жила идея восстановить одну из турбин самолета. В одном из салонов сохранились пассажирские кресла. Кабина пилота была полностью исправна штурвал, кресло, приборы...

А теперь - о грустном. Непростые события 1993 года привели к тому, что Клуб юных летчиков прекратил свое существование. Самолет остался бесхозным. По воспоминаниям бывшего секретаря исполкома Юрия Доронина, к председателю исполкома однажды обратились с просьбой разрешить организовать на базе самолета что-то наподобие кинопроката. Однако в те годы на самолете такого же типа в каком-то южном городе случился пожар, пострадали дети, поэтому пожарные наотрез отказались выдать разрешение на осуществление данной идеи. Без хозяйской руки и присмотра самолет начал быстро разрушаться. Не обошлось без вандализма: пожар все же случился, сильно пострадал фюзеляж, многое было раскурочено руками праздношатающихся подростков. Руководители района пришли к решению убрать самолет с лица Истры, однако это оказалось намного сложнее, чем его установить. Опуская многочисленные детали, отметим лишь, что в 1995 году Ил-18 все же распилили газосваркой на огромные части и вывезли в неизвестном направлении.

Так «Истринский самолет» ушел в историю... Около 10 лет простоял он в парке нашего города. Романтика неба ушла в прошлое, профессия летчика перешла в разряд непрестижных. Куда более актуальными становились профессии бухгалтера, брокера, рейдера...

Ирина Усик

Автор выражает благодарность в помощи при подготовке материала Дмитрию Свиркину и Юрию Доронину.

Использованы материалы сайта http://www.istra.ru/~upk/right.html

Фото из архивов В.Павлова, А.Баландина

Поделиться:
Авторы: Редакция Истра.РФ
Вы не авторизованы.
Аватар пользователя samorodok
samorodok13 апреля 2015, 4:11
Огромное спасибо Вам,ИрУсик!
Аватар пользователя Aleks65
Aleks6513 апреля 2015, 12:03
Статья просто супер) ИрУсик респект. Вспомнил свое детство проходящее возле этого самолета

Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.